Найти в Дзене

Пешком к Эвересту. Часть 2. Катманду и путь в Раменчап

01.11.2025 Хотя мы и легли довольно поздно, но особо залёживаться в постели утром было некогда. Встали в 8 часов и пошли на завтрак. Мы остановились в отеле под названием Karma Hotel Nepal. Это небольшой, но довольно уютный отель в центре Тамеля, расположенный в небольшой улочке. В целом нам всё понравилось - просторный, чистый, приятный номер, хотя мебель имеет следы небольшого износа. Продолжение. Предыдущая часть тут: Но никаких посторонних запахов, никаких насекомых, горячий душ с хорошим напором. Но больше всего понравился персонал - очень радушные и гостеприимные люди. Завтрак тоже был не плох, хотя особым разнообразием не отличался. Все просто: омлет, каша, тосты, джем, масло, немного фруктов, чай или кофе. Обычный «континентальный» завтрак. Но в целом всё вкусно и сытно. Стоимость отеля была 26 долларов за двухместный номер, при заказе через Букинг. Если договорится напрямую, то процентов на 10 будет дешевле. После завтрака пошли погулять по Катманду. Первой задачей было н

01.11.2025

Хотя мы и легли довольно поздно, но особо залёживаться в постели утром было некогда. Встали в 8 часов и пошли на завтрак.

Мы остановились в отеле под названием Karma Hotel Nepal. Это небольшой, но довольно уютный отель в центре Тамеля, расположенный в небольшой улочке. В целом нам всё понравилось - просторный, чистый, приятный номер, хотя мебель имеет следы небольшого износа.

Продолжение.

Предыдущая часть тут:

Но никаких посторонних запахов, никаких насекомых, горячий душ с хорошим напором. Но больше всего понравился персонал - очень радушные и гостеприимные люди.

Номер в отеле
Номер в отеле

Завтрак тоже был не плох, хотя особым разнообразием не отличался. Все просто: омлет, каша, тосты, джем, масло, немного фруктов, чай или кофе. Обычный «континентальный» завтрак. Но в целом всё вкусно и сытно.

Завтрак
Завтрак

Стоимость отеля была 26 долларов за двухместный номер, при заказе через Букинг. Если договорится напрямую, то процентов на 10 будет дешевле.

После завтрака пошли погулять по Катманду. Первой задачей было найти обменный пункт и поменять доллары на непальские рупии. Так как мы на троих меняли почти 3000 USD, то хотелось найти курс получше. Обойдя несколько обменников, нашли тот, где нам предложили по 141 рупии за доллар. Так как это было лучшее предложение, мы согласились. И вскоре стали обладателями толстенной пачки местной валюты. Все дело в том, что самый купный номинал непальских рупий – 1000. К слову сказать, что самая мелкая купюра -5 рупий. Есть и монеты в 1 и 2 рупии, но в обиходе встречаются довольно редко.

Непальские рупии. Очень красивые купюры.
Непальские рупии. Очень красивые купюры.

Разжившись местными деньгами побродили ещё по Тамелю, купили брюки, легкий рюкзак для радиалок, трекинговую футболку, бумажную карту, непальский ром Кхукри и еще какую-то мелочь.

Тамель. Торговля на каждом шагу
Тамель. Торговля на каждом шагу

Вообще характерной чертой Тамеля являются его лабиринты узких улочек, где расположено огромное количество магазинов и лавок. Здесь можно приобрести самые разнообразные товары: от продуктов питания, свежих овощей и фруктов, выпечки до специализированного туристического снаряжения, одежды для активного отдыха, карт, уникальных изделий ручной работы, сувениров, а также традиционных шерстяных изделий и одежды, в том числе из кашемира. Помимо торговых точек, на улицах Тамеля расположены туристические агентства, небольшие продуктовые магазины, бюджетные гостиницы, рестораны, пабы и клубы. По этим оживленным улочкам, наряду с пешеходами, циркулируют автомобили, велорикши, мотоциклы и такси.

Тамель
Тамель

Забросили купленные вещи в отель и пошли прогуляться до Сваямбуднатх. Это древний религиозный архитектурный комплекс сооружений на вершине холма в долине Катманду к западу от центра столицы (координаты - N 27° 42.900' E 85° 17.420'). С тибетского его название переводится как «возвышенные деревья» по причине разнообразия пород деревьев, произрастающих на холме. Для тибетцев и последователей тибетского буддизма Сваямбуднатх по священности уступает только Большой ступе Боудханатх (Boudhanath).

Сваямбуднатх
Сваямбуднатх

Сваямбуднатх, один из древнейших религиозных объектов Непала, имеет богатую историю, уходящую корнями в III век до н.э., когда, по имеющимся данным, император Ашока посетил это место и воздвиг храм на холме, который впоследствии был разрушен. Официально основателем Сваямбуднатха считается царь Врсадева, начавший строительство примерно в V веке н.э. Это подтверждается найденной здесь поврежденной каменной надписью, датируемой 640 годом н.э., которая указывает на работы, заказанные царем Врсадевой.

Основной архитектурный ансамбль включает в себя ступу, многочисленные святилища и храмы, некоторые из которых датируются периодом Личави (400-750 гг. н.э.). Более поздними добавлениями стали тибетские монастыри, музей и библиотека, а также магазины, рестораны и гостиницы.

-7

Главный вход на холм расположен с востока и представляет собой внушительную, крутую лестницу, ведущую к главной платформе храма. Эта восточная лестница была построена в XVII веке.

Восточная лестница
Восточная лестница

Альтернативный путь на вершину – юго-западная дорога, частично доступная для автотранспорта, с удобными пешеходными участками. А еще здесь находятся десятки, если не сотни молитвенных барабанов, которые принято крутить. В России они известны под монгольским словом хурдэ, а на тибетских языках они называются кхор.

Идем и крутим барабаны
Идем и крутим барабаны

Сваямбуднатх является священным местом и для индуистов, которым принадлежит небольшое святилище у ступы. На холме также расположены несколько тибетских монастырей различных школ и направлений, а также тибетское учебное заведение.

Сваямбуднатх
Сваямбуднатх

Комплекс Сваямбуднатх также известен как «Храм обезьян» благодаря священным обезьянам, обитающим в его северо-западной части. Паломники и служители храмов часто их подкармливают.

Макака в алтаре
Макака в алтаре

Макак там действительно довольно много. Прямо у ступы мы наблюдали «разборку» между обезьянними семействами: видимо чего-то они там не подели и сильно верещали и бросались друг на друга, чем изрядно веселили туристов. Другие же макаки мирно искали блошек в шкурке соседа.

-12

Посещение комплекса для иностранцев является платным. Если вы будете подниматься по главной, Восточной лестнице, с вас могут взять 200 рупий. Но если зайти с запада, то там вход бесплатный. Мы как раз с запада и заходили.

На обратном пути зашли в кафешку и перекусили. Кафешка была в стороне от основных путей туристов и цены там оказались довольно скромные.

Больше в Катманду никуда мы не пошли, нам нужно было вернуться в отель, ибо в 15 часов нас там должна была подобрать машина и доставать в Раменчап.

Раменчап – это аэропорт около городка Мантали, примерно в 130 км от Катманду. А 130 км по непальским дорогам ехать 4-5 часов. Но в настоящее время большинство рейсов до Луклы отправляются не из Катманду, а именно из Раменчапа. Перенос рейсов малой авиации в Раменчап начался в 2019 году, когда в аэропорту Трибхуван в Катманду начался масштабный ремонт. После ремонта ситуация не сильно изменилась к лучшему – аэропорт Трибхуван отдает приоритет международным рейсам. Найти рейсы отсюда до Луклы можно, но сложно. К сожалению, на официальном сайте авиакомпании Summit Air мы не смогли выбрать аэропорт вылета Катманду. Но при покупке через местные турагентства, есть вариант, что вам приобретут билеты до Луклы именно из Непальской столицы, а не из Раменчапа.

Самолет в аэропорту Раменчап
Самолет в аэропорту Раменчап

Но у нас были билеты из Раменчапа и нужно было туда попасть. Наш рейс был в 7.30 утра на следующий день. Следовательно, можно было либо ехать на ночном автобусе с выездом в районе полуночи и прибытием в Раменчап около 5 утра, либо заказывать себе личный трансфер. Ночной автобус означал бессонную ночь, после которой нужно было сразу выходит на трек. Для справки, билет на микроавтобус стоит 25-30 USD с человека. Поэтому мы решили заказать себе на троих отдельную машину днем, чтобы приехать в Раменчап вечером и нормально поспать в отеле перед вылетом. На Форуме Винского порекомендовали обратиться к местному турагенту по имени Раджендра. С ним сотрудничают многие российские треккры и отзывы в целом хорошие. Я списался с ним по электронной почте, он быстро ответил, и написал, что может нам организовать машину до Раменчапа и стоить это будет 130 USD. Так и поступили. Заодно забронировали отель прямо у входа в аэропорт.

Однако, в середине октября, примерно за 2 недели до нашего отъезда я узнал, что основную дорогу от Катманду до Мантали (Раменчапа) размыло наводнением и теперь машины идут в объезд и путь составляет не 130, а 190 км и занимает 7-8 часов. Однако через пару дней, всё на том же форуме Винского меня успокоили, сказав, что дорогу открыли, хоть и по временной трассе, почти по руслу реки.

Маршрут в объезд
Маршрут в объезд

По пути к отелю зашли в офис Mountain Sun Valley Treks к Раджендре. И тут он мне (уж лично) сообщил, что дорогу накануне размыло опять и ехать нужно в объезд. Поэтому будет стоит дороже – 150 USD. После короткого торга сошлись на 140. Он сказал нам идти в отель, машина через полчаса за нами приедет, можем не волноваться.

Пришли в отель, благо там совсем недалеко, собрали небольшой рюкзак с вещами, что нам на треке не понадобятся (например, кроссовки и запасные, городские, брюки) и оставили на хранение в отеле. Эта услуга бесплатна. Рюкзачок забрали, привязали к нему бирку, отнесли в подсобку, а нам выдали квитанцию. Всё честь по чести.

Сидим, ждем машину. Заодно пока в лобби отеля пообщались с русским гидом – москвичом. Говорил он с нами довольно высокомерно, и упирал на то, что гиды на треке Эвересту нужны. Ну понятно, такие как мы, самостоятельные туристы, «отбирают у него хлеб».

В 15.10 машина не пришла, зато появился некий человек, спросил – Вы ждете машину на Раменчап? Да, - отвечаю, мы. Ок, говорит, сейчас будет. Давайте мне 140 USD, и протягивает руку. Я несколько опешил от этого. Не, говорю, вот вначале погрузимся машину, тогда и будем расплачиваться. Человек исчез. Минут через 10 действительно приехала машина и вновь материализовался это человек. Вот, говорит ваша машина. А я от Раджендры, мне деньги давайте. Видя, что я по-прежнему сомневаюсь, набрал номер по своему телефону – дает мне трубку – поговорите с Раджендрой. Ну я поговорил, то подтвердил, что да, деньги передать этому человеку. Водитель тоже подтверждает – деньги не ему платить. Ладно, думаю, видимо так у них устроено. Отдал деньги, мы загрузились и поехали. Времени было 15.30. Нас, правда, смутило, что это не был не джип, а обычный хэтчбэк Тойота Ярис. Но служители Karma Hotel, которые провожали нас, заверили, что не сомневайтесь, доедете.

Водитель оказался жителем Мантали, отставной военный, едет к себе домой. По-английски он говорил, правда не очень хорошо, но как-то объяснялись.

Едем не быстро, вначале тыркаемся в пробках в центре Катманду, потом на выезде из Катманду, потом на улицах Бхактапура.

Стоим в пробке
Стоим в пробке

В Dhulikhel остановка и перекус. Водитель сказал, что ему необходимо подкрепиться, он не ел с утра. Ну мы тоже чай попили с какими-то пироженками с кокосом. Здесь же водитель спросил на посту у полицейского про дорогу и тот подтвердил, что прямая дорога перекрыта. Ведутся восстановительные работы и в лучшем случае откроют завтра. Значит точно едем в объезд. Тем временем уже было 17.30 и окончательно стемнело.

Далее дорога шла по каким-то деревням, полям. Трасса была узкая, но, в основном заасфальтированная. Хотя встречались участки явно размытые или расчищенные после недавних оползней. На таких участках наша низкосидящая машина временами получала чувствительные удары по днищу. Да и пробои подвески были не редкостью.

Постепенно мы всё выше и выше поднимались в горы. Дорога ползла куда под облака и вскоре туман окутал нас. Навигатор показал, что мы перевалили отметку в 2000 м и продолжали ехать вверх. Потом снова опускались в какие-то долины, за которыми следовали очередные изгибы серпантина заводившие нас на высоту и в туман. Один подъем был особо долгим. Навигатор отсчитывал: 2300, 2400, 2500, 2600… Где-то за отметкой 2700 мы пересекли очередной перервал и медленно покатились вниз.

Вскоре после перевала водитель сделал очередную остановку. Здесь, в небольшом селении, можно было сходить в туалет и купить попить либо газировки (кола, спрайт и пр.) либо чай. Мы купили горячего чаю. Тут же увидели странный продукт, напоминающий формой подошву для обуви, но весьма жесткую. Оказалось, что это ячий сыр чурпи (чхурпи).

Сыр чхурпи
Сыр чхурпи

Водитель купил маленький пакетик такого сыра, нарезанного кубиками с ребром примерно по 1,5 см. Угостил и нас. Мне этот продукт совершенно не понравился: ощущение, что ты пытаешься жевать кусок твердого пластика. Твердый, как камень, – это про чхурпи. Вообще сухой копченый сыр чхурпи признан самым твердым в мире. Он твердый настолько, что от него трудно откусить кусочек. Поэтому его часто изготавливают и продают сразу в виде маленьких кубиков на один кус. Кубик берут в рот, держат там какое-то время, чтобы смягчить слюной, а затем начинают жевать как жвачку. Процесс длится долго, до двух часов.

В общем я его пожевал, пожевал и выплюнул. Хоть я и любить сыров, но этот совершено «не зашел». А вот жена моя вполне прониклась этим сыром. Водитель же жевал кубик за кубиком до конца поездки. Видимо таким образом боролся со сном.

В 23 часа наконец добрались до Раменчапа.

-17

Я сказал водителю адрес и название отеля. Он легко сориентировался даже без навигатора – сразу видно, что местный житель. Только вот отель оказался закрыт, жалюзи на дверях и окнах опущены, вокруг тишина и пустота…

У запертого отеля
У запертого отеля

На двери были написаны номера телефонов. Водитель решил нам помочь и позвонил по одному из них - трубку не брали. Но по второму номеру ответили. Через пару минут, откуда-то из подсобки вылез заспанный мужик. Я протянул ему распечатку брони с букинга. Он был весьма удивлен нашим появлением и заявил, что наши номера уже кому-то сдали. И упрекнул ещё – а чего это мы днем не позвонили и не подтвердили, что приедем. Вот так фокус! И где нам ночевать?

Водитель с мужиком куда-то удалились, мы остались ждать. Через минут пять-семь вернулись. Водитель сказал, что нашли нам в другом корпусе комнаты, но с удобствами в коридоре. Цена – 1000 рупий за номер. Ладно, делать нечего. Поблагодарил водителя за помощь, дал ему на чай 10 долларов. Ну а нас проводили в «апартаменты». Что ж, поспать несколько часов там вполне можно. И даже чайник выдали по нашей просьбе.

Вот такой номер за 1000 рупий.
Вот такой номер за 1000 рупий.

Вскипятил чайник, заварил пакетик быстро растворимой гречневой каши на ужин. Плюс курага и кусок сыра (нормального, жёлтого, привезённого из России). Выпили по 50 грамм рому и завалились спать. Времени было уже 0.30.

Продолжение следует:

  • Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
  • Буду рад всем посетителям!

Ещё мои статьи про Непал: