Найти в Дзене
Солдатики Бормана

Как развивается российский настольный варгейминг?

Что нам рассказали отечественные разработчики? Ave любители солдатиков! Игры с солдатиками на столе по определенным правилам (официальное название данного хобби – настольный варгейминг ;)) распространены во всем мире. Прародителем этого увлечения многие называют «Маленькие войны» известного писателя-фантаста Роберта Уэллса. Но, понятное дело, что нужно «копать гораздо глубже», а именно столы с ландшафтом и фигурками, за которыми собирались полководцы, разрабатывая планы будущих баталий. Но понятное дело, что там не было ни бросков кубиков, ни карточек с заданиями и свойствами отрядов… На тему развития настольного варгейминга в России, мы пообщались с Евгением Патриным («Три щита») и Родионом Махаевым («Мастер битв»). Первый вопрос. Есть ли у российских игроков желание сражаться в отечественные проекты? «Наработалась» ли за время существования ваших проектов «дружина полководцев» которые не только играют, но и помогают с балансировкой и разработкой правил? Родион Махаев: За историю прим
фото из ВК-группы Три Щита. Игровая система.
фото из ВК-группы Три Щита. Игровая система.

Что нам рассказали отечественные разработчики?

Ave любители солдатиков!

Игры с солдатиками на столе по определенным правилам (официальное название данного хобби – настольный варгейминг ;)) распространены во всем мире. Прародителем этого увлечения многие называют «Маленькие войны» известного писателя-фантаста Роберта Уэллса. Но, понятное дело, что нужно «копать гораздо глубже», а именно столы с ландшафтом и фигурками, за которыми собирались полководцы, разрабатывая планы будущих баталий. Но понятное дело, что там не было ни бросков кубиков, ни карточек с заданиями и свойствами отрядов…

На тему развития настольного варгейминга в России, мы пообщались с Евгением Патриным («Три щита») и Родионом Махаевым («Мастер битв»).

Первый вопрос. Есть ли у российских игроков желание сражаться в отечественные проекты? «Наработалась» ли за время существования ваших проектов «дружина полководцев» которые не только играют, но и помогают с балансировкой и разработкой правил?

Родион Махаев:

За историю примерно последних 20 лет варгеймы отечественных авторов появились в фактически штучном количестве. По моим наблюдениям, это процесс цикличен, и часто связан или с активностью производителя фигурок, или с появлением новых правил и их активным продвижением. Кончается линейка фигур, устал производитель, закончилось продвижение своей игры автором – все затухает. Тем не менее, я знаю группы людей, до сих пор регулярно играющих в некоторые из них.

По моим ощущениям, сейчас идет период ренессанса и «нашего 2012го»: несмотря на все сложности, снова активно открываются клубы, 3D дало расцвет моделированию и альтернативным моделям для игровых систем.

С правилами сложнее. И если с фигурками понятно, то с правилами – есть «врожденное» недоверие к своим авторам.

фото из ВК-группы Мастер Битв - Игра в солдатики
фото из ВК-группы Мастер Битв - Игра в солдатики

Но после активного старта моего проекта «Мастер битв», за несколько месяцев уже сложилась активная и группа игроков, проводятся регулярные игры. Игроки своим энтузиазмом и содействием очень сильно мотивируют меня на активную работу с проектом. Мы играем, обсуждаем, тестируем новое, обкатываем новые идеи.

Как итог, то, что я думал делать за год-полтора, уже получилось к концу года. Проект расширился практически до 3 игр разного уровня командования: пофигурный скирмиш, небольшие отряды, большие армии. В свет выходят из печати сразу два дополнения, расширяющие возможности базовой игры. Проходит успешное тестирование модуль для огнестрельного оружия.

Евгений Патрин:

Вопрос хороший. С одной стороны, безусловно я вижу интерес у людей, на увлечениях которых сделан фокус игры. Так как «Три щита» во всех своих версиях изначально развивается в канве игры в солдатики, хотя и без проблем позволяет играть и любыми другими военными миниатюрами, в первую очередь эту игровую систему готовы осваивать те, кому интересны солдатики. И некоторые игроки охотно вносят предложения и предлагают обсуждения нюансов механик и сущностей игры. На самых активных из них я регулярно ссылаюсь и указываю их как тестировщиков, публично благодарю за помощь и подсказки.

фото из ВК-группы Три Щита. Игровая система.
фото из ВК-группы Три Щита. Игровая система.

А вот со стороны любителей успешных коммерческих варгейм систем часто встречаю нескрываемый скепсис, в некоторых тематических клубах, которым предлагал расширить их базу игр и включить в число прочих ещё и «Три щита» и «Поле боя», встретил искреннюю скуку и нежелание вникать в игры с солдатиками. Вот такой опыт тоже есть, но это повод к анализу ситуации, но не в коем случае не к обидам.

Какой средний возраст игрока в ваши проекты? Насколько легкий/сложный «порог вхождения»?

Родион Махаев:

Главная цель, которую я ставил и ставлю перед собой – сделать правила элементарными в своей основе, для самого легкого входа. И чтобы уже с опытом простого, игрок постепенно и пошагово сам добавлял себе дозу усложнений и детализации игровых моментов. И даже базовая игра несет в себе 3 уровня сложности: базовая механика, базовая механика с тактическими картами, добавление магии в базовой игре.

В игру активно играют и взрослые, и дети. Приятно видеть тех, кто для себя все время откладывал возможность поиграть, поиграв лишь малость, оживают и становятся активны, собирают фигурки, приезжают на игры.

И все же, даже при таком элементарном входе, многие из людей не переходят из статуса наблюдателя в статус игрок. Рефлексируют, боятся сложностей (к чему нас всех приучили «сложные игры»), откладывают на потом. Много работы у меня занимает именно «пробуждение» такой категории игроков.

Евгений Патрин :

Это интересный момент. В «Три щита» с удовольствием играют или дети и подростки, где-то от 6 до 14 лет, или уже взрослые люди, родители играющие с детьми или товарищи по коллекционному хобби. Так что средних возрастов у моих игроков два – либо 10 лет, либо 40-45 лет.
Порог вхождения очень не высокий, если намеренно не усложнять себе знакомство с играми. Как я уже сказал выше, в «Три щита» можно играть уже с малышами от 6-7 лет, в варгейм системе «Поле боя» принципиальных ограничений нет, но это более масштабная игра и тут скорее встаёт вопрос о наличии н5ескольких наборов солдатиков у игроков, для составления армий по 20-30 фигурок в каждой.

Оба ваших проекта поддерживают игру почти любыми наборами солдатиков (главное – масштаб) и стандартными шестигранными кубиками. Это несомненный плюс «Трех щитов» и «Мастера битв». Но есть ли какие-то минусы в этом универсальном подходе?

Родион Махаев:

Только плюс. Можно взять любые фигурки, которыми давно хотелось поиграть – и применить их в деле. Особенно когда в коллекции фигурки разных фирм, тем и размеров.

Я получаю отзывы, что некоторых игроков смущает отсутствие жестких рамок и ограничений. Но я делаю ставку на адекватность и тех, кто доходит до реальной практики игр. Можно сколько угодно бояться сложностей «с дивана». Но ведь вы соберетесь с друзьями в клубе – разумеется, вы будете оба играть тем, что согласуете, договоритесь. Определенной темой, определенным и схожим у обоих размером фигурок. «В танго танцуют двое», в реальных клубных играх этот фактор всегда выравнивается.

фото из ВК-группы Мастер Битв - Игра в солдатики
фото из ВК-группы Мастер Битв - Игра в солдатики

Евгений Патрин:

Строго говоря, правилами игровой системы «Три щита» и масштаб миниатюр не ограничивается. Просто изначально она, система, развивалась из желания подарить сражения и сюжеты коллекционным и массовым солдатикам по простым и чётким правилам, но это, опять же, не ограничивает игроков в выборе формат и масштаба миниатюр. Просто я люблю солдатиков как персонажей и уважаю эту тематику как род искусства. А что касается универсальности в использовании кубиков, да, есть нюанс: оказывается уникальные кубики с авторской насечкой это сложно, если речь идёт о небольших выпусках игр. Стоимость производства таких уникальных кубиков зачастую много выше стоимости стандартных кубиков D6, и это в определённой мере ограничивает и меня как автора и игроков. Но это тоже вполне решаемый вопрос.

фото из ВК-группы Три Щита. Игровая система.
фото из ВК-группы Три Щита. Игровая система.

Сколько минимально и максимально по времени проходят баталии в ваших варгеймах? Какое наибольшее количество фигурок за раз вы использовали за одну партию?

Родион Махаев:

От 20 минут для скирмиш-игр несколькими фигурками-персонажами. И до 2,5 часов при игре на 80-200 фигур в отрядах, с троллями, артиллерией, магами и драконом в игре большими армиями.

Евгений Патрин:

В компактной оригинальной версии «Три щита», одна пара дуэлянтов, т.е. "1 на 1", сражается 5-7 минут. Если игроки выставляю по 4е миниатюры в отрядах, то игра продолжается 20-25 минут, и т.д.
Партия в варгейм версии «Поле боя» редко длится больше 45 минут.
Количество фигурок в «Три щита» ограничено размером поля, но только на уровне рекомендации. Стандартная игровая доска способна вместить максимум по 7 фигурок в отряде одного игрока. Расширенное, 6-ти частное поле уже позволяет выставить по 11-12 пехотинцев, или 5-6 пехотинцев и 2-4 кавалериста.
«Поле боя», по умолчанию рассчитано на отряды до 30 пехотинцев, разделённых на 5 планшетов, или 15-20 пехотинцев + 3-6 кавалеристов. Но опять же, это базовые рекомендации, отступление от которых не помешает игрокам и не «сломает» правила, можно больше или меньше, главное чтобы отряды оппонентов приблизительно были бы равными.

Существует мнение, что у нас в стране большая часть игроков в настольные варгеймы предпочитают Warhammer 40K, по той причине, что это «модно», давным-давно «раскручено» и имеет богатую литературную предысторию. И искать что-то другое, им просто лень. Даже если отечественный варгейм будет стоить в десятки раз дешевле. Какой путь развития вы видите для своих проектов в данной ситуации?

Родион Махаев:

Вархаммер – титан и безусловный лидер. И я, и многие игроки в «Мастер битв» любим эту вселенную и фигурки. Но вот заставить себя раз в пару лет учить новые правила, отметая половину собранных фигурок из-за «ротации» - за многие годы уже подустали. И все же даже в «Мастер битв» обязательно будет модель для игры фигурками из 40к (а фигурками из фэнтези можно играть уже сейчас).

Я часто шучу про «импортозамещение» вархаммера. За годы «убить Вархаммер» - это уже мем - было девизом практически каждого, кто амбициозно выводил на рынок игру и пытался напором завоевать подчинить рынок.

Мои амбиции в другом – чтобы люди просто играли в солдатиков и получали от этого радость. Поэтому развитие своего инди-проекта и вижу в параллельном развитии. Как альтернатива для тех, кто хочет меньше спорта или ограниченности рамками одной вселенной. Кто хочет играть в любимых вселенных, интересные сюжеты и сценарии.

фото из ВК-группы Мастер Битв - Игра в солдатики
фото из ВК-группы Мастер Битв - Игра в солдатики

Евгений Патрин:

Не могу сказать, насколько в действительности маркетинг уже культовых систем поглотил наших, российских игроков. Хотя я и сталкивался с некоторым скепсисом, я не думаю об этом в таком ключе. Любой игровой системе нужно время, о ней постепенно узнаёт всё большее количество игроков. Некоторые игровые системы уверенно перевалили за полувековой возраст и не теряют популярности, тот же Battle Lore, в который я, кстати, тоже играю с удовольствием. А наши игровые системы, наша с Алексеем или Родиона, явления ещё очень молодые и о них по сути мало кто знает, кроме круга ближайших соратников по хобби. Я думаю, что самый верный путь развития, это не бросать начатое. ((-: Просто дать играм время прижиться в арсенале игроков, чтобы, прежде всего игроки нашли в них те моменты, которые их привлекают. Хотя я могу сказать, что делать игру, что называется, на коленках, в одиночку, верстать правила, рисовать макеты, тестировать, заниматься поиском подрядчиков производителей и ещё продвижением, объективно не просто, и усилий только автора для продвижения игровой системы может быть недостаточно. По-хорошему нужна команда и как можно более широкая представленность в тех же всевозможных социальных сетях, с чем есть объективные сложности, но моих усилий пока хватает только на тематические фестивали, что уже не плохо для игры и интересно лично для меня.

фото из ВК-группы Три Щита. Игровая система.
фото из ВК-группы Три Щита. Игровая система.

Нужен ли показатель «мораль» в сражении небольших отрядов (до 10 юнитов с каждой стороны)?

Родион Махаев:

Зависит от игры и степени желаемой в ней детализации. Я этого избегаю, чтобы игра не превратилась в «возврат в бой испуганных». Даже в больших сражениях этот момент решается у нас легко. Упор на тактику и сражения, мораль как сопутствующая, но не доминирующая механика.

Евгений Патрин:

На мой взгляд «мораль» это скорее сюжетная арка игры, она не должна являться каким-то обязательным элементом. Логично думать об этом в ключе сражения отрядов, когда можно представить что несколько шеренг были деморализованы, побежали и увлекли за собою всех товарищей. А вот когда сражаются, по сути, герои одиночки, логично предположить, что они хорошо мотивированы и с моралью у них всё в порядке. ((-: Так что это скорее вопрос сюжетно-сценарного свойства, а не формата сражений.

«Не только коллекционировать, но и играть» - можно сказать, что это девиз ваших проектов. Какой стартовый набор (столько-то стрелков, рыцарей, всадников) вы бы порекомендовали для стартового знакомства с игрой?

Родион Махаев:

Практически любой набор солдатиков, который можно свободно приобрести. Для старта игры в «Мастер битв» старт – это 5-6 фигурок. Стандартный отряд: лидер, воины с оружием ближнего боя, воины стрелки. Технолог, Звезда, переизданные советские солдатики, Хобби бункер, Биплант, Вархаммер, другие производители – подойдет всё.

Даже такой небольшой отряд подарит многие часы удовольствия.

Евгений Патрин:

Для игры в «Три щита» достаточно иметь по паре наборов самых простых игровых солдатиков на историческую или фэнтези тематику, эпохи меча мушкета. Буту это плоские или объёмные, массовые, доступные в сетевых магазинах или коллекционные малотиражные, бумажные, совершенно не принципиально. Но игрокам будет интереснее, если у них будет выбор из разных вариантов – фехтовальщики, копейщики, стрелки, пехотинцы или кавалеристы, достаточно по паре каждого вида вооружения.

Для игр по правилам «Поле боя» уже желательно иметь «армии» по 20-30 юнитов, а можно и больше. Но минимально, я считал, 18 пехотинцев или 12 пехотинцев и 3 кавалериста в «армии», и уже можно устраивать сражение.

Какие были сложности в создании ваших проектов? Сколько прошло времени от идеи, до первой версии «играбельных» правил?

Родион Махаев:

Оглядываясь назад, становится понятно - главной проблемой была рефлексия, попытки сделать все сразу идеально. В какой-то момент я сказал себе: или я сделаю это сейчас, или не сделаю никогда. И объявил релиз игры. По факту оказалось, что правок по сути и не особо требуется.

Сделав из этого вывод, сейчас проект развивается небольшими «патчами» и дополнениями. Это позволяет быстро давать игрокам непосредственно в игру новые разработки, не откладывая в бесконечность.

фото из ВК-группы Мастер Битв - Игра в солдатики
фото из ВК-группы Мастер Битв - Игра в солдатики

Евгений Патрин:

Я не заметил особенных сложностей с созданием проекта игры «Три щита», от идеи до первых играбельных версий самой первой настолки в этой канве у меня ушло недели 3и. Тогда она называлась «Турнир». Вот у Алексея, с его слов, основа игры – авторские кубики, были придуманы ещё в детстве! А сама игра «Хольмганг», где эти кубики стали применяться появились примерно тогда же, когда он стал производить собственных солдатиков «Приказ». Синтез моей и его версии занял не больше пары месяцев вместе с отрисовкой первых макетов и пр. А вот правила углублялись несколько раз и устоялись только спустя два года существования уже игры «Три щита» как таковой.

фото из ВК-группы Три Щита. Игровая система.
фото из ВК-группы Три Щита. Игровая система.

Была ли идея провести турнир (хотя бы небольшой) по вашим варгеймам? Пришлось бы тогда добавлять какие-нибудь правила? К примеру, ограниченное время на ход (как в шахматах).

Родион Махаев:

Из-за того, что время схватки в «Мастер битв» невелико, у нас и так практически каждую встречу происходит «товарищеский турнир», когда игроки меняются соперниками. Проводить некий официальный турнир со спец правилами и регламентами – у меня нет ни такой цели, ни интереса. Это отвлечет от работы над интересными обновлениями. Но если кто-то захочет организовать – я поддержу, конечно.

Евгений Патрин:

Про турнир идеи были и разные клубы обзаведшиеся игрой «Три щита» даже проводят домашние турнирчики. Но для таких турниров нужны постоянно играющие, опытные игроки. Я думаю, турниры будут по мере увеличения количества игроков, но пока ничего определённого на этот счёт сказать не могу.

Нужны ли террейны для игры в ваши проекты? ;) Если да, то какой (хотя бы примерно) процент поля они должны занимать максимум, чтобы баталии проходили более-менее комфортно.

Родион Махаев:

Террейн придает играм красоту, интерес и добавляет тактические приемы. Но пока все игры – по усмотрению игроков. Позже я планирую сделать спец сценарии, где террейн и его размещение будет играть важную роль. А пока мы используем игровой ландшафт из принципа, чтобы было красиво и интересно.

Евгений Патрин:

Для компактной версии «Три щита» террейн не нужен, игровая доска самодостаточна и содержит бонусные ячейки по смыслу его заменяющие, так это было задумано. А вот в игре «Поле боя» он жизненно необходим, потому что войска игроков в чистом поле становятся лёгкой добычей друг друга. Я бы сказал, что для «Поле боя» следует вооружиться 3-4 постройками для «деревеньки», или кустами/деревьями для лесочка, расположенными в центре карты, что бы маневрирующие отряды могли использовать их для прикрытия. Но усердствовать тоже не стоит, на поле 90х120 см достаточно 2-4 кустов, 2-4 деревьев и столько же построек, иначе отрядам негде будет развернуться. Как это устроено можно посмотреть на фото в группе посвящённой игровой системе «Три щита».

Как продвигать свой авторский варгейм в России?

Родион Махаев:

В зависимости от целей авторов. Я стараюсь просто делать лучшую игру в соответствии со своим вИдением и желанием активных игроков. Делиться опытом наших игр, показывать красивые отчеты. Есть желание посетить большие варгейм-мероприятия. И все же главные мои усилия направлены именно на развитие игры и ее расширение.

Хотя есть один главный рецепт: если автор сам играет в свою игру, в нее будут играть и другие.

фото из ВК-группы Мастер Битв - Игра в солдатики
фото из ВК-группы Мастер Битв - Игра в солдатики

Евгений Патрин:

Ответ: Честно, не могу дать определённый ответ. Для меня это хобби и я на этом ни копейки не зарабатываю, а значит и о каком-то целенаправленном «продвижении» с точки зрения коммерции не думаю. Я участвую в тематических варгейм-фестивалях, веду группу с новостями игры и репортажами игроков. Вероятно, для целенаправленного продвижения было бы хорошо обеспечить какой-то крауд со сбором средств на производство минимальных комплектов, рекламу в разных социальных сетях и пр. пр. Но, повторюсь, я сейчас думаю, что игра должна просто играться какое-то время, чтобы игроки обращали на неё внимание, пробовали и находили для себя интересное в ней. Ну а я всегда открыт к диалогу и с удовольствием обсуждаю конструктивные предложения от реальных игроков, чтобы лучше отбалансировать правила, добавить то, что игрокам хотелось бы в игре видеть и т.д.

фото из ВК-группы Три Щита. Игровая система.
фото из ВК-группы Три Щита. Игровая система.

Финальный вопрос. Какие планы по развитию ваших проектов на 2026 год?

Родион Махаев:

Планов много. Выпуск базовых вариантов «Мастер битв» на все уровни игры. Выпуск новых отрядов и персонажей. армилисты, специальные возможности, новые тактические карты. То есть имея устойчивые базисы механик, перейти в режим плановой реализации расширений, сценариев и расписок отрядов в различных сеттингах.

Но единственного четкого плана нет. Я стараюсь реагировать на реальные запросы играющих, и в связи с этим планы неоднократно корректируются - в пользу того, что у игроков быстро найдет применение и даст им возможность реализовать свои мечты на столе.

Евгений Патрин:

Из конкретных планов только версия игры, которая заняла бы промежуточное положение между оригинальной «Три щита» и варгеймом «Поле боя». Такая, чтобы игроки сражались бы небольшим количеством героев, взаимодействовали с террейном на красиво оформленном столе, могли бы разыгрывать приключения в соло-режиме, и в которой была бы реализована механика прокачки персонажей. Обо всём этом игроки уже давно спрашивают, и вот наконец работа в этом направлении уже идёт! А о её результатах я буду своим чередом рассказывать в группе «Три щита», уверен, будет интересно!

Вот такая у нас получилась интересная продолжительная беседа. Продолжаем следить за нашими настольными варгеймами и само собой новыми солдатиками!

__________________________________________________________________________________________

Если вам понравился материал, поставьте лайк, напишите комментарий и подпишитесь на этот канал - впереди у нас много интересного!