Пу-пу-пууу.
Предыдущая часть
В этот раз дневник снова будет про ИИ и нейросети. Весь прошедший год прошёл под знаком знакомства с ними и попытках их интеграции в процесс работы по проекту. Если в начале я был скептически настроен относительно всех прогнозов по полной автоматизации труда людей, то к настоящему моменту отношение поменялось в сторону частичного согласия. И перевес чаши весов произошёл внезапно.
Всё время для написания кода этого проекта я пользовался редактором Cursor (не реклама). Использовал либо пробный период, либо бесплатный тариф, который вроде бы как не ограничивает возможности ИИ-помощника, но ограничивает количество запросов к нему. И результат взаимодействия не особо впечатлял, большую часть работ всё равно лучше и быстрее получалось сделать своими руками. Когда же фокус работы с блогом сместился в сторону развития системы автоматизации, а спектр задач расширился в те области, где моего навыка не хватает, чтобы делать самому и быстро, встал вопрос о снятии ограничений - оплате подписки. И буквально сразу после начала работы с платной версией результаты нейросети как будто резко стали лучше. И вот тут действительно замаячила мысль, что нейросеть может эффективно замещать несколько сотрудников, если уметь с ней работать, а сами задачи не являются чем-то уникальным.
Буквально за три-четыре вечера удалось превратить сыроватый сайт в продукт с дизайном и интерфейсом достойного коммерческого уровня. Всё что было сделано основывалось на указании примеров желаемого вида и чётком техническом описании работы функций. Остальное - оформление, стили, вёрстка - в основном сформировалось автоматически. Наверное, когда работаешь с ИИ в областях, где личный навык слабоват и получаешь достойный результат, то кажется, что это сильная магия. Но параллельно доработкам интерфейса проводились и правки моего ручного кода и там тоже всё делалось хорошо и практически без ошибок.
Да, до полной замены труда разработчика ещё далеко, но прогресс вдруг стал сильно заметен в сравнении с прошлым опытом.
И вроде бы, если подумать о произошедшем, всё понятно - бизнес и ничего личного. Хитрая связка маркетинга и реализации системы вполне могут скрывать то, что мощности у бесплатных пользователей нейросетей всё-таки ограничены - нельзя отдавать больше, чем зарабатываешь, иначе экономика не сойдётся. А вот более качественная работа оплаченных нейросетей будет заставлять продлевать подписку, так как пользователь уже "на игле".
Плюсом к высоким результатам можно добавить то, что и нейросети прошли большой путь за этот год, смена нескольких версий прошла буквально у каждого из основных поставщиков.
Ну и не стоит забывать, что работа с нейросетью это всего лишь навык. Если вы тратите на него много времени, то уже подсознательно будете уметь создавать запросы более правильно, зная возможности и проблемные места. В этом плане, наверное, помогут курсы промпт-инжиниринга, но ввязываться в это лично не буду, так как уже есть свой подход на основе опыта написания тех.заданий.
В итоге остаётся достаточно много оговорок, которые, как кажется, всё ещё и блокируют ту самую "замену людей на ИИ" которой пугают популисты. Нейросети на полную мощность вряд ли скоро будут доступны каждому рядовому потребителю. Сложность части задач будет требовать как минимум надсмотрщика-человека, причём с достаточной квалификацией, чтобы валидировать результаты.
Такое настроение нахожу также у коллег на расстоянии рукопожатия и недавно видел в одном отчете-опросе компаний из отрасли разработки игр (к сожалению не сохранил на него ссылку). Но суть такова, что нейросети успешнее всего внедряются по тем специальностям, где больше рутинной работы на основе текстов. Показатели успешности применения ИИ в работе были указаны примерно такие: менеджеры - 60-70%, гейм-дизайн - около 50%, тестировщики - около 30%, разработчики - около 15%. Думаю в коммерческой разработке показатели будут повыше, так как там уникальность задач ниже, чем в гейм-деве, но всё же состояние по больнице действительно ощущается сейчас как-то так.
Тем, не менее, помощь ИИ сделала достижение целей в этот раз достаточно легким:
✅ привести интерфейс сайта в порядок + добавить необходимые мелкие функции - готово, ещё несколько мелких огрех остаётся, но это будет постепенно дорабатываться и на пользование не влияет.
✅ проработать архитектуру всей системы и начать готовить верхнеуровневое техническое задание - тоже готово. В этом случае нейросеть Grok (не реклама) выступала второй стороной в обсуждении выбора технологий и подхода к разработке. И как я не старался продвинуть модные трендовые решения, сеть находила аргументы для того, чтобы сделать первую версию проще и быстрее. В итоге система остаётся с ядром на базе фреймворка Django, который хоть и считается морально устаревшим, но поддерживает нужные функции. А при достижении границ возможностей - будут появляться отдельные модули для точечных решений. Также в дальнейшей разработке будет опробован подход с дополнительными файлами-инструкциями для ИИ, где будет описана сама идея проекта, архитектура, функционал и т.д. - такое структурирование информации судя по примерам даёт нейросетям лучшее понимание более мелких задач и они не уходят в вольные интерпретации запросов, а пытаются встраивать новые детали в общий план.
Новые цели:
- доработать функционал авторизации - небольшая задача, так как уже готова минимально необходимая реализация, но нужно будет удостовериться в защищенности от взломов.
- разработать подсистему редактора - функционал должен максимально автоматизировать текущий процесс написания тестов. Наверное один из двух самых важных элементов выстраиваемой системы (второй - авто-рассылка по каналам). Серьёзная крупная задача.
Аналитика
Показатели ноябрь 2025
Количество подписчиков: 124 (-1%)
Количество просмотров (накопительно): 5477 (+6,4%)
Количество постов: 2 (+100%)
Затраты в часах: 32,5 часов (+240%)
Затраты в стоимости: 25 353.57 (+219%)
Итого:
Затраты за последний месяц / за всё время (20 месяцев)
-25 353.57 / -182 938.87
Доходы
0 / 0