Этих родителей мало кто понимал: одни говорили, что это гении, другие называли их садистами. В семье экспериментаторов росло 7 детей, которые пережили непростое детство: папа с мамой заставляли ребятишек бегать босыми по снегу, отдали в школу с 5 лет.
В годы советской власти женщины рожали по 3-5, а бывало и по 10 детей. Еще живо было в памяти поколений царское время, когда каждый третий младенец не доживал до года. Потому и семья Никитиных была... ну не сказать, чтобы исключительной. Они стали широко известным семейством благодаря оригинальной методике воспитания, разработанной самими родителями. Оба были педагогами экспериментаторами.
Борис и Елена Никитины создали метод воспитания детей, который считался выдающимся не только внутри СССР, но привлекал внимание в Японии, Европе и Америке. Тем не менее супругов многие называли рискованными безумцами, а их подходы жестокими по отношению к детям.
Никитины реализовали идею идеальной школы, говоря, что это невозможно в условиях советского периода. Они применяли систему раннего развития для 7 детей, делясь достижениями в книгах и создавая логические настольные игры. Вроде бы все нормально. Но взгляды этой семьи то и дело становились объектом острых дискуссий и жесткой критики со стороны общественности.
Семейство Никитиных прославилось, но и находилось под постоянным наблюдением общественности. Ведь телевидение, пресса, коллеги педагогов, врачи, соседи и даже одноклассники ребят комментировали их образ жизни.
Несмотря на критику, Никитины продолжали воспитывать детей согласно своим принципам. Причем стали ориентиром для множества семей. Они выпустили 15 изданий о развитии ребенка и здоровом образе жизни. Люди видели эффективность методики в отличных результатах: ребята Никитины росли здоровыми, активными, любопытными и показывали ранние успехи в чтении, письме и математике.
Какова была методика родителей-экспериментаторов? Надо обеспечить ребенку подходящую среду для роста и познания мира, поддерживая инициативу, но не навязывая свое мнение. Физическое и интеллектуальное развитие ребенка идет естественным путем. Задача взрослых - помогать и вдохновлять, позволяя проявлять самостоятельность с ранних лет.
С тех пор прошло больше полувека. Дети Никитиных давно обзавелись своими детьми и внуками. Многим наверняка любопытно узнать, как сложились судьбы 7 детей странной советской семьи Никитиных. Какими выросли наследники знаменитого эксперимента советских педагогов-энтузиастов?
***
Много лет подряд в семье Никитиных был обычай: каждый год 10 декабря они покупали фрукты и лакомства, делили их на всех и угощали друг друга. Так отмечали встречу Лены (именно Лены, а не Елены, в честь реки Лена) Литвиновой и Бориса Никитина, которая как раз и произошла в декабре 1957 года на учительской конференции в столице СССР.
Буфет. Очередь. Борис держит яблоко, а Лена купила булочку. Добродушный мужчина поделился яблоком, предложив половинку Лене. Девушка тоже поделилась своим угощением. Вот так началась их история любви.
Оказывается, ехать на ту конференцию оба не собирались. Но, видимо, судьбе было угодно иначе. Борис Никитин, инженер авиации и преподаватель училища, изучал идеи Макаренко и мечтал организовать школу трудового воспитания, однако советская бюрократия пресекла его начинания.
Лена, сельская учительница русского языка и литературы, тоже была разочарована официальной советской образовательной системой и старалась привнести новшества в собственный учебный процесс. Совпадающие взгляды на воспитание, образование, творчество и реформирование школьной системы и сблизили Лену и Бориса.
Стоит сказать, что мужчина был старше - когда они расписались, ему был 41 год, а Елене 27. За плечами Никитина был развод и трое детей. Бывшая супруга запрещала мужчине с ними общаться.
Зато Лена родила еще, и много! В своей семье они воплотили мечты о школе нового типа, о которой мечтал Борис. Первенец Алексей, появился на свет в 1959 году, через год родился Антон. Потом три дочери: Ольга, Анна, Юлия. После них вновь родился сын, которого назвали Иван, а в 1971 году младшая дочь Любовь.
Когда Алексей был совсем младенцем, родители заметили странные прозрачные высыпания на коже сына. Ребенок активно расчесывал кожу. Врачи назначали разнообразные средства — медикаменты, примочки, процедуры, но эффекта не наблюдалось. Позже выяснилось, что состояние кожи улучшалось, когда малыш находился в прохладе. И ребенка стали держать в комнате с температурой примерно 15 градусов. Проблема исчезла.
Борис Никитин после рождения сына завел подробный дневник, фиксируя все, касающееся здоровья и воспитания ребенка.
«Мы оставляли Алешу обнажённым и выносили его либо в прихожую, либо прямо на улицу зимой. Сначала немного боялись и держали 10-15 секунд, затем стали дольше, до тех пока тело ребёнка слегка не остывало. Такая практика проводилась независимо от погодных условий. Ближе к весне мы настолько привыкли, что могли вывести его на прогулку при температуре минус 2-3 градуса, одевая только лёгкую одежду и сажая в специальный тканевый мешок, что делала мама взамен пелёнкам».
Такой же метод оздоровления Никита применял к остальным детям. Супруги были убеждены, что каждому ребёнку природой дано много талантов, но если их не раскрыть вовремя, они исчезают. Поэтому развивали разнообразные умения одновременно. Записи в дневнике велись для каждого ребенка, что позволяло отцу наблюдать и анализировать развитие собственных методов.
Никитин вывел свои правила: кормить грудью обязательно, избегать чрезмерной чистоты, не укутывать, не перегружать едой, давать детям свободу познавать мир самостоятельно, пусть даже через контакт с потенциально опасными вещами, разрешать изучать предметы тактильно и попробовать их на вкус, искренне восторгаясь каждым маленьким достижением.
Благодаря таким правилам дети Никитиных редко болели, отличались энергичностью и были позитивны. Они освоили грамоту и основы математики быстрее ровесников благодаря развивающим занятиям. Все дети Никитиных рано поступили в школу и окончили ее досрочно и очень успешно.
Также ребята обладали отличной физической подготовкой. Сам Борис, занимавшийся в молодости акробатикой и гимнастикой, смастерил дома спортивный уголок. Там дети проводили своё свободное время.
В 1965 году центральные газеты опубликовали статьи о семье, чьи дети «ходят босиком по снегу». К методике Никитиных был широкий общественный интерес. Вышел даже короткометражный фильм длительностью 15 минут под названием «Правы ли мы?».
Общественное мнение разделилось: некоторые тоже приняли эту методику воспитания для своих детей, другие выступали против, утверждая, что подобное обращение разрушительно сказывается на детях.
Люди не понимали, почему родители позволяют детям играть на улице в холодное время года, мальчиков с 3-4 лет поощряют заниматься изготовлением игрушек и точить ножи, а маленькие девочки варят обеды и трут полы.
Сейчас подобные методы выглядят вполне адекватными, тогда же звучали обвинения в жестоком обращении и лишении детей счастливого детства. Несмотря на критику, супруги Никитины, на собственном примере убедившись в эффективности этого подхода, защищали право воспитывать детей по своему усмотрению.
Они не мечтали вырастить гениев, просто надеялись, что их дети станут крепкими, смышлеными, ответственными и креативными людьми, способными занять достойное место в обществе.
Спустя много лет супруги все же признались, что допускали серьезные промахи и иногда действовали чересчур радикально. Одним из недостатков их системы оказалось пренебрежение дисциплиной. Например, детям позволялось пропускать занятия, если они не хотели туда идти.
Легкость, с которой младшие Никитины усваивали знания и умения, порой создавала для них же ошибочное впечатление, что учиться дальше будет так же просто и весело. Но потом становилось трудно, так как получение новых сведений, выходящих за рамки домашнего обучения, дается сложнее.
Непростой была и адаптация к обществу, не всегда дружелюбному. Ведь они не ходили в детсад, и в обычной школе были моложе большинства одноклассников. А это затрудняло дружбу со сверстниками. Только дома, среди родных, дети Никитиных чувствовали себя комфортно, ощущая себя самыми умными, ловкими и незаменимыми.
Как сложились судьбы 7 детей странной советской семьи Никитиных? Да, ни один из семи детей Бориса и Лены не превратился в супергероя, однако все они выросли талантливыми и культурными людьми, определившимися с жизненными целями. Братья и сестры сохраняли теплые отношения, хорошо отзывались о родителях и бережно хранили семейные традиции. Некоторые элементы воспитания старших поколений успешно применяются ими и сейчас в воспитании внуков.
Дети Никитиных занимаются переизданием семейных книг, разработкой развивающих игрушек. Хотя при этом они предпочитают держаться подальше от внимания журналистов и камер. Интересно отметить, что никто из внуков и праправнуков Никитиных не пошёл учиться в школу раньше установленного законом возраста.
Алексей, старший сын, стал успешным специалистом-физиком в сфере электроники, работает консультантом-инженером. Ему уже за 60, Алексей проживает в Лондоне, женат, вырастил 2 детей.
Антон закончил химический факультет Московского университета, занимал управленческие посты, у него было 2 дочери и 4 внука. Дочь Ольга получила юридическое образование в МГУ, вырастила 2 дочерей, став бабушкой 3 внуков. Ее сестра Анна закончила медицинское училище.
Любовь родила 4 детей и стала мамой 4 внуков. Юлия, работающая журналистом, выпускница Московского института культуры, имеет 2 дочерей. Иван окончил вуз по направлению телерадиовещания, вместе с супругой они вырастили 5 детей. Самая младшая, Любовь, окончила библиотекарское училище, но по профессии не трудилась, стала домохозяйкой. У Людмилы 10 детей и есть внуки.
Всемирной славы у них нет, да и не не обещали этого им родители, Так думали лишь наблюдатели удивительного педагогического эксперимента. Борис Николаев однажды сделал запись:
«Меня поражают люди, ожидающие, что один ребенок вырастет новым Бетховеном, другой - Ньютонами, третий - Менделеевым. Те, кто ждет подобного, совершенно ничего не смыслят в воспитании. Наша цель заключалась не в том, чтобы нагрузить детей максимумом знаний возможно быстрее, а в том, чтобы создавать среду для гармоничного проявления их индивидуальных качеств и склонностей».
Борис Никитин скончался в январе 1999-го в возрасте 83-х лет вследствие аневризмы аорты. До последних дней он вел активный образ жизни, рубил дрова и занимался физической нагрузкой. Лена Николаевна пережила супруга на 15 лет,закончив жизненный путь дома в окружении родных в мае 2014 года. Ей было 84 года. Оба педагога экспериментатора ушли, но их наследие и сегодня применяется в мире... А вы применяете?