Найти в Дзене

Как провести лекцию, когда в аудитории сидит «Руководитель»

Иногда жизнь преподносит нам встречи, после которых чувствуешь себя именно как выжатый лимон. Ты не тот цитрус, что дарит освежающую кислинку, а тот, что бросили в углу кухни: сморщенный, без сока, бесполезный и безнадёжно потерявший свою форму.
Именно так я ощущала себя вчера. История началась с простого просмотра списка слушателей на курсах повышения квалификации, где я должна была читать

Иногда жизнь преподносит нам встречи, после которых чувствуешь себя именно как выжатый лимон. Ты не тот цитрус, что дарит освежающую кислинку, а тот, что бросили в углу кухни: сморщенный, без сока, бесполезный и безнадёжно потерявший свою форму.

Именно так я ощущала себя вчера. История началась с простого просмотра списка слушателей на курсах повышения квалификации, где я должна была читать лекцию. Среди фамилий увидела директора фирмы, с которой наши пути пересекались пять лет назад на этих же курсах и тогда я от нее уже была в шоке. Тогда наше взаимодействие напоминало хождение по минному полю: грубость с ее стороны, постоянные претензии, манера говорить поверх всех и демонстративное поведение «главной в комнате». Мы как-то пережили те курсы, но осадок остался.

Увидев её имя снова, я внутренне содрогнулась. Интуиция подсказывала: «Просто и легко курс сегодня не пройдёт». Так и вышло.

Ещё до начала занятий она начала задавать вопросы и давать осуждающие комментарии всему, происходящему вокруг. Затем обратилась к руководителю курсов с жалобой: «Курсы дорожают, а объём услуг уменьшается! Почему Анастасия Александровна читает нам только один день, а не два, у нас к ней много вопросов?» Мы попытались отшутиться, но напряжение уже висело в воздухе, она просмотрела, кто будет вести следующие дни и начала возмущаться, что этот старый, этот глупый, а эта тема вот совсем ее не волнует.

Моя лекция с 9-30 до 16-30 включала в себя более 350 слайдов, с серьёзным обзором нормативных документов, изменений в ГОСТах, СП, практических проблем в нашей профессиональной сфере. Но вместо лекции получился диалог-монолог, где ее вопросы звучали не для понимания, а для утверждения личной позиции. Подловить меня не получилось, на все ее вопросы я отвечала выдержками из нормативных документов, причем моментально. Но ей это не нравилось, у них в организации нет некоторого оборудования, которое необходимо иметь, для выполнения серьезных работ.

«Я этот метод не понимаю, поэтому мы его не используем», - заявляла она о классическом подходе, фундаментальном для нашей отрасли. В этот момент я поняла: когда руководитель занимает административную должность, ему стоит доверять специалистам в технических вопросах. Но она не просто не доверяла - она не позволяла даже говорить другим слушателям, в том числе своей подчиненной, которая пару раз пыталась ее исправить.

Когда другие специалисты пытались высказаться или задать вопросы, её реакция была мгновенной: шипение, возмущение, обесценивание их работы или проблем. «Как так можно работать! Я этого вообще не понимаю, я училась в 80-х годах в Советском Союзе и нас учили не так!»

Я несколько раз пыталась мягко, но твёрдо осадить её. Наступала тишина. Ровно на три минуты. Затем её снова «прорывало»: «А у нас не так! А мы не можем это купить, это дорогое оборудование! А зачем это написано, если мы ранее мы так не делали?»... «Кто же пишет эту нормативку, наверное тупые аспиранты» (замечу, она по образованию просто инженер-геолог, ни разу не кандидат наук). Причем только я объяснила про проблемы с новыми документами и кто их разрабатывает (с ФИО даже и организацией), но видно аспирантов она не переносит на дух.

Я терпеливо объясняла, показывала, даже задиктовывала выдержки и лично для нее цифры. Но некоторые вещи приходилось повторять по несколько раз, не потому, что она не понимала, а потому, что ответ ей не нравился и хотела услышать от меня иную версию.

За пять минут до окончания пришли руководители курсов. И началось: «Всё сделано не так! Нужен был целый час ответов на наши заранее подготовленные вопросы!»

Я еле сдержалась, чтобы не сказать, что индивидуальные консультации по специфическим проблемам конкретных организаций не входят в программу групповых курсов. Я дала общие понятия, документацию, ответила на все вопросы (почти только от неё).

Когда я попросила задать сейчас те самые «накопившиеся вопросы», их не последовало.

Мне нужно было уходить, ведь муж ждал в машине в месте, где парковка была проблемой. Извинившись, я собралась.

«Как так можно? Нам мало одного дня», прозвучало мне вдогонку. Хотя у них до пятницы есть еще занятия и другие преподаватели будут еще разбирать сложные моменты.

Когда я села в машину, то ощутила полное опустошение. Как будто из меня высосали все соки, обмакнули в грязь и бросили сушиться. Обидно не только за себя, но и за других слушателей, которые пришли учиться, но не смогли нормально задать вопросы. За профессионалов, которые будут преподавать в следующие дни тоже переживаю, у некоторых нет такого практического опыта, чтобы противостоять такому активному негативному напору.

Вечером я просто легла и вырубилась. С трудом выгуляла собаку, потом снова легла. Пару дней назад я возобновила приём таргетных препаратов (прерванных из-за операции). Хотя только начала приходить в себя, на их отмене, появился аппетит, силы, а как обратно начала принимать, тут же проявились все побочки, знакомая проблема с животом, мучившая три года, снова напомнила о себе.

Мы все сталкиваемся с «энергетическими вампирами», людьми, которые истощают не потому, что злые, а потому, что сами полны внутренней боли, неудовлетворённости или страха оказаться некомпетентными. Возможно, её поведение в своем роде крик о помощи. Или проявление одиночества на руководящей должности. Или страх перед изменениями в профессии и приближающейся пенсии. Не могу сказать точно, но персонал от нее бежал и бежит.

У ёлочки в Прогрессе
У ёлочки в Прогрессе

Сегодня я думаю, что важно в таких ситуациях сохранять профессиональные границы, чётко обозначать, что входит в ваши обязанности, а что нет. Но как донести до человека, который этого не хочет слышать, не знаю.

Иногда достаточно одного человека, чтобы превратить день в испытание на прочность, но я удивилась своему терпению и что смогла спокойно дочитать занятия в экстремальных условиях. За десятки лет чтения лекций на курсах повышения, это второй случай в практике и с одним и тем же человеком. Надеюсь, что лет 5 больше ее опять не увижу.

Но я так далеко загадывать не могу, даже на полгода, в январе КТ контроль, и вы меня прекрасно понимаете.

Общалась с утра с Аней, ей было не хуже, чем вчера, что уже хорошо, лежит, пьет морсик из клюквы селигерской, еще немного у нее оставалось ягод.

Сходила днем с Герой в Озон, забрала вещи.

-2

Приехал подарок для родителей, лёгкий по весу, но большой, в пакет не влез, пришлось идти самой ножками бедной собачке домой.

-3

Вот пришла в себя сегодня, сижу работаю, все, пожаловалась 🤣 и стало легче.

Всем здоровья! Продолжение следует.