Сегодня я опять начну немножко издалека.
В стародавние, можно даже сказать былинные, советские ещё времена руководительница нашего армейского (!) вокального, а-капелла фолк-коллектива, как-то раз остановила репетицию, топнула ногой, и сказала - всё, с меня хватит, не могу больше, и глядя на меня сказала - ты заслуживаешь большего и…потащила меня за ручку к очень, очень старенькой преподавательнице по оперному вокалу.
Преподавательница, соответственно, преподавала в огромной, светлой, с огромными окнами, с паркетом, как бы сейчас сказали аудитории, с огромным, видимо старым немецким настоящим роялем, с настоящей живой взрослой концертмейстершей, которая, как оказалось, сходу могла в любой тональности аккомпанировать любую песню, словом, мастерство у неё было немножко выше среднего, видимо консерватория, абсолютный слух в анамнезе, вот это вот всё, что-то такое, словом тяжелая музыкальная артиллерия.
А сама старушка-преподавательница оказалась старой, естественно школы, тоже за плечами какая-то консерватория, сама из семьи какого-то репрессированного начальника, естественно она ничего в жизни не достигла, не обрела никакого признания, не знаю, сидела ли она, мне об этом ничего никто не говорил.
Но дело не в этом.
Она стала со мной заниматься. Ей было чем поделиться. Сама она пела так виртуозно, так музыкально, что я до сих пор ничего подобного в жизни не слышал, во всяком случае вживую. Брала любые верхние ноты вообще не напрягаясь, любые пассажи вылетали из неё как из певчей птички, влёгкую, даже тембр голоса у неё был отнюдь не старушачий, хотя ей было тогда по-моему далеко за 70 лет.
Словом, из современных вокалисток довольно похоже на неё сейчас поет фантастическая Cecilia Bartoli, нынешняя бесспорная супер-звезда этого вашего знаменитого бельканто.
Вы только представьте тогдашние мои впечатления: я - 19-летний короткостриженый пацан, сын свинопаса (и это не метафора) без каких либо связей и денег ставшего инженером-испытателем мягко говоря неплохой на тот момент советской военной авиации, я нахожусь на службе в этой чудовищной советской армии, я вообще абсолютно без каких-либо связей в музыкальной сфере и… оп-па, передо мной советская Бартоли, она слушает меня, поёт мне вживую, поёт лично мне, рассказывает о секретах своего феерического мастерства, нигде ничего не оформляя, никаких абонементов, оплат, платных парковок, вот этой всех нынешней коммерческой фуерги. От сердца к сердцу. Мне кажется это немножко характеризует этот ваш подлый сатрапский коммунистический режим, разве нет?
Но дело опять не в этом.
Главное - что она говорила. Говорила она разное, что-то слишком хорошее, то, что я наверное никогда никому не расскажу, мне немножко стыдно, что я такой ̶м̶у̶д̶а̶к̶ чудак, ей не поверил тогда, чем-то не воспользовался и т.п., хотя с точки зрения современной ̶л̶ж̶е̶-̶н̶а̶у̶к̶и̶ психологии у меня конечно есть железные аргументы-оправдания.
Однако ближе к теме. Кое-что из того, что она говорила вполне подходит к теме нынешнего моего высокодуховного послания.
Так, она говорила - обязательно слушай хороших певцов и слушай иногда и плохих. Ты должен хорошо понимать, как не надо делать.
Так вот, как художник я могу сказать следующее. В живописи та же ситуация. Желательно много смотреть на хорошую живопись, а лучше, кстати, смотреть на первоисточник, на натуру, но иногда желательно всё же смотреть и на плохую живопись.
Так вот плохой живописи вокруг полно, она лезет из всех щелей, стоит только включить компьютер, взять в руки этот thought deletion device (мыслестиратель), то бишь смартфон и тебя завалит этим «добром».
То есть примеров как не надо делать сейчас вокруг полно, даже с избытком, но мне, честно говоря, хочется иногда большего, но за меньшие, так сказать, деньги!
Хочется сразу вникнуть в суть!
И я слушаю…искусствоведов.
Я заметил, что у плохих художников как правило в голове только искусствоведческие штампы. Только они. Ничего своего. Они по ним работают. И я подумал, а не проще ли пойти сразу к первоисточнику? Послушать сразу «учителей», не играть в испорченный телефон?
Так вот, недавно я включил коротенький видео-сюжет одной искусствоведки. За очень редким исключением долго эту братию слушать невозможно, но хотя бы иногда минуту-другую их бреда вполне можно осилить. В этот раз я подумал: я не знаю кто эта мадам-искусствоведка, просмотров вроде бы у неё много, много комментариев, вроде есть даже скандал в комментариях, дай, думаю гляну-послушаю, интересно что там за пурга, что нужно обходить стороной?
Словом, я таки нажал на Play.
Она традиционно для искусствоведов, экзальтированно, с придыханиями, с закатыванием глаз, со всей этой актерской силой, прям по Станиславскому, что-то увлеченно заверещала про какую-то старую русскую картину, начала перекидывать какие-то мостики в современную живопись и оп-па…сказала - «художник должен», «должен был тогда», «должен сейчас». Что такое о долгах художника обществу. Дальше я не стал слушать…
Ей там, конечно, насовали в комментах, и я думаю, что поделом.
Со своей колокольни могу только немножко добавить своего глума, пояснить за художников, во всяком случае за таких как я недоделков.
Ну, допустим, художник что-то должен обществу.
Что вы имеете в виду?
Например, давайте отставим в сторону вопросы религии, смысла, целей в жизни и вот этого вот всего, вы же не священник, не философ, к примеру, правильно? У вас нет ни под рукой ни в голове ни Священных книг, ни догматов, нет никакой внятной структуры, приоритетов, принципов, системы, ничего подобного, только что-то обще- ̶г̶л̶у̶п̶о̶е̶-гуманитарное, какие-то обще-благие пожелания в голове, правильно? Отставляем эту тему в сторону, вы некомпетентны в ней.
Тогда остаётся практическая, коммерческая сторона.
Давайте считать, тут же простая арифметика.
Долги Родине я отдал, в армии отслужил, налоги плачу. Мастерскую я оплачиваю сам, краски-холст-кисти-транспорт-модели-доширак- ̶б̶у̶х̶л̶о̶-кофе, все за мой счёт, всё оплачиваю я сам.
Я немножко понимаю коммунистов: бесплатные или почти бесплатные рояли-концертмейстеры-преподаватели-мастерские-обучение-питание-проживание-медицина-и-так-далее-тому-подобное, это было, они получается оплачивали всё или почти всё из вышеперечисленного, то есть где-то могли от меня чего-то и попросить взамен, даже где-то и потребовать, да, не без проблем, не без перегибов, но сама идея-то вполне здравая как я это понимаю, чисто даже по деньгам - обоснованная.
А вы-то что мне оплатили? Что я вам должен? Какой контракт я с вами подписывал? Вы внесли предоплату?
Вы пьёте лате/лавандовый раф/какое-то модное на каком молоке, с чем, за сколько? От 300р?
А уличному музыканту хотя бы 50 рублей суёте в шляпу когда мимо проходите? Ну хоть монетки кидаете? Нет? Ни одной?
НЕТ?
НУ ТАК ИДИТЕ НАХ.., ЖЛОБЫ.
Не лечите меня за искусство.
Всё.
P.S. В следующий раз будете проходить мимо уличного или метрошного музыканта - теперь знаете, что делать. Сделаете так хотя бы раз 100, выработаете в себе условный рефлекс, тогда приходите, послушаю вас.
P.P.S. Кстати, соглашусь, что я таки бездарь, никакой музыкант и голоса у меня нет, но...одно маленькое но...после нескольких занятий, с тех самых пор и до сего дня у меня перестало и практически никогда теперь не болит горло, вообще. Могу мороженое хоть зимой на улице есть, запивать водой из холодильника, и потом, допустим через 10 минут - петь, всё по-барабану. И при этом никаких эзотерик, высоких вибраций прочей фуерги про просветление, просто техника чуть-чуть правильнее других и всё.
#веселыйглум #юмор #сатира #ваняволжский #искусство #живопись #искусствоведение #халтура #ничеголичного #высокиевибрации #просветление #басникрылова #музыкавметро #впитерепить