Найти в Дзене

Роль бифидобактерий и лактобактерий в микробиоме кишечника собак и кошек

Микробиом желудочно-кишечного канала домашних собак и кошек представляет собой сложную, динамическую экосистему, играющую фундаментальную роль в поддержании здоровья хозяина. Он выполняет барьерную, метаболическую, трофическую и иммунорегуляторную функции . Среди многообразия резидентных микроорганизмов особый статус принадлежит представителям родов Bifidobacterium (тип Actinobacteria) и Lactobacillus (тип Firmicutes). Эти таксоны считаются маркерами нормоценоза, а их доминирование коррелирует с целостностью кишечного барьера и сбалансированным иммунным ответом. Нарушение количественного и качественного состава микробиоты, характеризующееся, в том числе, снижением доли бифидо- и лактобактерий, ассоциировано с широким спектром патологий, от острых гастроинтестинальных расстройств (диарея) до хронических воспалительных заболеваний кишечника, аллергий, метаболических нарушений и даже изменений в поведении. Плотность и разнообразие микробного сообщества меняются в зависимости от отдела п
Оглавление

Микробиом желудочно-кишечного канала домашних собак и кошек представляет собой сложную, динамическую экосистему, играющую фундаментальную роль в поддержании здоровья хозяина. Он выполняет барьерную, метаболическую, трофическую и иммунорегуляторную функции . Среди многообразия резидентных микроорганизмов особый статус принадлежит представителям родов Bifidobacterium (тип Actinobacteria) и Lactobacillus (тип Firmicutes). Эти таксоны считаются маркерами нормоценоза, а их доминирование коррелирует с целостностью кишечного барьера и сбалансированным иммунным ответом. Нарушение количественного и качественного состава микробиоты, характеризующееся, в том числе, снижением доли бифидо- и лактобактерий, ассоциировано с широким спектром патологий, от острых гастроинтестинальных расстройств (диарея) до хронических воспалительных заболеваний кишечника, аллергий, метаболических нарушений и даже изменений в поведении.

Плотность и разнообразие микробного сообщества меняются в зависимости от отдела пищеварительного канала. В желудке и тонком кишечнике количество бактерий относительно невелико (10⁴–10⁹ КОЕ/г) из-за агрессивного действия пищеварительных соков, тогда как в толстой кишке и фекалиях концентрация достигает 10⁹–10¹¹ КОЕ/г . На основе современных методов, включая секвенирование 16S рРНК, установлено, что основу микробиома у обоих видов составляют филы Firmicutes, Bacteroidetes, Proteobacteria, Fusobacteria и Actinobacteria. Род Lactobacillus и Bifidobacterium являются одними из доминирующих в составе кишечной микробиоты здоровых животных.

Несмотря на общую архитектонику, между микробиомами собак и кошек существуют видоспецифичные различия, обусловленные эволюционной адаптацией к питанию. Собаки, как факультативные плотоядные с чертами всеядности, демонстрируют более высокое разнообразие бактерий, способных ферментировать углеводы. Кошки, будучи облигатными плотоядными, имеют микробиом, адаптированный к высокобелковому рациону, что проявляется, в частности, в повышенной представленности рода Fusobacterium.

Таблица 1. Сводные данные по микробиому кишечника бифидо- и лактобактерий собак и кошек

-2

Концентрация лактобактерий у собак составляет 107–10⁹ КОЕ/г, у кошек — 10⁶ – 10⁸ КОЕ/г. Основные функции включают: закисление среды за счёт продукции молочной кислоты; синтез перекиси водорода и бактериоцинов с антагонистической активностью; поддержку барьерной функции эпителия и участие в пристеночном пищеварении.

У здоровых собак бифидобактерии составляют 60–90% облигатной микрофлоры толстой кишки и достигают концентраций до 10¹² КОЕ/г. У кошек количественные данные ограничены, однако бифидобактерии выявляются стабильно и считаются ключевыми компонентами нормофлоры.

-3

Функции лакто- и бифидобактерий

1. Колонизационная резистентность - конкуренция с патогенами за питательные вещества и места прикрепления. Лакто- и бифидобактерии синтезируют уксусную и молочную кислоты, снижая рН просвета кишечника и ингибируя рост Salmonella, Clostridium perfringens и E. coli

2. Поддержание барьерной функции - стимулируют экспрессию генов, кодирующих белки плотных контактов (ZO-1, occludin), что повышает целостность эпителиального слоя. Усиливает продукцию муцина MUC2, тем самым утолщая защитный слизистый слой и защищая его от патогенных микроорганизмов.

3. Модуляция иммунитета — тренируют иммунитет, через активацию дендритных клеток бифидобактериями TLR9, способствуя дифференцировке Treg и снижению продукции TNF-α. Лактобактерии повышают уровень секреторного IgA и IL-10, снижая выраженность аллергических и аутоиммунных реакций.

4. Метаболическая функция - синтез витаминов K, B, короткоцепочечных жирных кислот (КЦЖК), питающих эпителий, ферментация пребиотиков с образованием молочной кислоты, улучшают усвоение кальция и железа, способствуют расщеплению лактозы у чувствительных животных.

Заключение

Бифидобактерии и лактобактерии выступают ключевыми регуляторами гомеостаза кишечной экосистемы у собак и кошек, обеспечивая защиту от патогенов, метаболическую поддержку и иммунную регуляцию. Дефицит данных микроорганизмов является общим патогенетическим звеном множества заболеваний. Современная коррекция дисбиоза должна опираться на применение пробиотиков, содержащих штаммы с доказанной эффективностью для конкретного вида животных, что подчеркивает необходимость дальнейших сравнительных исследований в области ветеринарной микробиологии.

Список источников

1. Селиванова, И. Р. Влияние пробиотиков на макроорганизм / И. Р. Селиванова // Вестник науки. – 2025. – Т. 2, № 12(93). – С. 2088-2093. – EDN BGOPVF.

2. Селиванова, И. Р. Роль бифидобактерий и лактобактерий в микробиоме кишечника собак и кошек / И. Р. Селиванова // Вестник науки. – 2025. – Т. 2, № 12(93). – С. 2094-2098. – EDN VUXTWC.