Найти в Дзене
Зелёная Точка Старта

Китайская осень — 2025: как 53% EV похоронили эпоху бензинового двигателя.

Пока западные автогиганты торгуются с правительствами о сроках «зелёного перехода», Китай этот переход уже завершил. Ну, практически. Официальная статистика за октябрь и ноябрь 2025 года, а в целом и по осени текущего года, ставит жирную точку в споре о будущем транспорта: будущее — электрическое, и центр этого будущего — в Поднебесной. Цифры, которые мы увидим ниже, — это не прогноз, а отчёт о свершившейся революции. Это цифры официальной статистики от китайского министерства промышленности и информационных технологий. Осень 2025 года войдёт в учебники по экономике, да и в историю промышленности, как момент смены технологической парадигмы. В абсолютных цифрах ноябрьские показатели таковы: «…В ноябре производство и продажи новых энергетических автомобилей (NEV) составили 1.880 млн и 1.823 млн единиц соответственно…
За период январь-ноябрь производство и продажи новых энергетических автомобилей (NEV) достигли 14.907 млн и 14.780 млн единиц соответственно, увеличившись на 31.4% и 31.2% в
Оглавление
   Китайская осень - 2025: как 53% EV похоронили эпоху бензинового двигателя.
Китайская осень - 2025: как 53% EV похоронили эпоху бензинового двигателя.

Пока западные автогиганты торгуются с правительствами о сроках «зелёного перехода», Китай этот переход уже завершил. Ну, практически.

Официальная статистика за октябрь и ноябрь 2025 года, а в целом и по осени текущего года, ставит жирную точку в споре о будущем транспорта: будущее — электрическое, и центр этого будущего — в Поднебесной.

Цифры, которые мы увидим ниже, — это не прогноз, а отчёт о свершившейся революции. Это цифры официальной статистики от китайского министерства промышленности и информационных технологий.

Необратимый перелом: две исторические отметки подряд.

Осень 2025 года войдёт в учебники по экономике, да и в историю промышленности, как момент смены технологической парадигмы.

  • Октябрь: Продажи новых энергетических автомобилей (NEV) в Китае впервые в мировой истории превысили 50% рынка новых автомобилей, достигнув 51,6%.
  • Ноябрь: Революция не просто подтвердилась — она ускорилась. Доля NEV выросла до 53,2%.

В абсолютных цифрах ноябрьские показатели таковы:

«…В ноябре производство и продажи новых энергетических автомобилей (NEV) составили 1.880 млн и 1.823 млн единиц соответственно…
За период январь-ноябрь производство и продажи новых энергетических автомобилей (NEV) достигли
14.907 млн и 14.780 млн единиц соответственно, увеличившись на 31.4% и 31.2% в годовом исчислении…»

Что это значит на простом языке? Более чем каждый второй новый автомобиль, который уехал со стоянки дилера в Китае, не имеет классического бензинового или дизельного двигателя. Это были, в большинстве своём, именно, чистые электромобили, и до ¼ это были последовательные гибриды, которые в Китае называют электромобилями с расширителем диапазона.

Рынок автомобилей с ДВС из мейнстрима превратился в нишу. Точка невозврата пройдена дважды — случайностью здесь и не пахнет.

   Китай тихо и спокойно, с улыбкой, обставил всех грандов автопрома и стал лидером.
Китай тихо и спокойно, с улыбкой, обставил всех грандов автопрома и стал лидером.

Арифметика краха: где прячется обвал ДВС.

Общие цифры роста рынка (+11,4% за 11 месяцев) маскируют шокирующую реальность. Вся положительная динамика обеспечивается одним сектором:

  • Общий рынок (янв.-нояб.): рост продаж +11,4%.
  • Рынок NEV (янв.-нояб.): рост продаж +31,2%.
  • Секретная математика: Разница в 20 процентных пунктов — это и есть глубина падения рынка автомобилей с ДВС. Пока электромобили взлетали на треть, продажи бензиновых и дизельных машин рухнули примерно на 15%. Это не коррекция, а стратегическое поражение.

Экспортное «цунами»: Китай идёт на вас.

Если внутренний рынок — это поле битвы, то экспорт — это наступление на территории противника. И здесь китайские NEV действуют как танковый клин:

  • Ноябрь 2025: Экспорт электромобилей +261,6% (300 тыс. штук).
  • За 11 месяцев 2025: Экспорт электромобилей +102,9% (2,315 млн штук).
  • Контекст: Каждый четвёртый автомобиль, экспортируемый из Китая, — электрический. Это ответ на все дискуссии о «демпинге» и «нечестной конкуренции». Мировой рынок голосует юанями за лучшее соотношение технологий и цены, а Еврокомиссия — беспомощными пошлинами.
   Одним из главных лидеров года можно считать Xiaomi — 2 первые модели их электромобилей «взорвали» авторынок, «откусив» значительный кусок рынка и завоевав симпатии покупателей.
Одним из главных лидеров года можно считать Xiaomi — 2 первые модели их электромобилей «взорвали» авторынок, «откусив» значительный кусок рынка и завоевав симпатии покупателей.

Прогноз-2025: итоги года, который всё изменил.

На основе неумолимой статистики мы можем дать точный и бескомпромиссный прогноз:

  1. По итогам 2025 года в Китае будет продано около 17 миллионов новых энергетических автомобилей (NEV). Рост к 2024 году составит почти 30%.
  2. Общий парк электромобилей в стране перевалит за 53 миллиона единиц. Чтобы понять масштаб: это больше, чем весь легковой автопарк Германии, Великобритании и Франции вместе взятых. Представьте, сколько нефти останется невыкачанной благодаря этому.
  3. Доля NEV по итогам года уверенно зафиксируется на отметке выше 50%, что сделает Китай первой крупной экономикой, формально свернувшей с нефтяной иглы в личном транспорте.

Прогноз-2026: куда движется локомотив?

Исходя из текущей динамики и политики китайского государства, можно спрогнозировать на следующий год:

  • Темпы роста NEV могут несколько замедлиться с фантастических 30% до примерно 20-25%, из-за эффекта высокой базы. Это означает, что в 2026 году в Китае могут продать 20-21 миллион электромобилей.
  • Доля NEV на внутреннем рынке к концу 2026 года приблизится к 65-70%. Эпоха ДВС окончательно станет достоянием истории и узких групп энтузиастов.
  • Экспорт останется главным драйвером для китайских автокомпаний. Мы станем свидетелями ожесточённой ценовой и технологической войны китайских брендов (BYD, Nio, Xpeng, Zeekr) с традиционными грандами на их домашних рынках — в Европе и Юго-Восточной Азии.
   Китайская осень — 2025: как 53% EV похоронили эпоху бензинового двигателя.
Китайская осень — 2025: как 53% EV похоронили эпоху бензинового двигателя.

Заключение: не будущее, а настоящее.

Китай больше не «переходит» на электромобили. Китай уже перешёл. Он не «планирует» завоевать мировой рынок. Он уже завоёвывает его, удваивая экспорт ежегодно.

Пока европейские политики обсуждают «смягчение» запрета ДВС, перенося его с 2035 на 2040 год, а американские производители с трудом перезапускают свои электрические программы, Китай уже отыграл эту партию.

Он создал самодостаточную экосистему: от добычи лития и производства самых дешёвых в мире батарей до создания машин, которые покупает его же средний класс.

Вывод прост и суров: В гонке за автомобилем будущего пелотон даже не успел стартовать, а китайский гонщик уже финишировал и получает чемпионский кубок. Остальным остаётся бороться за второе место в новой реальности, правила которой пишет не Штутгарт, Детройт или Тойота-сити, а Шэньчжэнь, Гуанчжоу, Хэфэй и Шанхай.

Будущее автомобиля не просто наступило. Оно сделано в Китае, от аккумулятора до последней строки в коде автопилота.

P.S.

И в заключении отмечу, что статистика китайского авторынка отчётливо показывает кто на сегодня является технологическим лидером отрасли и в какую сторону движется развитие автопрома. Европейцы тут уже не показательны. Скорее наоборот, на контрасте видно, кто занимается внедрением инноваций, и успешно продвигая их на рынке, а кто профукал своё технологическое «первородство», в угоду политическим амбициям.

И здесь также становится очевидным верный курс российских законодателей, которые наконец-таки заставят ставить станции для электромобилей и выделять для этого минимум 5% машиномест на парковочных пространствах. Волюнтаризм, в стиле «хочу – не хочу», закончится.

Развитие страны и её движение вперёд не должно тормозиться личными предпочтениями тех, кто испытывает к электромобилям «такую личную неприязнь, что кушать не могут».

Государство, Россия, говорит своё слово, и делает дело!

Приблизительное время чтения: 6 минут

Содержание

  • Необратимый перелом: две исторические отметки подряд .
  • Арифметика краха: где прячется обвал ДВС.
  • Экспортное «цунами»: Китай идёт на вас.
  • Прогноз-2025: итоги года, который всё изменил .
  • Прогноз-2026: куда движется локомотив?
  • Заключение: не будущее, а настоящее.P.S.