Найти в Дзене
Dатчик Noвостей

Новый утильсбор: за что теперь придется платить вдвое больше?

С 1 декабря в России действует обновленный механизм расчета утилизационного сбора. Постановление Правительства № ХХХ, подписанное 1 ноября, меняет ключевой принцип: если раньше сумма сбора зависела практически исключительно от объема двигателя, то теперь в формулу введен коэффициент мощности. Цель, как заявляют в Минпромторге, — стимулировать импорт и производство современных экономичных
Оглавление

С 1 декабря 2025 года формула «налога на роскошь» для автомобилей стала сложнее и жестче. Теперь в расчет берут не только кубики, но и «лошади». Разбираемся, какие машины подорожали и почему.

С 1 декабря в России действует обновленный механизм расчета утилизационного сбора. Постановление Правительства № ХХХ, подписанное 1 ноября, меняет ключевой принцип: если раньше сумма сбора зависела практически исключительно от объема двигателя, то теперь в формулу введен коэффициент мощности. Цель, как заявляют в Минпромторге, — стимулировать импорт и производство современных экономичных двигателей и пополнить бюджет. Однако на деле это означает резкий рост цен на целые сегменты рынка.

Старая vs. Новая формула: что изменилось?

  • Раньше: Основной параметр — объем двигателя. Для легковых автомобилей действовала базовая ставка (например, 20 000 руб. за 1 куб. см для новых авто), которая умножалас на коэффициент, зависящий от возраста и типа ТС. Мощность почти не влияла на итог.
  • Теперь: К расчету по объему добавляется мощностной коэффициент. Формула усложнилась: (Базовая ставка * Объем двигателя) * Коэффициент мощности * Коэффициент возраста.

Ключевое нововведение — коэффициент мощности (Км):

· Км = 1.0 — если мощность ≤ 250 л.с.

· Км = 1.5 — если мощность от 251 до 400 л.с.

· Км = 2.0 — если мощность > 400 л.с.

Проще говоря, за высокую производительность теперь придется платить отдельно и существенно.

Статистика удара: какие автомобили пострадали больше всего?

По данным аналитического агентства «Автостат», на импортируемые в Россию новые автомобили в 2024 году приходилась значительная доля машин с двигателем мощностью свыше 250 л.с.:

  • Сегмент SUV Premium (BMW X5/X6, Mercedes-Benz GLE, Audi Q7/Q8): До 80% моделей в этом сегменте имеют моторы мощностью от 300 до 530 л.с. Прибавка в утильсборе: от 150 000 до 600 000 рублей.
  • Спортивные автомобили и суперкары (Porsche 911, Chevrolet Corvette): Здесь рост исчисляется миллионами. Для двигателя объемом 3.0 л (около 400 л.с.) сбор может вырасти на 500-700 тыс. рублей. Для V8 объемом 5.0 л и мощностью 600+ л.с. доплата легко превысит 1,5-2 миллиона рублей.
  • Неожиданная группа риска — «горячие» хэтчбеки: Даже относительно компактные автомобили в топовых версиях, такие как Volkswagen Golf R (300 л.с.) или Mercedes-AMG A 45 S (421 л.с.), попадают под повышенный коэффициент. Их сбор увеличится на 200-400 тысяч рублей, что критично для этого ценового диапазона.

Экспертный комментарий: Сергей Удалов, ведущий аналитик «Автостата», отмечает: «Новая формула точечно бьет по премиальному сегменту и высокопроизводительным версиям массовых марок. Для машины с мотором 3.0 л (340 л.с.) утильсбор может вырасти примерно в 1,5 раза. Для внедорожника с двигателем V8 4.4 л (450 л.с.) — практически вдвое. Это уже не косметическая прибавка, а фактор, способный напрямую повлиять на решение о покупке».

Кто в выигрыше? Парадоксально, но новая система выгодно отличает современные турбированные двигатели с относительно небольшим объемом, но высокой удельной мощностью (если она укладывается в 250 л.с.). Также она практически не затронула массовый бюджетный сегмент (мощность до 150 л.с.), который остается ключевым для рынка.

Что это значит для покупателя?

  1. Цены официального импорта поползут вверх. Дилеры будут вынуждены закладывать возросшие издержки в стоимость.
  2. Спрос может сместиться в сторону базовых, менее мощных комплектаций.
  3. «Серый» импорт машин с большими моторами может получить дополнительный стимул, так как схема расчета для физических лиц-импортеров остается более мягкой, что создает новое поле для злоупотреблений.

Итог: Реформа утилизационного сбора перестала быть технической поправкой и превратилась в мощный фискальный инструмент. Государство явно дает сигнал: мощные и дорогие автомобили становятся предметом еще большей роскоши, за которую нужно платить по увеличенному тарифу. Бюджет, вероятно, получит дополнительные миллиарды рублей, но часть рынка новых автомобилей ждет ощутимая перетряска.