Найти в Дзене
Популярная Библиотека

Вполне убойный фантастический роман Н. Томана «История одной сенсации» вышел только один раз – в 1960 году, и больше целиком не издавался

В самом начале 70-х, когда я еще был школьником младших классов, мне в руки попалась небольшая книжечка Николая Томана «История одной сенсации», которая состояла из трёх фантастических, по сути, повестей – «История одной сенсации», «Катастрофы не будет, если…» и «Пленники «Большого Джо». Эту книгу я прочел запоем, несмотря на то, что это были так называемые «антивоенные» памфлеты, зато оказалось, что эти три произведения – вовсе не отдельные повести, а неразъемные части одной большой трилогии. Я тогда был полностью согласен с тем, что грязные проделки гнилых западных политиков и генералов надо разоблачать самым беспощадным образом, и поэтому вся эта советская памфлетная мишура в основном прошла мимо моего внимания, и я сосредоточился только на приключениях, часто переплетающимся с детективом. И вот, перечитав эту книгу сегодня заново, я понял, что всё, в чём обвиняли Запад более полувека назад - это всё реально и сегодня. В таком случае роман «История одной сенсации» если и считать пам

В самом начале 70-х, когда я еще был школьником младших классов, мне в руки попалась небольшая книжечка Николая Томана «История одной сенсации», которая состояла из трёх фантастических, по сути, повестей – «История одной сенсации», «Катастрофы не будет, если…» и «Пленники «Большого Джо». Эту книгу я прочел запоем, несмотря на то, что это были так называемые «антивоенные» памфлеты, зато оказалось, что эти три произведения – вовсе не отдельные повести, а неразъемные части одной большой трилогии.

Я тогда был полностью согласен с тем, что грязные проделки гнилых западных политиков и генералов надо разоблачать самым беспощадным образом, и поэтому вся эта советская памфлетная мишура в основном прошла мимо моего внимания, и я сосредоточился только на приключениях, часто переплетающимся с детективом.

И вот, перечитав эту книгу сегодня заново, я понял, что всё, в чём обвиняли Запад более полувека назад - это всё реально и сегодня. В таком случае роман «История одной сенсации» если и считать памфлетом, то это самый убойный памфлет всей эпохи 50-60 годов, и его автор тогда поднял планку этого литературного направления так высоко, что при внимательном прочтении можно даже и не понять – а где же в этом романе памфлетная часть?

В этой книге – всё правда, за исключением сугубо фантастической фабулы.

О ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ТОМАНА НА МОЁМ КАНАЛЕ ЕСТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Повесть «Мимикрин доктора Ильичева» Н. Томана, 1939 г. ~ самый настоящий шпионско-фантастический бестселлер тех лет

Повесть «Made in…», 1962 г. Как Николай Томан придумал жанр шпионской фантастики и как хорошо на нем проехал

Единственная полная версия романа Николая Томана "История одной сенсации", 1960 год
Единственная полная версия романа Николая Томана "История одной сенсации", 1960 год

Хочу представить небольшую повесть, которая сама по себе не является слишком значительной в советской фантастической литературе 50-х, тем не менее, она составляет первую часть трилогии известного нашего писателя, прославившегося, прежде всего, достаточно острыми приключенческими «шпионскими» повестями, хотя фантастику он писал тоже, хоть и не настолько известную.

Николай Владимирович Томан
Николай Владимирович Томан

Писателя этого звали Николай Владимирович Томан (Анисимов, 1911-1974 гг.), а повесть, которая меня заинтересовала – «История одной сенсации». Представляет она собой обычный «антиимпериалистический» памфлет, один из тех, которые так были популярны в СССР. Подобного рода памфлетами у нас тогда увлекались почти все писатели, даже многие очень известные. Дело в том, что это был тот жанр, который если и не способствовал популярности автора памфлета среди широкой советской публики, но он точно показывал партийному руководству страны, что писатель максимально лоялен ему как минимум по линии «дела мира во всем мире». Ну, а это способствовало получению всяких дополнительных премий и прочих «ништяков» по линии компартии.

Увлёкся в 50-60-х годах памфлетами и Николай Томан, который уже прославился своими по-настоящему прекрасными детективными повестями, такими, как «Что происходит в тишине», «На прифронтовой станции», «По светлому следу», и особенно достаточно убойным бестселлером – «В погоне за Призраком». И вот, согласно веяния времени, в 1956 году он написал свой первый памфлет – повесть «История одной сенсации».

Журнал "Знание - сила", 1956 г., №6, в котором появилась первая часть трилогии Н. Томана "История одной сенсации". Рисунки А. Орлова. в журнале повесть позиционировалась как рассказ, на самом деле ее книжный объем поболее, чем у средней повести
Журнал "Знание - сила", 1956 г., №6, в котором появилась первая часть трилогии Н. Томана "История одной сенсации". Рисунки А. Орлова. в журнале повесть позиционировалась как рассказ, на самом деле ее книжный объем поболее, чем у средней повести

Памфлет получился как памфлет, хоть и довольно нравоучительный, как для советской публики, но достаточно занимательный в приключенческом плане. В нем в целом рассказывалось о том, что гонку вооружений в Америке в основном инициируют не те генералы, которые реально стремятся развязать войну с СССР, а те, которые ни о какой войне с СССР не помышляют, а просто зарабатывают на этой гонке вооружений большие деньги. В том числе они кооперируются с газетными магнатами, которые готовы печатать любые небылицы, выдумываемые генералами, лишь бы напугать «красной угрозой» конгрессменов, принимающих военные бюджеты.

Рисунки А. Орлова в журнальном варианте первой части трилогии
Рисунки А. Орлова в журнальном варианте первой части трилогии

В данном случае Николай Томан придумал новую угрозу, превратив свой памфлет в некое фантастическое произведение. На этот раз, по воле автора, угроза для Запада (да и всей Земли, по сути) исходила из Космоса, откуда один из персонажей повести – профессор-электронщик Писфул, - случайно принял телевизионный сигнал с «картинкой», на которой он распознал инопланетян. К сожалению, профессору проверить полученную информацию не удалось, потому что сигнал больше не возвращался. Но он был так уверен в том, что увидел, что сразу же позвонил своему бывшему однокласснику – генералу Хазарду, занимавшемуся ядерными программами.

Последние рисунки
Последние рисунки

Хазард явился к профессору, провел у него много часов, но сигнал так и не появился. Генерал, конечно же, был не из тех, кто верит в инопланетян, к тому же он был не совсем высокого мнения о самочувствии помешавшегося на своей электронной науке профессора, но он вдруг сообразил, как использовать этот момент в свою пользу. Хоть антикоммунистическая истерия в Америке в то время еще не утихла, но под «красную угрозу» выбить повышенный военный бюджет было так трудно, что почти невозможно. Поэтому генерал придумал сделать деньги на угрозе от инопланетян.

Хазард представил Писфулу свой план, по которому профессор видел не просто какую-то размытую картинку с какими-то «марсианами», а огромную чужую ракету, несущуюся к Земле через дебри Космоса. Профессор отказался этот план поддержать, потому что был честным человеком, но также он был трусом, и генерал, прекрасно это зная, совсем незамысловатыми угрозами заставил его сделать всё, что задумал. Тотчас же в прессу ушли сведения о гигантской инопланетной ракете, летящей к Земле, чтобы возбудить всю общественность новой, более страшной угрозой, а через несколько дней эту ракету могли видеть на своих телевизорах уже все американцы.

Единственное в истории издание трилогии целиком под одной обложкой
Единственное в истории издание трилогии целиком под одной обложкой

Ну, в итоге оказалось, то это всё одна грандиозная афера, обеспеченная техническими отделами военного ведомства, и главную роль в разоблачении этой аферы сыграли три главных героя повести – редактор небольшой прогрессивной газеты Чарльз Каннинг, журналистка Керри Демпси и молодой астроном Джон Мунн. Генерал Хазард хоть и успел обогатиться, вовремя скупив нужные акции фирм, которые быстро поднялись в цене во время всей этой «инопланетной» шумихи, но начальство в виде министра обороны не могло ему простить этот прокол и задвинуло проштрафившегося генерала куда-то поближе к кулисам.

Титульный лист
Титульный лист

Повесть «История одной сенсации» была опубликована в журнале «Знание – сила» за 1956 год, в номере 6-м с иллюстрациями художника А. Орлова. Но Николай Томан решил продолжить удачно найденную памфлетную жилу, и в 1957-м написал ментальное продолжение повести – «Катастрофы не будет, если...».

В новой повести действовали те же самые основные персонажи – генерал Хазард, профессор Писфул, Чарльз Каннинг, Керри Демпси и Джон Мунн. Правда сюжет был уже другой, гораздо более зловещий – на Землю уже на самом деле неслась комическая угроза, но уже не мифическая ракета инопланетян, а большой астероид, который надо было непременно уничтожить, но американцы сами справиться не могли, и потому приняли помощь СССР.

Анонс от издательства
Анонс от издательства

И хоть повесть тоже получилась памфлетная, но приключенческая составляющая в ней была гораздо сильнее, к тому же само произведение по объему было чуть ли не в два раза больше. Эта повесть была опубликована в 1957 году в том же журнале «Знание - сила» под названием «Накануне катастрофы» в двух номерах – 8 и 9.

Приведу небольшую рецензию на нее, чтобы тем, кто не читал, было более понятно, в каком направлении разворачивается сюжет:

«…Ради сохранения своих прибылей, а также оболванивания населения, реакционные круги Запада готовы пожертвовать не только сотнями тысяч жизней своих граждан, но и самой столицей - Грэнд-Сити. Но прогрессивная общественность заставляет клику ястребов принять протянутую руку помощи от Советского Союза и спасти Землю»…

Иллюстнрации П. Чернышева. - как на обложке. так и внутренние. но внутренних - немного, всего по две на каждую часть
Иллюстнрации П. Чернышева. - как на обложке. так и внутренние. но внутренних - немного, всего по две на каждую часть

К слову сказать, в этом произведении, как и в предыдущем, конкретно США в качестве страны, где разворачивались события, не указаны, и для этой страны Н. Томан придумал другое название столицы – Грэнд-Сити. Но и так было ясно, что за страна фигурировала в обоих повестях.

Конец первой части и начало второй
Конец первой части и начало второй

В 1958 году Николай Томан задумал сделать из своей дилогии трилогию, и написал еще одну небольшую повесть – «Пленники «Большого Джо», напечатанную в том же году в журнале «Наш современник» (№3). В ней, правда, фигурировал уже только один главный персонаж из предыдущих повестей – генерал Хазард, который снова проштрафился во второй повести, а в третьей он вообще погиб на одном из островов Океании в результате допущенной им ошибки при испытании нового ядерного оружия. Вот одна из рецензий на эту повесть, и она очень краткая:

«…Закономерный итог гнусной карьеры генерала Вредного! Империалисты попались в собственную ловушку! Советский Союз выступает с очередными мирными инициативам!»…

Слева - конечный рисунок второй части, справа - обе иллюстрации к третьей части. На самой крайней изображены уцелевшие матросы с потрерпевшего катастрофу авианосца
Слева - конечный рисунок второй части, справа - обе иллюстрации к третьей части. На самой крайней изображены уцелевшие матросы с потрерпевшего катастрофу авианосца

Правда, от последствий взрыва, так неудачно проведенного Хазардом, погиб еще целый американский авианосец, и Н. Томан так красочно расписал его гибель, что заключительная часть трилогии получилась не менее эпичной, что и первые две.

Итак, в 1960 году вторая, центральная, часть трилогии – «Катастрофы не будет, если...» - была напечатана сразу в нескольких советских газетах, а в Башкирской АССР – даже на башкирском языке. И вот, в том же году трилогия вышла отдельной книгой в «Воениздате» - формат малый (карманный), и тираж неизвестен, так как «Воениздат» до начала 60-х тиражи своих книг не публиковал.

Содержание книги
Содержание книги

И вот что интересно. В то время как повести «Катастрофы не будет, если...» и «Пленники «Большого Джо» впоследствии, в 1961 и 1962 году, были напечатаны в двух авторских сборниках большими тиражами (165 тысяч и 100 тысяч), повесть «История одной сенсации» кроме журнала «Знание – сила» в 1956-м, и в одноименном сборнике в 1960-м, больше никогда в СССР не переиздавалась. Да и в наше время она вышла только в одной книге от рязанского издательства «Митин А. С.» только в прошлом году, причем вполне себе мизерным тиражом всего 390 экземпляров.

Выходные данные книги
Выходные данные книги

А ведь эта повесть, являясь первой частью трилогии – ключевая, в ней читатель знакомится со всеми героями этого «эпоса», а если прочитать остальные два произведения без нее, то эти герои становятся совершенно безликими, да и во многих моментах их поступки становятся непонятными, так как имеются отсылки в первую повесть.

Да, повесть «История одной сенсации» после 1960 года никогда вместе с двумя другими не печаталась, ну, и отдельно тоже, и читатель к ней практически никакого доступа не имел. Почему так получилось – непонятно, это, наверное, то же самое, что разделить самую главную эпопею про Штирлица «Семнадцать мгновений весны» на три части, и потом публиковать только вторую и третью, а про первую забыть на веки вечные.

Второе книжное издание второй части трилогии под названием "Катастрофы не будет, если..." в авторском сборнике Н. Томана в 1961 году, изд-во "Детгиз РСФСР" (Москва, Ленинград), тираж - 165 000 экз. Рисунки И. Кускова, формат книги - нормальный, то есть обычный
Второе книжное издание второй части трилогии под названием "Катастрофы не будет, если..." в авторском сборнике Н. Томана в 1961 году, изд-во "Детгиз РСФСР" (Москва, Ленинград), тираж - 165 000 экз. Рисунки И. Кускова, формат книги - нормальный, то есть обычный

Между тем повесть «История одной сенсации» - это главная, основополагающая часть трилогии, и если это принять, то представляемая мной книжка от «Воениздата» за 1960 год – это единственный полный вариант этого, не побоюсь так сказать – романа, который когда-то существовал в природе. Может, какой-то издатель и решит этот роман снова издать в бумажном варианте целиком, то это будет просто прекрасно.

Второе книжное издание второй и третьей частей трилогии "Катастрофы не будет, если..." и "Пленники "Большого Джо" в авторском сборнике Н. Томана в 1962 году, изд-во "Советский писатель" (Москва), тираж - 100 000 экз. Художник - В. В. Колесников, формат книги - нормальный, то есть обычный
Второе книжное издание второй и третьей частей трилогии "Катастрофы не будет, если..." и "Пленники "Большого Джо" в авторском сборнике Н. Томана в 1962 году, изд-во "Советский писатель" (Москва), тираж - 100 000 экз. Художник - В. В. Колесников, формат книги - нормальный, то есть обычный

Ну, а если вы все же хотите прочесть все эти три повести, то вам надо начинать именно с первой, которая хоть и проигрывает по драйву остальным частям книги, тем не менее, это неотъемлемая часть трилогии, которую надо читать не с середины, и тем более не с конца. Читать ее надо именно с самого начала!

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Шпионско-фантастический роман «Атомная крепость» И. Цацулина, 1958 г., был издан 4 раза общим тиражом 450 тысяч

Самое первое фантастическое произведение А. Днепрова ~ «Кораблекрушение», 1958 год. Издано всего один раз и забыто на 60 лет

В 50-х годах книги Ивана Ефремова только в СССР были изданы 19 раз общим тиражом более 1 миллиона 830 тысяч экземпляров

Лед тронулся. Взрывной рост советской фантастики в конце 50-х годов. Раритетная информация из старого советского журнала

Первый в истории советской фантастики пародийно-космический шедевр на шпионскую тему – роман Н. Гомолко «Шестой океан», 1961 г.