Найти в Дзене
Дедушка Максима

АББА - на золотом перекрестке.

Началось все в ночь на 7 Апреля 1974 года когда победителем очередного конкурса Евровидения, проходившего в Брайтоне (Англия), стал шведский квартет АББА» — его песенка «Ватерлоо» вошла тогда во мно­гие европейские и американ­ские хит-парады. Вскоре американская фирма грамзаписи «Атлантик» выпустила долго­играющую пластинку «Ватер­лоо», а за год до этого диск квартета «Позвони» стал са­мым популярным в странах Скандинавии. В настоящее время в творческом активе группы 11 долгоиграющих пластинок, многие из которых стали «золотыми» (то есть было продано пластинок на 1 миллион долларов) или «платиновыми» (было продано более одного миллиона экземпляров диска), а название ансамбля стало синонимом феноменального музыкального и ком­мерческого успеха. Доходы музыкальной корпорации, во главе которой встал продюсер группы Стиг Андерсон, соста­вили в 1978 году, например, более 10 миллионов долла­ров, что превысило, как по­спешили уведомить почитате­лей группы музыкальные критики, доходы шведской а
Оглавление
28 августа 1981
28 августа 1981

На золотом перекрестке.

-2

Началось все в ночь на 7 Апреля 1974 года когда победителем очередного конкурса Евровидения, проходившего в Брайтоне (Англия), стал шведский квартет АББА» — его песенка «Ватерлоо» вошла тогда во мно­гие европейские и американ­ские хит-парады. Вскоре американская фирма грамзаписи «Атлантик» выпустила долго­играющую пластинку «Ватер­лоо», а за год до этого диск квартета «Позвони» стал са­мым популярным в странах Скандинавии.

-3

В настоящее время в творческом активе группы 11 долгоиграющих пластинок, многие из которых стали «золотыми» (то есть было продано пластинок на 1 миллион долларов) или «платиновыми» (было продано более одного миллиона экземпляров диска), а название ансамбля стало синонимом феноменального музыкального и ком­мерческого успеха. Доходы музыкальной корпорации, во главе которой встал продюсер группы Стиг Андерсон, соста­вили в 1978 году, например, более 10 миллионов долла­ров, что превысило, как по­спешили уведомить почитате­лей группы музыкальные критики, доходы шведской автомобильной фирмы «Воль­во» в том же году. Впрочем, так и было задумано с само­го начала: Стиг Андерсон, ко­торого всегда отличало пора­зительное чутье на все, из че­го можно извлечь прибыль, долго искал ансамбль, чей «музыкальный гений» вкупе с его собственным «коммер­ческим гением» позволил бы ему выйти на обширные му­зыкальные рынки Европы и Америки. В 1972 году такой ансамбль наконец появился.

Его создатели Бенни Ан­дерссон и Бьёрн Ульвеус и раньше были заметными фи­гурами в шведской поп-музы­ке—до своей встречи в 1966 году они, каждый по-своему, культивировали в творчестве «интернациональный рок», то есть эклектические образ­цы американской и англий­ской рок-музыки. Но в кон­це шестидесятых годов Ан­дерссон и Ульвеус пришли к выводу, что плестись в фарватере англо-американского «рока» не имеет смысла: музыканты чувствовали, что мо­гут сказать свое слово. В 1969 году Андерссон и Ульвеус знакомятся с двумя ведущими певицами на швед­ской поп-сцене — Агнетой Фельтског и Анни-Фрид Ленгстад. «АББА» начи­нает выступать с новыми, не совсем обычными композициями — их-то и приметил среди тысяч поп-шлягеров Стиг Андерсон. Он предлага­ет группе записываться в сту­диях недавно созданной им фирмы «Полар Мьюзик», бе­рется обеспечить не только отменное, лучшее во всей Швеции звучание их пласти­нок, но и гарантирует меж­дународный успех при условии, что «АББА» будет следовать двум важнейшим заповедям музыкальной ком­мерции: 1) петь исключитель­но на английском языке: 2) рассчитывать свои компози­ции на слушателей музыки «миддл-оф-зе-роуд» (то есть с учетом музыкальных при­страстий, этаких «середняч­ков»).

Участники ансамбля поло­жились на советы опытней­шего продюсера Швеции (к тому же Стиг Андерсон являлся автором более чем 3.000 «боевиков»). Но больше всего прельстила возможность экспериментировать, до­биваться звучания, которое соответствовало бы их творче­ским замыслам,— ведь до создания «Полар Мьюзик» в Швеции не было студий, ко­торые могли бы обеспечить звучание, соответствовав­шее мировым стандартам. В 1972 году началась кро­потливая работа по созданию специфического музыкально­го языка новой группы, ос­нову которого составили: по­лифоническое музыкальное сопровождение, в котором Андерссон и Ульвеус смело использовали не только тра­диционные электрогитары, ударные и клавишные, но также духовые инструменты, оркестровые струнные, раз­личного рода синтезаторы; искусное многоголосое пе­ние. демонстрировавшее от­менную вокальную культуру квартета; очень точная, пре­дельно выразительная музы­кальная фразировка, позво­лявшая с первых же аккордов узнавать «лицо» группы...

Тем временем Стиг Андер­сон предпринимал все воз­можное, чтобы избавить груп­пу от непомерно высоких на­логов, которыми облагаются в Швеции все доходные му­зыкальные предприятия: он предложил музыкантам «га­рантированную зарплату», а полученные группой прибыли вкладывать в иные, немузы­кальные доходные предприя­тия. «Коммерческий гений» Андерсона сумел втянуть квартет в «большой бизнес», возникла крупнейшая в Шве­ции музыкальная корпорация «АББА» — Полар Мьюзик Интернейшнл», а музыканты неизбежно должны были пре­вратиться в расчетливых, трезвых дельцов. Таковы бы­ли результаты альянса Стиг Андерсон — «АББА», поз­волившие начать запланиро­ванную кампанию по созда­нию «аббамании». К 1976 го­ду эта мания охватила прак­тически весь музыкальный рынок Запада, а в разгар ее, в 1977 году, группа выпусти­ла один из самых своих ин­тересных дисков — со скром­ным названием «Альбом».

В музыкальном отношении он выделялся прежде всего единым композиционным за­мыслом — в отличие от пре­дыдущих дисков. которые представляли собой скорее «сборники», чередовавшие уже известные, популярные шлягеры с менее известными песнями. По принципу «сбор­ников» составляется боль­шинство пластинок с запися­ми музыки «миддл-оф-зе-ро­уд», вообще всей коммерче­ской музыки, но парадокс за­ключался в том, что, несмотря на провозглашенные Сти­гом Андерсоном заповеди, музыка квартета стала все менее походить на каноны «миддл-оф-зе-роуд», все чаще музыканты стали обращаться к усложненному выразитель­ному языку, как музыкаль­ному, так и поэтическому. Неизменным оставалось од­но — проникновенный ли­ризм, отточенность стилистики, изящество формы.

Действительно, с тех пор вышли уже три пластинки, каждая из которых по-своему высветила новые грани «му­зыкального гения» квартета: энергичный, задорный диск «Разрешите пригласить» (1979), строгий, немного эле­гичный — «Супергруппа» (1980) и. наконец, последняя новинка — диск «Да здрав­ствует музыка», который был выпущен в этом году япон­ской фирмой «Виктория» и явился «звуковой дорожкой» документального группе, сольные Агнетой Фельтског.

Возникает вопрос: каким образом удалось ансамблю, заключившему столь тяжкий союз с «золотым тельцом», не только сохранить искры таланта, но и в значительной мере развить его? Ведь по­добные сделки в прошлом за­губили не одну группу—ска­зались миллионы и на судь­бе ансамбля «Битлз». Дума­ется, не последнюю роль здесь сыграло то обстоятель­ство, что квартет «АББА» начинал свою творческую карьеру в период, когда на­циональная рок-музыка — австралийская, ямайская, западногерманская, француз­ская — начинала понемногу теснить традиционный анг­ло-американский «рок». Пре­сытившиеся «рок-фэны» с удовольствием вслушивались в свежие, оригинальные ме­лодии, насыщенные нацио­нальным колоритом, испол­ненные демократизма,— в противовес снобизму и занос­чивости, ходульности и от­кровенной пошлости той рок- музыки, что предлагали им в последние годы Англия и США.

-4

Стиг Андерсон прекрас­но разбирался в настроениях поклонников, в конъюнктуре музыкального рынка. Кроме того, он никогда не подавлял, как другие продюсеры, твор­ческой инициативы своих по­допечных, всецело полагаясь на их «музыкальный та­лант». И, наконец, еще один фактор: начало семидесятых годов прошло под знаком бур­ного развития электронной синтетической музыки, которая не только произвела пе­реворот в представлениях об эстетической сущности «ро­ка», но и лишила многие но­вейшие произведения основ­ного качества, которым сла­вилась рок-музыка шестиде­сятых,— мелодизма, лирич­ности. Это и позволило воз­никнуть новой «мании». На­до сказать, мании доброй.

Ал. НАЛОЕВ.

О ЧЕМ ПИСАЛИ СОВЕТСКИЕ ГАЗЕТЫ