Эгоизм против морали. Братья Руссо противопоставляли Тони Старка и Стива Роджерса. Фильм за фильмом они вели этот конфликт к горькому финалу "Мстители: финал". Тони — человек контроля, эгоист. Стив — принципиальный моралист без компромиссов. Но в финале они меняются местами. Тони делает то, чего Стив от него ждал долгие годы: жертвует собой и просто поступает правильно. А Стив делает то, что всегда отрицал: выбирает личное счастье и отказывается быть солдатом идеи. В итоге Старк умирает героем, создав машину времени, вторую перчатку и совершив решающий щелчок. А Стив, по сути, предаёт собственные идеалы. Спустя годы мы узнаём последствия этого выбора.
По утечкам из интернета, Стив, оставшийся с Пегги, создал альтернативную временную шкалу. Именно она привела к появлению Доктора Дума и кучи целых вселенных. Его решение породило десятки новых реальностей, которые начали сталкиваться, запуская вторжения и гибель мультивселенной в целом. По утечкам в интернете это подчёркнуто напрямую. Стив подъезжает к дому из финала «Мстителей», заходит внутрь, снимает костюм Капитана и смотрит на своего сына. Личное счастье стало точкой разлома реальности. Исправлять эти ошибки теперь придётся Тони Старку в лице Виктора фон Дума. Поэтому, да, "Мстители: судный день" — это прямое идейное продолжение «Мстителей: Финал».
Начнём с простого. Временное ограбление в «Финале» было авантюрой космического масштаба. Безрассудной, опасной и построенной на принципе «авось прокатит». Не прокатило. Именно из-за него мультивселенная сейчас и летит в пропасть - разрушается. И чтобы понять почему, нужно правильно понять фразу: «Прямое продолжение». Смотрите, формально у нас были «Мстители», «Эра Альтрона» и «Война бесконечности» — вроде бы части одной саги. Но это не прямая трилогия. Чтобы понимать, что происходит, между ними нужно было посмотреть половину КВМ. Это были фильмы-узлы, а не последовательная история. А вот если рассматривать отдельно «Война бесконечности» и «Финал» — то это другое. Это уже не просто два фильма, а единый сюжет, разделённый на две части. Они вышли с разницей в год, и «Финал» напрямую продолжал события «Войны бесконечности». Поражение, щелчок, мир после катастрофы. Всё это стало фундаментом фильма. Да, между ними были «Человек-муравей и Оса» и «Капитан Марвел». Они важны, но не ломают ощущения прямого продолжения.
Ровно так же будут работать "Судный день" и "Секретные войны". Два фильма, выходящие с разницей в год, связанные напрямую. Поэтому логично, что «Секретные войны» — прямое продолжение "Судного дня". А вот неожиданность в другом. "Мстители: судный день" — прямое продолжение «Финала». И это при том, что между ними почти 8 лет, 10 фильмов и девять сериалов. Звучит странно. Для многих — да, но для меня — нет, потому что если посмотреть «Финал» с учётом саги о мультивселенной, становится очевидно: Файги и Руссо оставили там слишком много незакрытых дверей, чтобы это было случайностью. Да, изначально план был другим. Была запланирована «Династия Канга». Руссо собирались возвращаться. Дауни в роли Дума не был утверждён сразу, но я легко верю, что идея «Секретных войн» жила в их головах всегда. Так как это один из главных комиксных сюжетов Marvel вообще. И если не было чёткого плана, семена всё равно были посеяны, в том числе и в «Финале».
Парадокс в том, что «Финал», закрывая сагу о Бесконечности, одновременно стал первой главой саги о мультивселенной. Ну, смотрите сами. Финальная битва против Таноса из другой временной шкалы. Тони создаёт путешествие во времени. Локи сбегает, породив отдельную ветку. Стив остаётся в прошлом, создавая альтернативную реальность. А о чём вообще сага мультивселенной, если не о вариантах, временных ветках и последствиях вмешательства? Вся эта история началась в «Финале», поэтому логично, что именно он становится отправной точкой "Судного дня".
«Война бесконечности» закончилась абсолютным поражением. Танос победил, щёлкнул пальцами и стёр половину жизни во Вселенной. Мстители проиграли честно, по правилам, но смириться с этим не смогли и через 5 лет приняли решение, которое оказалось единственно возможным: полезть во время, собрать камни бесконечности, переписать итог и вернуть мёртвых. И вот здесь начинается самое важное, потому что именно это решение исправить поражение любой ценой и привело к "Судному дню". Халк в «Финале» прямо говорит, что прошлое нельзя изменить так, чтобы косвенно не повлиять на будущее. Но он умалчивал одну ключевую деталь. Прошлое действительно нельзя переписать, зато его можно разветвить. И каждая такая ветка — это новая реальность. Древняя наглядно показывает это Брюсу Беннеру. Так КВМ впервые вводит концепцию альтернативных временных линий. И именно в «Финале» становится ясно: путешествие во времени и мультивселенная — это одно и то же, просто с разных углов. Это были первые шаги саги мультивселенной.
Возьмём самый очевидный пример. 2012 год. Мстители лезут за Тессерактом, обламываются, и Локи сбегает с Камнем Пространства. Рождается новая временная линия. ТВА оперативно её подрезает, арестовывает Локи. И дальше начинается вся история с «Тем, кто остаётся», Концом времён и войной вариантов. Один косяк — и целый сериал. Но это далеко не единственный случай. 2013 год: Тор, Ракета, Асгард, Камень Реальности. 2014 год: Танос, Небула и Гамора, которые так и не вернулись в свою временную шкалу. Танос вообще погиб в будущем, в которое он не должен был попасть. А Гамора сейчас живёт в реальности, где её существование — логическая ошибка. Она — живой парадокс, который напрямую дестабилизирует ткань бытия. И всё это — побочные эффекты временного ограбления.
Но самый важный и самый токсичный элемент всей этой схемы — Стив Роджерс, потому что он нарушил не просто правила, он нарушил идею, на которой держался весь его персонаж. Стив не вернулся. Он остался в прошлом, создал новую реальность, прожил жизнь с Пегги, сделал то, чего никогда раньше себе не позволял: выбрал себя. Это был эгоистичный поступок и, давайте честно, очень человеческий, но именно поэтому он и опасен. Финальный кадр «Финала» — танец Стива и Пегги — выглядит трогательно, но если вдуматься, то он жуткий, потому что за этой идиллией скрывается целая альтернативная вселенная, где Стив знал будущее, знал про Гидру, знал про Щ.И.Т., знал про все катастрофы. И я абсолютно уверен, что этот Стив пережил за свою жизнь куда больше, чем нам показали. И последствия его решения не локальные, а мультивселенские.
Реальность, созданная Роджерсом, сама начала ветвиться, рождая всё больше альтернативных таймлайнов. Так появились вторжения. Я читал две версии от инсайдеров (не знаю насколько они правдивы) почему Доктор Дум будет охотиться именно на Стива, и одна из них работает куда сильнее другой. Первая причина — личная. По этой версии, именно из-за действий Роджерса началось одно из вторжений, которое уничтожило родной мир Виктора. Дум потерял семью, потерял ребёнка, а Роджерс, наоборот, как показывает инфа которую я нашел , приобрёл сына. Контраст максимально жёсткий. Один лишился всего, другой получил то, о чём даже и не мечтал. Для Дума это не философия и не теория мультивселенной. Это конкретная боль, конкретная утрата и конкретный виновник.
Вторая версия — более глобальная. Дум охотится не только за Стивом, а вообще за всеми, кто виновен во вторжениях, за теми, кто ломал время, прыгал по реальностям и считал, что потом разберёмся. Но здесь сразу возникает вопрос: а зачем? Убийство виновных не отменит столкновения вселенных. Инкарнации уже существуют, ветви уже выросли, трещины уже пошли. Поздно махать руками. Поэтому моя ставка — на вендетту, а глобальная война — это лишь инструмент. Чтобы добраться до Локи и уничтожить древо мультивселенной, Думу нужно создать хаос. И он его создаёт самым логичным способом: сталкивает вселенные лбами.
Вселенная мутантов врезается в основную киновселенную Marvel. Люди Икс понимают, что если не уничтожить мир Мстителей, погибнут они. В ответ Новые Мстители приходят к тому же выводу: не потому, что они злые, а потому, что иначе нельзя. Ровно это мы уже видели в комиксах перед «Секретными войнами». Никакого добра и зла, только выживание. Пока герои режут друг друга во имя спасения собственных миров, Дум спокойно идёт к цели — ТВА и Локи. В этом хаосе он может собрать личное войско. На его стороне вполне могут оказаться Танос, Капитан Гидра и даже Доктор Стрэндж. Против них — мутанты: Магнето, Профессор Икс, Циклоп.
А финал, если верить инсайдеру Даниэлю Рихтману, будет максимально каноничным. При всей своей силе Дум ищет не спасение мультивселенной, а признания — личного, эгоистичного, того же, в чём можно обвинить и Таноса. Он тоже спасал вселенную своим способом, чтобы доказать правоту собственной философии. Логика величайшей жертвы ради общего блага. В комиксах именно Дум позволил мультивселенной выжить. И история доказывает, что контроль лучше хаоса.
Если вам понравилась статья и вы нашли для себя, что-то интересное, поставьте пожалуйста, ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬ на канал! Буду рад всех видеть!