Руководитель ведущего селекционно-семеноводческого предприятия семян зерновых и зернобобовых рассказал о важности пшеницы в севообороте, тонкостях работы с этой культурой и популярных сортах.
- Как вы оцениваете перспективы твердой пшеницы на российском рынке?
- Объем производства твердой пшеницы по сравнению с 2023−2024 гг. увеличился. К сожалению, основной рост пришелся на пшеницу с низкими показателями качества зерна. Проблема качества — это не только погодные условия этого года, которые внесли существенный вклад, но также и проблема технологии производства.
В 2023 году цена за тонну хорошей пшеницы доходила до 40 тысяч рублей. Многие сельхозпроизводители, ищущие маржинальные культуры, «кинулись» в твердую пшеницу, как будто это второе золото, но эта культура имеет свои особенности выращивания и требует определенных навыков. Также надо понимать, какие сорта смогут полностью раскрыться и дать максимум в этой зоне производства.
Помимо этого, не все сорта твердой пшеницы, которые реализуются в текущий момент в РФ, востребованы переработчиками. Как я сказал ранее, да, мы получили большой урожай, но он как раз и является одним из факторов снижения цены на нее на рынке. Есть также проблемы с экспортом в Европу, однако потенциал экспорта в страны Азии и Турцию остается высоким.
Но стоит отметить, что полученный объем качественной твердой пшеницы, которую можно использовать на макаронные цели, востребован, и эта пшеница имеет значительно высокую цену. Спрос на нее также очень высокий.
- Какие есть тонкости работы с этой культурой?
- В ГК «Агролига» разработана методология правильной и эффективной работы с твердой пшеницей, у нас есть технологические карты, которыми мы делимся с нашими клиентами. Мы также подбираем оптимальные средства защиты растений в зависимости от климатической зоны.
Основные советы — это подбор правильного сорта, предшественника, системы защиты, не экономить на удобрениях и уборка в рекомендованные сроки.
- Сорта, которые есть в вашем портфеле, очень популярны в северных регионах? Почему?
- Существует популярное заблуждение, что пшеница — это культура, которая выращивается на юге и в центральной части России. А между тем яровая пшеница (и твердая, и мягкая) выращивается практически на всей территории нашей страны, включая северные регионы. География возделывания этой культуры необычайно широка — это Сибирь, Алтай, Омская, Курганская и Новосибирская области. Более того, Алтай считается одной из житниц твердой пшеницы.
Наши сорта мягкой яровой пшеницы — это Нерда, Калинка. Твердые — Рустикана, Бурбон, Таганрог, Никола. Наша компания также делает ставку на горох. Причем наш сорт Нордман по итогам 2025 года занимает 1 место по занятой площади среди гороха Российской селекции по данным ФГИС «Семеноводство» и уступает только гороху Рокет (оригинатор Эконива семена). Под Российской селекцией я имею в виду селекционеров, которые вывели сорт, а не оригинатора.
В России из года в год 50% площадей приходится на 6 регионов: Ставропольский и Краснодарский край, Ростовская область, а также Алтай, Новосибирская и Омская области. При этом по соотношению посевных площадей к площади посева гороха лидирует Тюменская область.
- Почему это стало возможным?
- Зернобобовые стали очень популярны у сельхозпроизводителей как замена парам. Зернобобовые могут не только принести доход в сезоне, в отличие от паров, но и насытить почву азотом. Горох является одним из лучших предшественников для ряда культур. Если после гороха сеять пшеницу, то прибавка в урожайности составит не менее 10 ц/га.
При этом от паров отказываться нельзя; паровать поля всегда необходимо, но можно сократить их объем.
Также стоит отметить положительную практику, когда Министерства сельского хозяйства на местах, например в Краснодарском крае, на законодательном уровне внедряют требование, чтобы не менее 10% посевных площадей хозяйства в обязательном порядке занимали зернобобовыми культурами.
🟦 Масличные – это перспективные культуры? Можно ли на них делать ставку всегда?
Увлечение масличными культурами ни к чему хорошему не приведет. Севооборот должен соблюдаться. Отказ от зерновых и зернобобовых, а также ориентация на подсолнечник, рапс и лен негативно сказывается на почве: плужная подошва, истощение и истончение гумуса.
В итоге есть большой риск потратить заработанные в ущерб здоровью почвы доходы на восстановление ее плодородия.
- Что сейчас вы рекомендуете своим партнерам и клиентам?
- Время нерациональных трат закончилось. Сейчас нужно анализировать свою работу, искать возможности экономии, перераспределения доходов, снижения и оптимизации затрат.
Собственные склады для хранения продукции – это важный момент, который позволяет варьировать на рынке, продавать позже и дороже. Эта стратегия стара, как мир, но многие забывают, что любой успешный бизнес строится на умении работать со издержками.
Но в умах большинства наших руководителей работа с издержками — это мы берем «нож» и начинаем резать расходы. Но нет! Оптимизация расходов должна проходить с умом, и, возможно, после проведения анализа расходы по некоторым статьям вырастут. Но при этом вырастет и производство, что благоприятно скажется на экономике предприятия.