Монгольская конница веками использовала одну и ту же тактику, которая работала против всех противников от китайцев до венгров. Они атаковали, стреляли из луков, потом разворачивались и убегали в панике, преследователи гнались за ними километров десять, растягивали строй, выдыхались, и тут из засады вылетали свежие монгольские тумены и окружали врагов со всех сторон. Простая схема, которую описывали все летописцы, но европейские рыцари наступали на эти грабли раз за разом.
Почему это работало?
Монгольские воины с детства сидели в седле, стреляли из лука на скаку и могли проехать 100 километров за день на выносливых степных лошадях. Каждый всадник вел с собой две-три запасные лошади, пересаживался на свежую, когда первая уставала. Европейские рыцари на тяжелых конях в доспехах могли скакать максимум несколько километров, потом лошадь падала от перегрева.
Монголы атаковали легкой конницей, которая обстреливала противника с расстояния 50-70 метров и уклонялась от ответных атак. Композитный лук пробивал кольчугу на такой дистанции, стрелы летели градом, враги несли потери и злились. Когда терпение лопалось, рыцари или пехота шли в атаку, монголы разворачивались и скакали прочь, стреляя назад через плечо на полном галопе.
Преследователи видели спины убегающих врагов и думали что победили, гнались за ними все дальше от своих позиций. Монголы специально притормаживали, чтобы враг не потерял их из виду и продолжал погоню. Через несколько километров строй преследователей растягивался, быстрые всадники отрывались от медленной пехоты, командиры теряли контроль над подчиненными.
Битва при Легнице 1241 года
9 апреля 1241 года под силезским городом Легница встретились монгольский тумен Байдара около 20 тысяч всадников и объединенная армия поляков, немцев и тамплиеров под командованием князя Генриха II Благочестивого примерно 25 тысяч. Европейцы были уверены в победе, у них была тяжелая рыцарская конница, которая считалась непобедимой в лобовом столкновении.
Монголы начали обстрел из луков, рыцари выдержали несколько залпов и пошли в атаку сомкнутым строем. Монголы развернулись и поскакали прочь, рыцари погнались, разгоняясь до максимальной скорости. Гнались несколько километров, монголы впереди маячили, стреляли назад, дразнили преследователей.
Внезапно монголы выпустили дымовую завесу, видимо какую-то смесь на основе серы и селитры, дым закрыл обзор. Из дыма появились свежие монгольские отряды с флангов и тыла, окружили растянутую колонну рыцарей и начали методично расстреливать. Тяжелая конница пыталась прорваться, но лошади задыхались, доспехи сковывали движения, монголы уклонялись и продолжали стрелять.
Польский летописец Ян Длугош описывает что монголы отрезали голову князя Генриха и насадили на копье, показывая защитникам Легницы. Погибло около 10 тысяч европейцев, монголы потеряли несколько сотен. Легница не помогла, город сдался без боя, монголы двинулись дальше на запад.
Битва на Калке 1223 года
31 мая 1223 года на реке Калке монголы применили ту же схему против русских князей и половцев. Монгольский корпус Субэдэя и Джэбэ около 20-25 тысяч встретился с объединенной армией русских княжеств и половецких ханов около 40-50 тысяч по разным оценкам. Русские были уверены в победе из-за численного превосходства.
Монголы атаковали авангард половцев, те побежали, монголы погнались. Половцы скакали к русским позициям, монголы внезапно развернулись и умчались на восток. Половецкие ханы кричали что враг бежит, надо добивать, князь Мстислав Удалой повел дружины в погоню без согласования с другими князьями.
Гнались несколько дней, монголы отступали, оставляя небольшие арьергарды для боя, русские воодушевлялись. На девятый день монголы остановились у реки Калки, развернулись и приняли бой. Русские атаковали, монголы снова побежали, Мстислав с галицкой и волынской ратью переправился через реку и погнался дальше от основных сил.
Субэдэй ударил из засады, окружил передовые русские полки и начал резню. Киевский князь Мстислав Старый стоял на другом берегу с основными силами, видел избиение союзников, но не переправился на помощь из-за вражды с Мстиславом Удалым. Монголы переправились, три дня осаждали укрепленный лагерь киевлян, пообещали отпустить за выкуп, князья сдались. Монголы связали пленных князей, положили под доски, сели сверху пировать, князья задохнулись под весом пирующих победителей.
Битва при Мохи 1241 года
11 апреля 1241 года на реке Шайо в Венгрии монгольская армия Бату-хана и Субэдэя около 30 тысяч разгромила венгерское войско короля Белы IV около 60-70 тысяч. Венгры укрепились лагерем за рекой, монголы атаковали мост, венгры отбили атаку и решили что держат оборону.
Ночью монгольские отряды переправились через реку в нескольких местах выше и ниже по течению, окружили венгерский лагерь с трех сторон. На рассвете начался штурм, монголы обстреливали лагерь из камнеметов и луков, венгры несли потери, но держались. Внезапно монголы оставили открытым проход на запад к лесу, венгры решили что это шанс на спасение и побежали.
Монголы пропустили беглецов в лес, потом легкая конница догнала их и начала резню на протяжении 60 километров. Тяжелая венгерская конница не могла уйти от легких степных лошадей, рыцари снимали доспехи на бегу и их расстреливали из луков. Погибло около 40-50 тысяч венгров, король Бела бежал в Хорватию, Венгрия была открыта для завоевания.
Почему европейцы не учились?
Монголы использовали притворное отступление десятки раз, все летописцы описывали эту тактику, но европейские командиры наступали на грабли снова и снова. Причина в менталитете рыцарей, которые считали бегство позором, а погоню за бегущим врагом славной победой. Когда монголы убегали, рыцари видели трусов, которых надо добить, а не продуманную тактику.
Европейская военная традиция строилась на лобовом столкновении тяжелой конницы, кто выдержит удар и сломает строй противника, тот победил. Монголы отказывались играть по этим правилам, стреляли издалека, уклонялись от контакта, изматывали врага, бесило до невозможности. Рыцари воспринимали это как трусость и отсутствие чести, не понимая что степняки просто используют свои преимущества в мобильности и дальнобойном оружии.
Только мамлюки Египта научились противостоять монголам, потому что сами были степными всадниками и понимали тактику. В битве при Айн-Джалуте в 1260 году султан Кутуз заманил монголов в засаду, используя их же метод притворного отступления. Монголы погнались за египетским авангардом, попали в ловушку и были разбиты. Это было первое крупное поражение монгольской армии на Ближнем Востоке.
Притворное отступление работало потому что использовало психологию противника против него самого. Когда враг бежит, инстинкт требует гнаться и добивать, разум отключается, дисциплина рушится. Монголы превратили это в систему, отработанную до автоматизма. Командиры знали на каком километре погони надо разворачиваться, где стоят засадные отряды, как окружить растянувшуюся колонну. Европейские рыцари дрались храбро, но храбрость без мозгов приводила к резне.