Найти в Дзене
Пушкинский музей

Росписи Марка Шагала для Еврейского театра

Государственный еврейский камерный театр, который первоначально располагался в Большом Чернышевском (ныне — Вознесенском) переулке был создан в результате слияния петроградской и московской еврейских театральных студий в 1920 году. Руководители театра — искусствовед и театровед Абрам Эфрос и режиссер Алексей Грановский пригласили Шагала как самого национального, «самого современного» из художников для подготовки декораций и костюмов к первому спектаклю по пьесам Шолом-Алейхема, основоположника современной художественной литературы на идише. Одновременно с оформлением спектакля Шагал решил расписать также стены. Панно для первого здания ГОСЕКТа Марк Шагал создал за 40 дней и ночей в конце 1920 года. О последовательности их создания писал Эфрос. Первым было создано панно на главной стене зрительного зала, слева от входа — «Введение в еврейский театр» или, как называл его автор, «Введение в новый национальный театр». На росписи можно увидеть самого Шагала, которого на руках несёт Эфрос и

Государственный еврейский камерный театр, который первоначально располагался в Большом Чернышевском (ныне — Вознесенском) переулке был создан в результате слияния петроградской и московской еврейских театральных студий в 1920 году. Руководители театра — искусствовед и театровед Абрам Эфрос и режиссер Алексей Грановский пригласили Шагала как самого национального, «самого современного» из художников для подготовки декораций и костюмов к первому спектаклю по пьесам Шолом-Алейхема, основоположника современной художественной литературы на идише. Одновременно с оформлением спектакля Шагал решил расписать также стены. Панно для первого здания ГОСЕКТа Марк Шагал создал за 40 дней и ночей в конце 1920 года.

О последовательности их создания писал Эфрос. Первым было создано панно на главной стене зрительного зала, слева от входа — «Введение в еврейский театр» или, как называл его автор, «Введение в новый национальный театр». На росписи можно увидеть самого Шагала, которого на руках несёт Эфрос и представляет его Грановскому.

На другой стене художник расположил композицию «Любовь на сцене» с силуэтами молодых людей, танцующих па-де-де.

Вся картина испещрена надписями на идише: на левом башмаке мужчины — «камерный еврейский театр», на правом — «Шолом-Алейхем». Керосиновая лампа внизу символизирует пожелание «Мир вам».

На противоположной стене от главного панно, в простенках окон, Шагал изобразил, как сам писал в автобиографии «предков современного актера» — «бродячего музыканта» (панно «Музыка»), «свадебного шута» (панно «Драма»), «танцовщицу» (панно «Танец»), «переписчика Торы, – первого поэта-мечтателя» (панно «Литература»). Над панелями располагался фриз «Свадебный стол», на котором в зеркальных ракурсах «красовались накрытые скатертями столы, уставленные яствами, блюдами с пирогами, фруктами». Расписанный тогда же плафон (потолок) не сохранился, также, как и занавес театра с изображением голов двух коз — он стал завершающей стороной шагаловской «коробочки». По словам Эфроса, «вся зала была ошагалена».

Панно являлись в соответствии с замыслом художника действительным введением в национальный театр. Абрам Эфрос писал, что «с этого момента Еврейский театр стал быть».

В июне 1921 года в зрительном зале театра по просьбе Шагала «сделать панно доступными для всех желающих» была открыта «ХХІІІ Выставка Центросекции ИЗО Наркомпроса. Роспись художника М. Шагала». На выставке представлен отрывок из письма художника с просьбой показать панно в интерьере театра.

В экспозиции воссоздана реконструкция Еврейского камерного театра. Зрители могут увидеть расположение панно в зрительном зале театра.

Выставка работает до 15 марта 2026 года. Вся информация на сайте.

Генеральный спонсор — банк ВТБ.

#ШагалвПушкинском