УДК 7.01
Калеева Ж. Г., доцент
ГАОУВО ЛО ЛГУ им. А.С. Пушкина
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ГРАНИ
РЕЖИССЁРСКОГО И АКТЁРСКОГО ДЕБЮТА: АНАЛИЗ ЭТЮДА МАРИНЕТТ МОРТЕМ «МЕНЯ ЗДЕСЬ НЕТ»
Аннотация: Глава посвящена всестороннему анализу режиссёрского и актёрского дебюта Маринетт Мортем в форме моноспектакля «Меня здесь нет». Исследуется формирование авторских взглядов, режиссёрского почерка и артистической индивидуальности Маринетт Мортем в контексте её ранних творческих поисков. Проводится оценка новаторских подходов, использованных Маринетт, и анализируются художественные достоинства и возможные недостатки её первой самостоятельной работы. Обосновывается особая ценность выбранного материала для рассмотрения экзистенциальных проблем и размышлений о самоидентификации и социализации личности в условиях современного общества. Рассматривается специфика режиссёрского управления сценическим пространством и временем, техническая сторона театрального производства, характеристики актёрской игры и её связь с её замыслом, как режиссёра.
Ключевые слова: экзистенциализм, режиссура, актёрское мастерство, формирование стиля, дебют, этюд, Маринетт Мортем, психология искусства, эмоциональная глубина, художественная реализация, социализация, деперсонализация, самоидентификация, социальная дезориентация, образ персонажа, режиссёрский стиль, актёрская стратегия, авторское мышление, интроспекция, специфика жанра, монодрама, архитектура образа, проблематика, экспериментальная режиссура.
В этой главе монографии представлен детальный анализ дебютного режиссёрского и актёрского этюда Маринетт Мортем «Меня здесь нет», отмеченного оригинальной постановочной техникой и высоким уровнем художественной самобытности. Рассматриваются специфические черты её режиссёрского стиля, оказавшие существенное влияние на дальнейшие работы Маринетт Мортем, а также особенности её актёрской игры, выявляющей новаторские подходы и креативные решения. Изучается механизм взаимодействия режиссёрского замысла и актёрского воплощения, определяемый тонким балансом эмоционального выражения и рационального структурирования. Объясняется своеобразие режиссёрского почерка Маринетт, характеризующегося чувством меры, точностью кадрового и сценического построения и выразительностью визуального ряда. Оценивается оригинальность решения пространственно-временных композиций, используемых в этюде, а также эмоциональная насыщенность образов, созданные благодаря продуманному монтажу и подбору музыкальных фрагментов.
Деперсонализация в современном искусстве: моноспектакль «Меня здесь нет» Маринетт Мортем. Рассмотрим технику режиссуры и актерской игры, применяемые в театральном этюде, и проанализируем, каким образом автор использовал существующие методики и привнес новые подходы в процесс творческого выражения переживаний героини.
Проведем исследование символического значения и художественных особенностей этюда «Меня здесь нет», выполненного Маринетт Мортем в качестве студенческой работы на первом курсе режиссуры кино и телевидения. Рассмотрим ключевые элементы постановки, включая визуальные образы, звуковое сопровождение и режиссерские приемы, используемые для передачи глубокого эмоционального состояния персонажа, находящегося в состоянии деперсонализации. Проанализируем психологическое состояние лирическойо героини, выраженное через отсутствие идентификации с окружающим миром и утрату чувства собственного существования.
Этюд «Меня здесь нет» Маринетт Мортем представляет собой уникальное произведение современного театрального искусства, которое сочетает экспериментальность формальных приемов с глубокими психологическими переживаниями главной героини. Цель данной части главы монографии — раскрыть особенности драматургической структуры, выявить художественно-психологические механизмы, использованные автором, и проанализировать значимость произведения в контексте развития современной культуры.
Психологический подтекст. Центральным мотивом этюда является переживание героиней состояния деперсонализации — ощущения утраты собственной индивидуальности и осознания отсутствия принадлежности к окружающей среде. Героиня испытывает чувство отчуждения и нереальности бытия, возникающее вследствие чрезмерной нагрузки социальных взаимодействий и коммуникативных актов, воспринимаемых ею как бессмысленные и навязанные извне. Осознавая невозможность полноценно интегрироваться в общество, героиня чувствует свое одиночество и полную изоляцию от окружающих.
Средства выразительности. Для выражения внутреннего конфликта Маринетт Мортем активно применяет разнообразные художественные техники. Одним из ключевых элементов является использование контрастных цветов освещения — яркого белого света, символизирующего поверхностность и обыденность повседневных бесед, и насыщенного красного цвета, ассоциирующегося с болью, страхом и отчаянием главной героини. Такое противопоставление подчеркивает внутреннюю борьбу героини и создает атмосферу тревоги и напряжения.
Звуковые эффекты также играют важную роль в создании атмосферы. Белый шум, постепенно усиливаясь, превращается в монотонный гул, подчеркивая ощущение внутренней пустоты и невозможности вырваться из замкнутого круга бессмысленных диалогов. Резкий переход от тишины к крику усиливает драматизм ситуации и позволяет зрителю ощутить глубину страдания главной героини.
Кроме того, активное движение камеры, проходящей сквозь неподвижные фигуры актеров, превращенных в статичные объекты интерьера, передает физическое и ментальное отчуждение героини от социального контекста. Использование костюмов и реквизитов минималистично и функционально: повседневные джинсы и футболка с изображением кота становятся символом обычности и простоты человеческой сущности героини, контрастируя с искусственностью внешнего окружения.
Новаторство и влияние на современное искусство. Этюд «Меня здесь нет» отличается смелостью художественного эксперимента и глубокой психологической проработкой образа. Произведение показывает творческий потенциал молодого поколения режиссеров и актеров, стремящихся выразить собственные мысли и эмоции посредством нестандартных методов подачи материала. Постановочная работа демонстрирует стремление автора к расширению границ традиционного театрального языка и поиску новых способов взаимодействия со зрителем.
Таким образом, этюд Маринетт Мортем служит примером того, как современные студенты способны создавать оригинальные и содержательные проекты, отражающие личные переживания и общечеловеческие проблемы. Анализ этюда «Меня здесь нет» позволяет утверждать, что данное произведение обладает значительным культурным и эстетическим значением. Оно привлекает внимание к актуальным проблемам современности, таким как кризис самоидентификации, экзистенциальная тревога и социальные трудности интеграции личности в обществе. Через сочетание художественной формы и содержания этюд открывает новые перспективы в развитии молодежного творчества и способствует развитию российского кинематографа и театра.
Методики и техники режиссуры и актёрской игры. Маринетт Мортем известна как талантливый молодой режиссер и актриса, чьи работы отличаются оригинальностью и глубиной. Ее моноспектакль «Меня здесь нет» стал ярким событием на показе студенческих работ, получив высокие оценки критиков и зрителей. Спектакль посвящен состоянию деперсонализации, чувству утраты личной идентичности и изоляции в социальном пространстве. Рассмотрим, какими методами режиссуры и актёрской игры достигнута такая высокая степень погружения зрителя в ситуацию и насколько новаторскими оказались решения автора.
Техника режиссуры. Одним из основных инструментов, используемых Маринетт Мортем, стала концепция интерактивного пространства, построенного на принципе противопоставления между внешним шумом социальной среды и внутренним состоянием героини. Используя приёмы классического экспрессионизма и модернизма, режиссёр создала напряжённую атмосферу, поддерживаемую постоянным конфликтом между персонажем и внешней средой.
Основные приёмы режиссуры, которыми воспользовалась Маринетт Мортем:
1. Цветовая палитра: Яркое белое освещение символизирует привычность повседневной жизни, тогда как красное — боль, страдание и внутренний конфликт. Цветовые контрасты подчёркивают внутреннее смятение героини и создают эффект диссонанса.
2. Звуковые эффекты: Монотонные шумы и постепенное усиление звука формируют давление на восприятие зрителя, создавая тревожную обстановку. Музыкальное оформление, основанное на тяжёлом ритме и пульсирующих звуках, создаёт напряжение и дополняет общее настроение спектакля.
3. Пространственное решение: Пространство организовано так, чтобы подчеркнуть изоляцию героини. Зрители наблюдают сцену издалека, ощущая дистанцию и отдалённость от центральных персонажей. Декорации выполнены в стиле минимализма, допуская свободу воображения аудитории.
4. Использование мультимедийных технологий: Проектирование теней и оптических эффектов позволило создать дополнительные слои реальности, углубляющие впечатление. Применение экранов и проекторов дало возможность видеть мир глазами героини, воспринимая реальность искажённой и раздвоенной.
Новаторством, введённым Маринетт Мортем, стало включение зрительных иллюзий, которые помогают зрителю пережить состояние героини непосредственно, буквально погрузившись в ее подсознание.
Актёрская техника. Главную роль исполнила сама Маринетт Мортем, демонстрируя высочайший уровень мастерства актёра-экспериментатора. Её игра основана на технике физического проживания роли («метода Станиславского») и техник интуитивного погружения («психофизический метод»).
Приёмы, применяемые Маринетт Мортем как актрисой:
1. Физиологическая подготовка: Перед выступлением Маринетт проводила интенсивную физическую подготовку, включающую дыхательную гимнастику и релаксационные упражнения. Таким образом, тело становилось инструментом для точной передачи эмоций и состояний героини.
2. Импровизация: Во многих моментах спектакль предполагал импровизацию, позволяя Маринетт свободно реагировать на реакцию публики и динамично менять ход повествования. Эта методика позволила добиться эффекта спонтанности и непредсказуемости, делая постановку уникальной.
3. Работа с голосом: Изменяя темп, тон и высоту голоса, Маринетт передавала весь спектр эмоций, от тихого шепота до истошного крика. Такая вариативность способствовала передаче эмоционального стресса и конфликтов, переживаемых героиней.
4. Интерактивность с аудиторией: В некоторых моментах спектакля публика вовлекалась в непосредственное взаимодействие с героиней, вызывая дополнительную эмоциональную нагрузку и создавая уникальный опыт совместного переживания.
Новаторским элементом оказалась разработка особой системы движений и действий, создающих впечатление разрыва между физическим телом и сознанием героини. Эти движения имели ритуально-хореографический характер, подчеркивающий разрыв между внутренним и внешним пространствами.
Можно сказать, что моноспектакль «Меня здесь нет» Маринетт Мортем представляет собой пример успешного синтеза традиционных методик режиссуры и актёрской игры с инновационными элементами, такими как мультимедийные и интерактивные технологии. Это исследование подтверждает, что молодые авторы способны создавать глубоко личностные и эмоционально заряженные произведения, исследуя актуальные темы современности.
Спектакль Маринетт Мортем поднимает важные вопросы о природе человеческого сознания, влиянии социума на личную идентичность и внутреннем опыте изоляции и отчуждения. В конечном итоге, его новаторство заключается в поиске уникальных путей визуального и аудиального воздействия на аудиторию, позволяющего передать интимные переживания и индивидуальные истории каждого зрителя.
Синкретизм, интеграция и диалогичность в моноспектакле “Меня здесь нет” Маринетт Мортем. Рассмотрим некоторые аспекты режиссёрской и актёрской работы, способствующие раскрытию творческих решений, найденных автором, а также определению вклада, который внесли обе составляющие — режиссура и актёрство — в общий успех проекта. Моноспектакль «Меня здесь нет» Маринетт Мортем выделяется своей многослойностью и способностью передавать глубокое личное переживание зрителям. Будучи одновременно режиссёром и исполнителем главной роли, Маринетт смогла объединить две дисциплины — режиссуру и актёрское мастерство — в единый творчески целостный процесс, позволяющий усилить воздействие произведения на публику. Рассмотрим, как взаимопроникающие процессы режиссуры и актёрства повлияли друг на друга и помогли достичь необходимого уровня эмпатии и понимания, обеспечивая высокую степень контакта со зрителями, используя следующую терминологию.
Синкретизм — единение режиссерского замысла и актерского исполнения в одно целое, создающее неразрывную связь между ними.
Интеграция — взаимодействие режиссера и актера, обеспечивающее гармоничное слияние двух дисциплин (режиссура и актерское мастерство) в единое произведение искусства.
Диалогичность — способность моноспектакля устанавливать двустороннюю коммуникацию с аудиторией, углубляя восприятие зрителя.
Эмпатия — передача глубокого личного переживания, возникающая благодаря взаимосвязанности ролей режиссёра и исполнителя.
Работа режиссёра с актёром. Особенностью моноспектакля «Меня здесь нет» является то, что Маринетт Мортем одновременно исполняла роль режиссёра и исполнителя. Такой двойной подход позволил максимально точно синхронизировать видение пьесы и исполнение, обеспечивая гармоничное единство идеи и исполнения. Однако, несмотря на то, что оба процесса находились под контролем одного лица, между ними существовал специфичный симбиоз. Рассмотрим подробнее каждый элемент:
Рабочий процесс режиссёра.
1. Создание условий для трансформации: Режиссёр заранее продумывала образ и динамику сцены, определяя конкретные моменты, в которых персонаж должен испытывать определённое эмоциональное состояние. Например, сцена, где героиня впервые осознаёт своё одиночество, специально выстроена таким образом, чтобы спровоцировать внутренний отклик у зрителя.
2. Работа с физической формой: Режиссёр организовала серию физических упражнений, направленных на развитие пластики и чувствительности исполнительницы. Важным моментом было освоение двигательных практик, которые позволяли точнее выражать внутренние конфликты и противоречия персонажа.
3. Управление пространством: Важно отметить, что режиссёр работала с размещением объектов и организацией пространства на сцене, чтобы подчеркнуть ключевую тему произведения — изоляцию и разделение между человеком и обществом. Пространство было организовано так, чтобы оно визуально усилило и подкрепило переживания героини.
4. Подготовка сценария: Хотя сюжет спектакля родился из личного опыта Маринетт Мортем, режиссёр постоянно вносила изменения и дополнения в сценарий, исходя из реакции участников этюда и зрителей на репетициях. Процесс репетиций представлял собой постоянный цикл экспериментов и доработок, благодаря которым финальная версия приобрела целостность и завершённый вид.
Работа актёра. Параллельно с работой режиссёра, Маринетт Мортем занималась разработкой персонажа, используя инструменты актёрского мастерства:
1. Физическое проживание роли: Перед каждой репетиционной сессией Маринетт Мортем выполняла комплекс дыхательных и расслабляющих упражнений, помогающих установить связь между телесными реакциями и эмоциями персонажа. Физическое проживание помогло воплотить глубокие психологические нюансы, характерные для героини.
2. Применение метода анализа ролей: Акцент был сделан на работу с текстом, тщательном анализе внутренних реакций и поступков персонажа. Именно личное понимание глубинных мотиваций героини позволило развить точное представление о ее образе и поведении.
3. Разработка образа героини: Использовались специальные практики, направленные на создание ярких деталей поведения и внешности персонажа. Маринетт разработала особую систему жестов и мимических выражений, которые позволили зрителям лучше почувствовать внутренние метания и страхи героини.
4. Обратная связь: Работая актрисой в режиме постоянного взаимодействия с собой, как с режиссёром, Маринетт училась воспринимать обратную связь и вносить необходимые коррекции в игру. Благодаря открытости и готовности прислушиваться к мнению мастера, знаменитого режиссера Георгия Даниелянца, она сумела повысить качество исполнения и добиться большей убедительности образа.
Результаты симбиоза режиссёрских и актёрских процессов. Результатом совмещения функций режиссёра и актёра стало следующее:
1. Максимальная согласованность идей и исполнения: Поскольку режиссёр и исполнитель были одним лицом, намерения создателя были чётко переданы через исполнительницу, что обеспечило максимальную точность интерпретации.
2. Повышение эмоциональной глубины: Постоянная внутренняя рефлексия и постоянная проверка качества собственных репетиционных выступлений привели к усилению эмоциональной интенсивности, созданию глубокого и проникновенного образа.
3. Развитие профессиональной компетентности: Опыт работы одновременно режиссёром и актёром предоставил уникальную возможность Маринетт развить широкий круг профессиональных компетенций, необходимых для успешной карьеры в области режиссуры и актёрства.
Таким образом, сочетание обеих дисциплин позволило проекту обрести новую форму и значение, обеспечив оригинальный вклад в развитие жанра моноспектакля.
Отметим, что моноспектакль «Меня здесь нет» Маринетт Мортем представляет собой успешный пример сочетания традиций режиссёрской школы и современных тенденций в актёрстве. Совместная, одновременная работа Маринетт как режиссёра и актрисы продемонстрировала высокий уровень творческой чуткости и способности совмещать разные профессиональные компетенции. Данный проект свидетельствует о больших перспективах будущих поколений авторов, умеющих сочетать традиционные принципы и новейшие технологические достижения, открывая широкие горизонты для дальнейшего развития искусства.
Режиссерские приемы. Для усиления психологического состояния персонажа в своём моноспектакле «Меня здесь нет» Маринетт Мортем использовала ряд значимых режиссёрских приёмов:
1. Контрастное освещение. Один из наиболее эффективных приёмов, который Маринетт успешно реализовала, — это использование контрастного освещения. В начале спектакля используется мягкий белый свет, символизирующий обычную рутинную жизнь, нормальность и привычные обстоятельства. Однако по мере развития сюжета освещение сменяется резко на яркие красные тона, которые вызывают у зрителя дискомфорт и ассоциации с болью, страданиями и тревогой. Красное освещение усиливает ощущение внутренней борьбы и нестабильного эмоционального состояния персонажа.
2. Звуковые эффекты. Значительную роль играет применение особых звуковых эффектов. Изначально преобладает фоновый белый шум, имитирующий постоянное раздражение повседневных ситуаций. Постепенно звуки становятся всё более раздражающими и агрессивными, что вызывает у зрителя ощущение дискомфорта и неопределённости. В ключевой момент звучит сильный крик, который физически воздействует на слушателя, доводя эмоциональное напряжение до максимума.
3. Минимализм и обесчеловечивание пространства. Маринетт сознательно ограничила количество предметов и декораций на сцене, сделав основной акцент на физическом движении и взаимодействии с самим пространством. Полупустая сцена с застывшими другими актерами, ранее изображавшими оживленные беседы друг с другом, и ставшими по ее замыслу предметами декорации, лишь подчёркивала внутреннюю пустоту и изоляцию персонажа, увеличивая эмоциональную интенсивность происходящего.
4. Проекция чувств. Одна из главных целей спектакля — передача сложных внутренних ощущений и переживаний. Чтобы это осуществить, Маринетт использует методику прямого обращения к зрителю, фактически вводя его в позицию свидетеля трагического события. Героиня рассказывает свою историю напрямую зрителю, откровенно, честно и открыто, обнажая внутренние сомнения и страхи, что помогает аудитории сопереживать и сильнее переживать представленные переживания.
5. Интерактивность с залом. Хотя речь идёт о моноспектакле, Маринетт нашла способы привлечь внимание зала. Иногда актриса обращалась прямо к публике, задавая риторические вопросы или предлагая подумать вместе с ней. Подобный контакт ещё больше погружал зрителей в проблематику спектакля, обостряя эмоциональную реакцию.
6. Многозначительность текста. Другой важный инструмент — использование открытого текста. Вместо конкретного описания конкретных событий, зритель получает метафорические намеки и аллюзии, позволяющие интерпретировать содержание самостоятельно. Открытая структура спектакля стимулировала каждого зрителя задуматься о собственном восприятии реальности и сформировать собственную точку зрения.
Эти приёмы позволяют Маринетт Мортем как режиссеру достигнуть максимального эмоционального отклика у зрителей, создавая глубокий, личный и искренний художественный продукт.
Влияние интроспекции и психологического одиночества в моноспектакле Маринетт Мортем «Меня здесь нет». Проведем анализ режиссёрского стиля и актёрской стратегии автора этюда, а также исследуем влияние интроспекции и психологического одиночества на формирование уникального режиссёрского стиля Маринетт Мортем в её моноспектакле «Меня здесь нет». Рассмотрим взаимосвязь режиссёрского подхода и актёрской игры, которые обеспечивают особый эмоциональный резонанс произведения. Изучим философские и социально-культурные причины выбора конкретной тематики, а так же проведем сравнительный анализ с классическими произведениями, такими как трагедия Шекспира «Гамлет».
Моноспектакль «Меня здесь нет» Маринетт Мортем, созданный ею в 2021 году, в период учёбы на первом курсе режиссуры кино и телевидения, представляет собой уникальный образец художественного оформления жизненных реалий молодёжи XXI века. Основным объектом изучения выступает проблема самоопределения, осознанности собственного существования и психологического одиночества, остро проявляющихся в условиях городской суеты и информационной перегрузки. Исследовательский интерес к творчеству Маринетт обусловлен уникальным сочетанием её индивидуального режиссёрского стиля и активной позиции актёра, ставших основой для создания цельного и мощного художественного произведения.
Режиссёрский стиль Маринетт Мортем. Выбор темы и её концептуализация. Одной из важнейших характеристик режиссёрского стиля Маринетт является выбор актуальной темы, связанной с современным экзистенциальным кризисом. Вопросы самоидентификации, непринадлежности обществу и внутреннего одиночества приобретают глобальный масштаб, особенно для представителей молодёжной культуры поколения Z. В «Меня здесь нет» отчётливо проявляются тенденции авангардизма и экспериментальной режиссуры, что отражает индивидуальный подход Маринетт к восприятию действительности.
Например, центральная идея спектакля, сформулированная в самом названии («Меня здесь нет»), ясно обозначает экзистенциальную дилемму героини: героиня чувствует себя лишённой подлинного места в мире, не имея устойчивой точки опоры в отношениях с окружающим обществом. Основная задача режиссёра состоит в том, чтобы представить зрителю образ человека, испытывающего острое ощущение потерянности и одиночества. Подобный подход напоминает классическую традицию европейского театра абсурда, однако Маринетт Мортем адаптирует классические схемы к условиям современного общества, где огромное число каналов коммуникации лишь усугубляют чувство одиночества и ненужности.
Примеры из спектакля. Ярким примером режиссуры Маринетт являются сцены, посвящённые демонстрации парадоксальности человеческой природы. Персонаж словно оказывается в ловушке гиперкоммуникационного пространства, не находя истинного смысла в многочисленных пустых разговорах и контактах. Привлечение внимания зрителя достигается через яркие символы, такие как беспорядочный белый шум, нарушающий покой героини, либо внезапные вспышки красных ламп, сигнализирующие о приближающемся эмоциональном кризисе.
Отличительные черты режиссёрского стиля Маринетт Мортем. Режиссёрский стиль Маринетт в этом этюде характеризуется использованием строгих геометрических линий и чётких рамок, что придаёт спектаклю структуру, подобную архитектуре ума. Основной акцент делается на упрощённом оформлении пространства, ограниченном несколькими объектами, призванными оттенить главное событие — внутренний кризис героини. Отсутствие декоративных элементов, кроме застывших на сцене актеров, подчёркивает тяжесть одиночества и незнание, куда обратиться за поддержкой.
Актёрская стратегия Маринетт Мортем. Особенности её актёрской игры тесно связаны с общей концепцией спектакля. Главное достижение Марнетт как актрисы — способность передать эмоциональную сложность и многослойность характера героини. В частности, она прибегает к следующей тактике:
1. Контроль дыхания: Регулярное дыхание даёт возможность сосредоточиться на мелких деталях актёрской игры, обеспечить плавность перехода от одних эмоций к другим.
2. Изменение тембра голоса: Привычный спокойный голос периодически сменяется резкими выкриками, отображая внутреннюю борьбу и недовольство героини своим положением.
3. Хореографические движения: Определённая пластика движений соответствует настроению персонажа, формируя синхронность внутреннего и внешнего проявления переживаний.
Наиболее показательным эпизодом спектакля является финал монолога, в котором персонаж открыто заявляет о своём отсутствии в данном месте и времени. Прямая речь позволяет зрителю проникнуться внутренними переживаниями героини, провоцируя острое сочувствие и эмпатию.
Экзистенциальный кризис и одиночество. Проблематика спектакля охватывает тему экзистенциального кризиса, распространённого среди молодых людей. Чувство одиночества, неспособность понять и принять собственное место в жизни и недостаточное принятие обществом приводят к острым психологическим переживаниям, что проявляется в поведении героини. Одиночество рассматривается не как физическая удалённость от людей, а скорее как духовная отстранённость, вызванная отсутствием взаимопонимания и принятия.
Важно отметить, что подобная тема имеет широкое распространение в западной литературе и театре, где часто поднимается вопрос о смысле жизни и человеческих взаимоотношениях. В этой связи очевидна параллель с классической драмой Уильяма Шекспира «Гамлет», где центральный персонаж также задаётся вопросом о существовании и назначении человека в мире. Оба произведения поднимают аналогичные вопросы, однако различаются подходами к решению проблем.
- «Гамлет» стремится раскрыть моральную сторону вопроса: героиня сомневается в правильности своего пути и пытается определить своё предназначение в жизни.
- «Меня здесь нет» ставит акцент на психологической и физиологической стороне проблемы: ощущение покинутости и отчуждения отражается не только интеллектуальным путём, но и на уровне инстинктов и рефлексов.
Таким образом, режиссёрский стиль Маринетт Мортем определяется активным поиском универсальных смыслов в современном искусстве. Её собственный жизненный опыт и уникальная точка зрения делают возможным глубокий анализ экзистенциальных вопросов, важных для каждого человека. Концепция спектакля «Меня здесь нет» отражает общую социальную проблему одиночества и неприятия в обществе, приобретшую особенную актуальность в эпоху цифровых технологий и гипертрофированной коммуникации.
Способность эффективно использовать современные технологии и основы традиционной театральной режиссуры выделяет Маринетт как одну из самых интересных фигур современного театрального и кино и телевизионного сообщества. Спектакль не только предлагает пищу для размышлений, но и наглядно иллюстрирует возможности ее актёрского и режиссёрского талантов. Такой подход укрепляет позицию Маринетт как перспективного автора, чей уникальный стиль обещает значительный вклад в развитие отечественного и мирового кинематографа и театра.
Достоинства и недостатки режиссерского стиля Маринетт Мортем. Моноспектакль «Меня здесь нет» Маринетт Мортем — одно из первых значительных произведений молодой выпускницы направления режиссуры кино и телевидения. Темой произведения является чувство одиночества и экзистенциальный кризис, возникающие в результате социальной дезориентации и отсутствия признания в социуме и коллективе. Несмотря на удачное начало и значительные успехи, спектакль допускает некоторые слабости и недостатки, связанные с недостаточностью опыта и теоретической подготовки автора.
Достоинства режиссуры Маринетт Мортем.
Уникальность режиссёрского стиля Маринетт Мортем. Главный отличительный признак спектакля — сосредоточенность на персональном восприятии и анализе внутреннего состояния героини. Принятие двоякой роли — режиссёра и исполнителя — предполагает, что вся ответственность за художественное и техническое исполнение лежит исключительно на одном человеке. Это обстоятельство требует высокого уровня самоконтроля и критического взгляда на собственный труд.
Новаторство Маринетт Мортем. Создавая уникальные условия для эксперимента, Маринетт проявляет изобретательность в подходе к формированию обстановки и воздействию на зрителя. Одной из оригинальных черт спектакля является принцип интерсубъективности, когда героиня оказывается единственным субъектом действия, окружённой пассивными объектами, действующими как зеркала, отражающие собственное отчуждение героини.
Это понятие связано с фундаментальными положениями философии сознания, согласно которым сознание формируется в процессе взаимоотношений субъекта с окружающим миром. Применительно к театральному этюду такое положение вещей подразумевает, что внешние факторы служат источником когнитивного конфликта и влияют на внутренние переживания героини. Примером такого приёма является сцена, где главная героиня оказывается в толпе незнакомцев, ведущих разговоры между собой, так что они кажутся абсолютно случайными и незначительными людьми. Их слова сливаются в неразличимый шум, подчёркивая отсутствие осмысленности и цели общения.
Атмосфера отчуждения. Другим важным элементом является атмосферное отчуждение, достигаемое с помощью особого приёма монтажа, называемого «эффект границы». Действия героини отделяются от общего фона окружающей толпы с помощью специфического угла съёмки и специального освещения. Приём подчёркивает разъединённость героини с остальным миром, усиливая восприятие ощущения одиночества и неуместности.
Этот эффект возникает благодаря комбинированию трёх факторов:
1. Специфическому выбору ракурса камеры,
2. Подбору цветовой палитры,
3. Особому монтажу кадров.
Так, камера направлена сверху вниз, сокращая горизонтальные линии, тем самым сужая угол обзора и создавая дополнительное ощущение замкнутости и тесноты вокруг героини. Выбранная красная гамма усиливает ощущение тревоги и холодного равнодушия окружающих и подчёркивает страх, одиночество, потерянность, печаль и отчаяние героини.
Недостатки и слабые стороны этюда. Несмотря на сильные стороны, в постановке присутствуют отдельные неудачи и упущения, вызванные недостаточным уровнем профессиональной подготовки и небольшим опытом в режиссуре и актёрстве.
Проблемы режиссёрского подхода. Основной недостаток касается организации пространства и распределения акцентов. Центральная сцена представляется недостаточно подготовленной для полного выявления потенциала идеи отчуждения. Значимая часть действия сосредотачивается на действиях второстепенных персонажей, находящихся в глубине и на периферии сцены, что отвлекает внимание зрителя от центрального персонажа.
Дополнительно, организация музыкального сопровождения выглядит излишне удручающей, назойливой и монотонной, повторяющиеся музыкальные мотивы утомляют слух и снижают эффективность эмоционального воздействия на зрителя.
Промахи актёрской игры. Недостаточность опыта привела к некоторой замкнутости, робости и неуверенности в исполнении роли. Главная героиня нередко кажется зажатой и невыразительной, что хоть и соответствует образу персонажа, но теряет тем самым силу и убедительность изложения.
Кроме того, в отдельных эпизодах наблюдается нарушение динамики сценического действия, что негативно сказывается на общем впечатлении. Эпизод в некоторые моменты выглядят затянутым и не имеет достаточной динамики и ясности в подаче эмоций и переживаний героини.
Недоработки режиссёрской композиции. Ещё одним серьёзным недостатком является недостаточная детализированность сценария. Некоторые моменты действия представлены схематично и упрощённо, снижая глубину эмоционального и интеллектуального впечатления.
Дополнительным минусом является несовершенство освещения сцены. Ряд эпизодов страдает от недостатка контраста и неверного подбора осветительной аппаратуры, что ухудшает восприятие композиционных нюансов.
Взаимодействие режиссёра и актёра. Как актриса, Маринетт зачастую уступает своим же требованиям, как режиссёра, что выражается в потере индивидуальной свободы и самостоятельности. Парадоксально, что роль режиссёра диктует требования и ограничения, препятствующие свободному выражению чувств и мыслей. Возможно, причина этого явления кроется в недостаточности практической подготовки и опыта, поскольку первый этап режиссёрской карьеры неизбежно сопровождается периодом адаптации и накопления опыта, и невозможностей абстрагироваться от одновременности и синхронности выполнения ролей режиссера и актрисы.
Проблема обратной связи. Определёнными проблемами оказываются вопросы критики и самооценки. Отсутствие систематической обратной связи снижает эффективность режиссёрской работы, затрудняя выявление ошибок и недостатков. Лишь впоследствии Маринетт поняла важность регулярной консультации с мастером, коллегами и наставниками для повышения качества творческого продукции.
Атмосферное отчуждение и восприятие зрителей. Интересным эффектом является тот факт, что многие зрители воспринимают спектакль как полноценный моноспектакль, несмотря на присутствие на сцене множества действующих лиц. Причина такого заблуждения связана с особым способом построения сцены и особенностями режиссерских приёмов, поскольку люди, с которых начиналось повествование, и которые вели шумные и оживленные беседы внезапно замирают и на протяжении всего монолога превращаются в декорации, а когда героиня уходит, они отмирают и продолжают разговаривать, как ни в чем не бывало, не замечая героиню ни до, ни после ее ухода.
Принцип раздельного восприятия группы и отдельного индивида обеспечивает специфическое отношение зрителя к событию. Каждый участник сцены воспринимается зрителем индивидуально, но коллективно группа остаётся невидимой массой, слабо различимой в восприятии зрителя. Такое явление можно назвать эффектом инверсии группового присутствия Маринетт Мортем.
Эффект реализуется следующим образом:
1. Центральный персонаж привлекается вниманием зрителя благодаря яркой освещённости, центрированию на сцене или выделению крупным планом.
2. Второстепенные персонажи остаются в тени и выполняют вспомогательную роль, служа фоном для основного действия.
3. Частое переключение камер и смена планов способствуют размыванию контуров группы, усиливая ощущение одиночества и обособленности главной героини.
Именно благодаря такому сценическому устройству зрелище воспринимается зрителем как сугубо персональное высказывание, скрывая и как бы исключая из внимания зрителей наличие посторонних участников.
Конкретные приёмы создания эффекта отчуждения Маринетт Моортем. Конкретными примерами можно назвать:
- Широкий диапазон ракурсов камеры, способствующий отвлечению внимания от периферийных зон.
- Выбор углов съёмки, уменьшающих видимую площадь пространства.
- Ограничение использования крупных планов, что повышает концентрацию внимания на главной героине.
- Расстановка фигур на заднем плане сцены, представляющем собой абстрактный объект без индивидуальных признаков.
Спектакль «Меня здесь нет» Маринетт Мортем демонстрирует значительное новаторство в сфере режиссёрского и актёрского искусства, характеризуемое стремлением к свободе и независимости в принятии решений. Вместе с тем, в нём обнаруживаются существенные недостатки, связанные с нехваткой опыта и ограниченной технической оснащённостью. Проведение дальнейших творческих изысканий позволит Маринетт расширить рамки возможностей и преодолеть существующие препятствия. Вероятно, будущее принесёт ещё большее совершенствование её художественного стиля и улучшение технических качеств спектакля.
Причины уникальности режиссёрского стиля Маринетт Мортем:
1. Авторская целеустремлённость: Уже в дебютном этюде Маринетт проявляет независимость мышления и оригинальность творческих решений, отвергая стереотипные подходы и вырабатывая собственный режиссёрский стиль.
2. Экспрессивность изображений: Этюд характеризуется яркими визуальными образами, выстраиванием контрастных пространств и живописным решением кадровых конструкций, что обогащает режиссёрскую концепцию.
3. Музыкальное и акустическое сопровождение: Использование необычных музыкальных вставок и звуковых эффектов добавляет объемности образу и усиливает восприятие зрителем эмоционального состояния персонажа.
4. Техника режиссуры: Применение тонких монтажных решений, острых ракурсов и неожиданных поворотов камеры подчёркивает неповторимую индивидуальность Маринетт как режиссёра.
5. Сочетание реального и условного: Показательно, что Маринетт удачно объединяет реалистичную среду с элементами сюрреализма, придавая фильму дополнительный философский подтекст.
6. Минимализм: Один из сильных сторон спектакля — лаконичность повествования и отказ от избыточных деталей, что концентрирует внимание зрителя на центральной идее и оставляет простор для ассоциаций и выводов.
7. Аналитический подход: Характерная черта Маринетт — умение анализировать действительность и формировать обобщённые образы, и архетипы, доступные широкой аудитории.
8. Историко-философская обоснованность: В работах Маринетт просматривается преемственность культурных традиций, влияющая на современную режиссуру и позволяющая увидеть связь времён.
9. Модернизм: Присутствуют элементы модернистского подхода, выражающиеся в отказе от линейного повествования и попытках сломать традиционные жанровые каноны.
10. Оригинальность темы: Маринетт смело обращается к актуальным социальным проблемам, таким как экзистенциальный кризис, одиночество и идентификация личности, что придает её работам глубину и актуальность.
Чем отличается Маринетт Мортем как актриса. Следующие обобщения были выполнены не только по рассматриваемому этюду, но и по результатам анализа нескольких учебных фильмов, с участием Маринетт Мортем, как актрисы.
1. Органичное перевоплощение: Маринетт демонстрирует потрясающую способность естественно войти в образ, сохраняя грань между личным и профессиональным началом.
2. Высокая чувствительность: Особенность Маринетт как актрисы — умение чутко реагировать на партнёров по сцене и окружающую среду, проявляющееся в гибкости движений и мимике.
3. Игровой диапазон: Способность играть различные типы ролей, будь то комедийный или драматический материал, подчёркивает её профессионализм и универсальный талант.
4. Внимание к деталям: Каждая деталь актёрской игры, от мелкой интонации до едва уловимых движений рук, способна добавить весомости и точности характеристике персонажа.
5. Импровизационная свобода: Способность импровизировать в ситуациях, требующих мгновенного реагирования, позволяет ей сохранять свежесть и живость выступления.
6. Продуманность образа: Каждый персонаж, сыгранный Маринетт, наделён четкостью и полнотой образа, что достигается глубоким знанием психологии и внимательностью к мельчайшим нюансам.
7. Гармоничный дуэт с режиссёром: Взаимодействие Маринетт с режиссёром способствует достижению высоких результатов, основанных на доверительном сотрудничестве и взаимоуважении.
8. Эмоциональная выразительность: Маринетт владеет широким спектром эмоциональных оттенков, от чуткой ранимости, до взрывной ярости, что помогает раскрывать глубинный смысл сценария.
9. Эффективное управление вниманием: Умение удерживать внимание зрителя и грамотно распределять акценты в течение представления свидетельствуют о высоком мастерстве Маринетт как актрисы.
10. Открытость новому опыту: Готовность экспериментировать с новыми формами и жанрами, применять современные технологии и осваивать новый репертуар делают Маринетт представителем нового поколения артистов, свободных от предрассудков и готовых рисковать и экспериментировать ради искусства.
Таким образом, Маринетт Мортем, выступая одновременно режиссёром и актрисой, достигла значительной степени уникальности и узнаваемости своего стиля, обладающего глубоким философским содержанием и высоким уровнем эмоциональной энергии. Данный подход подтвердил целесообразность подобного соединения ролей и показал огромный потенциал молодой художницы в дальнейшем профессиональном росте и совершенствовании.
Драматургия и режиссура Маринетт Мортем. Этюд Маринетт Мортем под названием «Меня здесь нет» интересен своей выразительностью и многослойностью. Для анализа используем две важные составляющие театрального искусства: драматургию и режиссуру, каждая из которых имеет свои особенности и приемы.
Драматургия. Драматургия рассматривает произведение как сценарий, историю и взаимодействие персонажей. Это внутренний мир текста, эмоции героев, конфликт и развитие сюжета. Что касается этюда «Меня здесь нет», рассмотрим её именно с точки зрения драмы.
Драма. Основой драматического конфликта является состояние героини, переживающей глубокую внутреннюю борьбу, отсутствие смысла существования («меня здесь нет»). Этот мотив часто встречается в русской литературе XIX века, например, у Достоевского или Чехова. Героиня ощущает себя потерянной, ненужной, невостребованной окружающим миром, отчуждённой от всего живого. Таким образом, центральная идея драмы – это экзистенциальный кризис персонажа.
Средства выражения. Основные средства выражения драмы включают диалоги, монологи, описания действий и эмоциональные состояния героев. Здесь можно говорить о символизме («здесь нет») и метафоричности образов. Так, героиня словно отделёна от реального мира, невидимая миру, несмотря на своё физическое присутствие. Можно представить себе пространственное расположение сцены таким образом, чтобы подчеркнуть изоляцию главного персонажа: сцена погружена в полутьму, свет направлен лишь на одну фигуру героини, окружённой «пустотой» пространства.
Режиссура. Режиссура же занимается воплощением сценария в жизнь, постановочными решениями, визуальным рядом, игрой актёров и ритмом спектакля. Она решает, каким образом воплотить идеи автора сценически.
Отличие режиссуры и драматургии. Драматургия: сосредоточена на истории, персонажах, сюжете и эмоциях героев. Режиссура: фокусируется на постановке, форме подачи материала зрителю, интерпретации замысла писателя, игре актеров, пространстве и времени.
Для постановки «Меня здесь нет» Маринетт Мортем как режиссёр применила ряд приёмов:
- Использование минималистичного оформления сцены (например, одна простая декорация).
- Работа с цветом света (тени подчёркивают одиночество героини).
- Выбор особой манеры игры актера (медленные движения, резкие остановки, мимика и жесты подчеркивающие внутренние переживания).
Таким образом, драматургия создаёт основу, раскрывающую сюжет и характеры героев, тогда как режиссура помогает реализовать этот материал визуально, придавая произведению определённую форму и эстетику. Эти два аспекта дополняют друг друга, создавая целостное впечатление.
Анализ драматургии сюжета этюда «Меня здесь нет».
Для подробного рассмотрения драматургической составляющей произведения мы обратимся непосредственно к сюжету и смысловым слоям композиции. Важно понимать, что в музыке и поэзии, как правило, отсутствуют чётко прописанные события, однако существует структура и внутренняя логика развития образа героини, позволяющая трактовать происходящее как полноценный художественный сюжет.
Краткое содержание сюжета. Сюжет разворачивается вокруг внутреннего кризиса героини, находящейся в состоянии изоляции и утраты связи с внешним миром. Несмотря на физическую реальность своего присутствия среди окружающих, он осознаёт свою неприкаянность и никчёмность. Его голос звучит отчаянно и бессильно одновременно, выражая чувство абсолютного одиночества и бессмысленности бытия. Основная линия повествования строится на противопоставлении внешнего физического мира внутреннему состоянию героини, испытывающей глубокий экзистенциальный вакуум.
Структура сюжета.
Экспозиция. Начальная экспозиция вводит зрителя в пространство тревоги и неуверенности. Музыкальное сопровождение отражает тревожное настроение героини, рисуя атмосферу напряжения и неопределённости. Героиня вступает в контакт с окружающей средой, демонстрируя желание найти точку опоры, но сталкивается с холодностью и равнодушием мира.
Завязка. Завязка начинается с осознания героиней собственного отсутствия. Фраза «меня здесь нет» становится ключевым утверждением, задающим тон всему дальнейшему развитию сюжета. Это утверждение сопровождается нарастающим чувством отчаяния и безнадёжности.
Развитие действия. Развитие действия характеризуется углублением внутреннего конфликта героини. Через музыку передаётся нарастающее напряжение и ощущение абсурдности происходящего. Каждый следующий эпизод усиливает понимание изолированности героини, показывая, насколько сильно ее существование кажется ей несущественным и незначительным.
Кульминация. Кульминационный момент наступает, когда героиня достигает пика своего внутреннего кризиса. Эмоциональный накал достигает максимума, музыка приобретает наиболее напряжённый и экспрессивный характер. Именно здесь внутреннее сознание героини находит выражение в полном объёме, раскрывая всю глубину его страдания и разочарования.
Развязка. Развязка не предполагает очевидного разрешения конфликта. Героине не удаётся преодолеть своё одиночество, ситуация остаётся неразрешимой. Однако сам факт озвучивания проблемы придаёт финалу оттенок катарсиса, позволяя слушателю почувствовать причастность к страданиям героини и задуматься над глубинными вопросами человеческого существования.
Тема и проблематизация. Центральная тема произведения — экзистенциальный кризис, вызванный утратой смыслов и связей с окружающим миром. Проблема ставится остро и ясно: героиня находится внутри ситуации, которую невозможно изменить или разрешить, оставаясь навсегда заключённой в своём внутреннем мире. Эта проблема тесно связана с философскими размышлениями о смысле жизни, месте человека в обществе и отношениях с самим собой.
Конфликт и персонажи. Конфликт проявляется исключительно внутренним образом, поскольку внешний мир практически отсутствует в качестве активного участника взаимодействия. Внутренняя борьба героини состоит в столкновении сознания с собственным отсутствием значения и цели. Персонаж представлен исключительно одним лицом — главной героиней, чьё поведение, мысли и чувства составляют основное содержание композиции.
Композиционные элементы. Композиция выстроена по принципу постепенного нарастания напряжения и интенсивности переживаний. От начальных моментов экспозиции к максимальной точке развития в кульминации проходит путь непрерывного усиления эмоционального воздействия. Каждая новая секунда музыкального сопровождения приближает героиню всё ближе к своему внутреннему краху, усиливая восприятие трагедии.
Художественный метод. Метод художественного отображения в данном произведении носит ярко выраженный психологический характер. Через музыкальные средства создаётся образ замкнутого пространства души, отражающей внутренний мир героини. Психологическая глубина выражается также в музыкальной партии и передаче эмоций голосом исполнителя.
Особенности драматургии жанра. Жанровая специфика позволяет режиссеру использовать специфические формы музыкальной драматургии. Насыщенность эмоциональных состояний достигается посредством сочетания музыки и голоса, ритма и мелодики, звучащих инструментов и эффектов обработки звука.
В этой главе монографии рассмотрена особенность режиссёрского и актёрского стиля Маринетт Мортем, проявленная в её моноспектакле «Меня здесь нет», созданном в ходе обучения на первом курсе режиссуры кино и телевидения. Исследованы новаторские подходы, использованные Маринетт, и выявлены возможные недочёты и пробелы, присущие начинающему художнику. Обращается особое внимание на эффект отчуждения, создаваемый средствами режиссуры и актёрской игры, приводящие к уникальному восприятию зрителем.
Анализируя драматургию сюжета этюда «Меня здесь нет», можно отметить, что композиция представляет собой яркий пример глубокой психологической проработки характера и внутренней борьбы героини. Драматическое развитие сюжета построено на контрасте внешней реальности и внутренних ощущений героини, вызывая глубокое сопереживание у слушателей и зрителей. Произведение поднимает серьёзные вопросы, касающиеся человеческой природы и отношения к собственной судьбе, ставя проблему индивидуальности и места каждого человека в современном мире.
Литература:
1. Деперсонализация - Этюд «МЕНЯ ЗДЕСЬ НЕТ» режиссера и актрисы Маринетт Мортем https://dzen.ru/a/ZYCR9DRVoBl8Y6aw?sid=214327278171312577
2. Даниелянц Г. С., Калеева Ж.Г. Художественные и технические приемы в 3d-мульт-фильме Маринетт Мортем "как живёт рептилоид Тоби? // Современные вызовы и их влияние на развитие науки и образования: анализ и практические решения: монография. Выпуск 94. В 2 ч. Ч.2 [под ред. А.А. Сукиасян]. - Уфа: Аэтерна, 2025., Глава 10. С.113-125. https://os-russia.com/SBORNIKI/KM-94-2.pdf
3. Даниелянц Г. С., Калеева Ж.Г. Визуальные метафоры и кинематографические приемы в учебном фильме «Плохой день» Маринетт Мортем: уроки мастерства, диалог и поддержка в творческом процессе // Наука и образование: история, современное состояние, перспективы: монография. Выпуск 95 [под ред. А.А. Сукиасян]. - Уфа: Аэтерна, 2025. – 244 С. С. 198 -211. https://aeterna-ufa.ru/sbornik/KM-95.pdf
4. Даниелянц Г. С., Калеева Ж.Г. Приемы технико-художественного улучшения 3d-мультфильма Маринетт Мортем «Как живёт рептилоид Тоби?» // Международный научный журнал «Символ науки», 2024 – № 12-2-2. – С. 212-215. https://os-russia.com/SBORNIKI/SN-2024-12-2-2.pdf
5. Калеева ЖГ. Технико-художественные приемы создания образов Вероники и Хару-Хару в комиксе Маринетт Мортем: анализ психологической динамики и символизма// Международный научный журнал «Символ науки», 2025 - № 1-1-2 – С. 116-118 2024 https://os-russia.com/SBORNIKI/SN-2025-01-1-2.pdf
6. Даниелянц Г. С., Калеева Ж.Г. Режиссерский анализ 2d-мультфильма Маринетт Мортем: особенности визуализации клипа группы «Грибы» - «Копы», ключевые приемы и перспективы улучшения// Международный научный журнал «Символ науки» # 1-2 / 2025 -182-183 https://os-russia.com/SBORNIKI/SN-2025-01-2.pdf
7. Интеграция съёмочной среды в художественное пространство сериала «Нейровася» - камео Маринетт Мортем в аудиовизуальной культуре// Научный электронный журнал Академическая публицистика. № 12-1/2025 С. 732-736. URL: https://aeterna-ufa.ru/sbornik/AP-2025-12-1.pdf (дата обращения: 12 декабря 2025)
(с) Калеева Ж.Г., 2025