Найти в Дзене
Dialogorg.ru

«Сегодня нам намекают, чтобы мы не говорили «Арцах», завтра скажут, чтобы мы не называли себя карабахцами: политика «не раздражать Азербайдж

«Считаю, что подходы к примирению и движению к миру носят лишь внешний характер, в действительности же противник остаётся тем же, его намерения не изменились», — заявил в беседе с Aysor.am заведующий кафедрой культурологии ЕГУ, археолог Гамлет Петросян, комментируя очередное мероприятие, сопровождающееся искажением фактов при государственной поддержке со стороны Баку, — презентацию книги, представляющей Ереван как «Иреван», и сайта irevan-etnomap.com. «Азербайджан будет продолжать ту же политику: либо армян не должно быть, либо они должны быть такими, какими их хотят видеть — лишёнными собственности, лишёнными воли, общиной, идущей на любые уступки. Эта политика детально прорабатывается: сегодня говорят одно, завтра — другое, и так далее», — отметил он. По словам Петросяна, армянское культурное наследие целенаправленно уничтожается. «Всё, что направлено против них, они устраняют, а об остальном заявляют, будто это даже не ваше. Монастырь Дадиванк, говорят, якобы не армянский, а албанс

«Считаю, что подходы к примирению и движению к миру носят лишь внешний характер, в действительности же противник остаётся тем же, его намерения не изменились», — заявил в беседе с Aysor.am заведующий кафедрой культурологии ЕГУ, археолог Гамлет Петросян, комментируя очередное мероприятие, сопровождающееся искажением фактов при государственной поддержке со стороны Баку, — презентацию книги, представляющей Ереван как «Иреван», и сайта irevan-etnomap.com.

«Азербайджан будет продолжать ту же политику: либо армян не должно быть, либо они должны быть такими, какими их хотят видеть — лишёнными собственности, лишёнными воли, общиной, идущей на любые уступки. Эта политика детально прорабатывается: сегодня говорят одно, завтра — другое, и так далее», — отметил он.

По словам Петросяна, армянское культурное наследие целенаправленно уничтожается. «Всё, что направлено против них, они устраняют, а об остальном заявляют, будто это даже не ваше. Монастырь Дадиванк, говорят, якобы не армянский, а албанский, другой — удинский. И это работает, потому что они проводят чёткую политику и знают свою цель. Нашей целью стало молчание и невидимость. Я как человек и как исследователь крайне разочарован и считаю, что тысячи находятся в таком же состоянии», — отметил он.

Более того, по словам археолога, уже из разных источников поступают намёки на то, чтобы в рамках программы «Мониторинг культурного наследия Арцаха» на сайте monumentwatch.org не использовалось слово «Арцах».

«Нам намекают, чтобы мы не говорили „культурное наследие Арцаха“, а чуть позже скажут, чтобы мы не говорили, что мы карабахцы, не говорили и о том, что мы армяне, поскольку всё это якобы мешает глобальному миру», — отметил он, добавив, что, в отличие от подобных намёков, со стороны властей Армении официально такого требования не выдвигалось.

«Однако в рамках политики „не раздражать Азербайджан“ почему бы и нет. Возможно, однажды и наши власти поставят перед нами такое требование: все основания для этого есть. Я говорил: в таком случае либо дайте мне кинжал, либо немного яда, чтобы при необходимости я мог не остаться без чести», — заявил Петросян.

Археолог сообщил, что в ближайшее время отправится в Италию для участия в международной научной конференции. «И, разумеется, я буду представлять Тигранакерт — независимо от того, кто приедет и что будут делать. Сегодня политику, по сути, превратили в наш быт, в процесс отказа от собственной идентичности. Но это не политика и не мир. Есть ли у человека, в конце концов, достоинство или нет? Для тысяч это уже вопрос личного достоинства. Что значит — это не говори, то не говори, это слово не используй? В нашей стране кто должен диктовать нам, как себя вести? Даже проигравший должен сохранять хотя бы минимальное достоинство: это подход недостойных проигравших. Что, скажем, они были сильнее, победили, но мы ведь не рабы?», — подчеркнул он.

Комментируя возможность возвращения, Петросян отметил, что даже не думает об этом. «Если во всём мире установится мир, если народы будут склонны к миру, какая разница? Если я смогу поехать в Арцах, жить там и мне не будут мешать — почему бы не поехать? То же самое относится к территориям Азербайджана. Но разве это реальность, или обман?»

Тем не менее, Петросян подчеркнул, что сидеть сложа руки не будет. «Два месяца назад мы опубликовали книгу „Тигранакерт“, месяц назад — нашу англоязычную книгу, посвящённую музеям Арцаха. Мы продолжим нашу работу на сайте monumentwatch.org, продолжим исследования. Учёный свободен: кто мне может сказать, что писать или что делать? Никто не имеет на это права, и мы не подчиняемся. Проблема не личная, это процесс обесценивания всего общества», — подчеркнул он.

По его словам, существуют финансовые трудности, однако это никогда не было препятствием. «Разве власти не финансировали книгу о Тигранакерте? Мы будем продолжать в рамках наших возможностей. Наш потенциал велик, мы хорошие учёные, нас признают на международном уровне. Мы не можем и не собираемся становиться мелочными и писать то, что нам говорят, ради каких-то отношений», — завершил Гамлет Петросян.