Найти в Дзене
Фото-профи

Смартфон или камера - что же выбрать фотографу для съемки?

Если еще лет пять-десять назад вопрос о том, что же выбрать фотографу для съемки даже не стоял (качество фотографий, которые производили смартфоны, оставляло желать лучшего), то теперь все больше фотографов, выбирая, что взять на очередную фотопрогулку, задают себе этот вопрос. И дело не в том, что смартфоны догнали камеры по качеству изображения, а в том, что получаемое смартфонами и их алгоритмами изображение стало вполне приемлемым не только для размещения на сайте или в социальных сетях, но даже и для печати. В этой статье я попробую разобраться, может ли смартфон заменить фотографу камеру и в каких случаях он сможет это сделать. Свое мнение по данному вопросу пишите в комментариях, с удовольствием с вами подискутирую. В современной фотографии спор между мобильностью и качеством давно перестал быть поверхностным. Чтобы понять, почему профессиональная техника всё еще доминирует в определенных нишах, несмотря на колоссальный прогресс IT-гигантов, нам придется сначала заглянуть «под к
Оглавление

Если еще лет пять-десять назад вопрос о том, что же выбрать фотографу для съемки даже не стоял (качество фотографий, которые производили смартфоны, оставляло желать лучшего), то теперь все больше фотографов, выбирая, что взять на очередную фотопрогулку, задают себе этот вопрос. И дело не в том, что смартфоны догнали камеры по качеству изображения, а в том, что получаемое смартфонами и их алгоритмами изображение стало вполне приемлемым не только для размещения на сайте или в социальных сетях, но даже и для печати.

В этой статье я попробую разобраться, может ли смартфон заменить фотографу камеру и в каких случаях он сможет это сделать. Свое мнение по данному вопросу пишите в комментариях, с удовольствием с вами подискутирую.

В современной фотографии спор между мобильностью и качеством давно перестал быть поверхностным. Чтобы понять, почему профессиональная техника всё еще доминирует в определенных нишах, несмотря на колоссальный прогресс IT-гигантов, нам придется сначала заглянуть «под капот» обоих устройств.

Физика света

Нужно понимать, что основное различие меду смартфонами и фотокамерами кроется в отношении сигнал/шум (SNR).

  • Фотокамеры: Полнокадровый сенсор (36×24 мм) обладает огромной площадью сбора фотонов. Большой размер каждого отдельного пикселя позволяет захватывать больше света, что напрямую снижает уровень квантового шума. Это физика и с ней сложно спорить
  • Смартфоны: Матрицы смартфонов ограничены физическими размерами корпуса. Даже современные «дюймовые» сенсоры в телефонах в несколько раз меньше полнокадровых матриц.
Сравнительные размеры матриц различных камер и смартфона
Сравнительные размеры матриц различных камер и смартфона

Динамический диапазон — способность сенсора одновременно фиксировать детали в глубоких тенях и ярких светах — напрямую коррелирует с емкостью потенциальной ямы пикселя. У полнокадровых камер этот показатель традиционно выше на 3–5 стопов.

Физика дифракции накладывает ограничения на миниатюрные модули матриц. Из-за малого фокусного расстояния и крошечных отверстий объективов смартфоны быстрее упираются в дифракционный предел, что ограничивает реальную детализацию, сколько бы мегапикселей ни заявлял производитель. В отличие от смартфонов, камеры со сменной оптикой позволяют использовать специализированные линзы для макро, астрофотографии или портретов, минимизируя аберрации.

Оптика против алгоритмов

Так что же произошло и почему фотографии на смартфонах стали вполне приемлемыми для просмотра? Смартфоны совершили революцию за счет вычислительной фотографии. Поскольку они не могут использовать крупные матрицы и массивные линзы, они полагаются на алгоритмы. В основном используется три подхода:

  • Стекинг кадров: смартфон делает 10+ снимков за долю секунды и объединяет их для уменьшения шума и коррекции светов и теней.
  • Многопиксельность: позволяет получать большое изображение не очень хорошего качества с последующим переводом его в более качественное изображение меньшего формата.
  • Сегментация нейросетями: искусственное размытие фона (боке) — это математическая маска, а не результат прохождения света через диафрагму определенного размера.

Фотокамера же дает честную оптическую картинку. Натуральное размытие и микроконтраст, создаваемые качественным стеклом и большой матрицей, имеют плавные переходы, которые алгоритмы пока не могут имитировать со 100% точностью, особенно при сложном освещении. Но вполне возможно, что в ближайшем будущем смогут.

В интернете можно найти много примеров того, как смартфоны не всегда корректно дорисовывают картинку. Но всегда ли это влияет на общее впечатление от снимка? Нужно понимать, что количество людей, которые будут рассматривать ваш снимок в максимальном размере при 100% увеличении, минимально.

Смартфон и фотокамера: основные плюсы и минусы для фотографа

О физике немного поговорили, давайте теперь обсудим основные плюсы и минусы камер и смартфонов именно в аспекте их использования фотографами, то есть пользователями, которые умеют снимать.

Смартфоны:

  • Высокая мобильность. Телефон практически всегда с вами, он мало весит и обычно имеет на борту два или три объектива. Различные объективы-насадки и фильтры тоже очень мобильны
  • Мгновенная скорость публикации. Вы сразу можете загрузить ваш кадр в сеть и поделиться им с другими людьми. Но возможности кадра для постобработки ниже, чем у камер.
  • Возможность скрытой съемки высокая. Никто не обратит внимание, если у вас в руке смартфон. Вы можете снимать так, что никто не догадается, что вы снимаете.
  • Использование глубины резкости как художественного приема возможно только на программном уровне или при съемке макро. Реализация программной имитации малой глубины резкости пока далека от совершенства, хотя уже сейчас способна на многое и будет улучшаться.
  • Съемка в темноте реализована за счет программных алгоритмов, поэтому зачастую грешит неестественностью (слишком высветленные тени, проблемы с яркими источниками света, артефакты при движении объектов и так далее). С каждым поколением смартфоном эти параметры улучшаются.
  • Управление смартфоном при съемке упрощенное. Экран сенсорный. полный контроль параметров съемки зачастую невозможен.
  • Влагозащита обычно высокая, особенно у флагманских моделей.

Фотокамеры:

  • Низкая мобильность. Даже самая низковесная камера обычно массивнее смартфона, в кармане носить камеру получается далеко не всегда. Часто нужна съемная оптика, мобильность которой зачастую тоже весьма низкая.
  • Скорость публикации отсроченная. Кадр необходимо загрузить в мобильный или настольный гаджет и лишь только затем опубликовать. При этом возможности кадра для постобработки высокие.
  • Возможность скрытой съемки низкая. Сейчас практически все снимают на смартфоны, поэтому человек с камерой сразу привлекает внимание к себе. Снимать так, чтобы никто не догадался, что вы снимаете, существенно сложнее.
  • Использование малой глубины резкости как художественного приема реализовано на физическом (настоящем) уровне, что повышает удовлетворение от качества картинки (для тех людей, которые способны увидеть разницу).
  • Съемка в темноте основана на высокой исходной чувствительности матрицы, ввиду чего ночные снимки выглядят более естественно и имеют большие возможности для постобработки по сравнению со снимками, сделанными на смартфон.
  • Управление полноценное, возможен полный контроль параметров съемки.
  • Влагозащита обычно ниже, чем у флагманских смартфонов.

Итак, что же выбрать?

На мой взгляд, имеет смысл выбирать смартфон, если цель вашей съемки — визуальный дневник, ситуативный контент для соцсетей или стрит-фотография (где важны незаметность и влагозащита). Современные алгоритмы HDR и ночные режимы сделают изображение достаточно качественным без лишних усилий. Дополнив это аккуратной постобработкой, вы вполне можете получить отличный кадр.

Имеет смысл выбирать камеру, если вам нужен полный контроль над экспозицией, возможность печати на больших форматах, работа в сложных условиях освещения или коммерческая съемка. Камера — это инструмент, который не «додумывает» реальность за вас, а фиксирует её с максимальной физической достоверностью. Управление камерой гораздо более оперативное. Кроме того, у многих фотографов субъективная удовлетворенность от работы с камерой намного выше.

Когда смартфоны стали лучше фотографировать, у меня мелькала мысль, что теперь я смогу использовать их как основную камеру. Они удобные, лёгкие и всегда под рукой. Я много экспериментировал со смартфонами, пытаясь понять, насколько они хороши в качестве инструмента для съёмки.

Однако практика показала, что качество снимков со смартфона всё же сильно уступает качеству фотографий, сделанных на профессиональную камеру. Это было очевидно на экране хорошего монитора при обработке фотографий. Хотя я понимаю, что другим людям это может быть не так очевидно, для меня важно получить максимально качественное изображение, чтобы я на постобработке имел возможность выжать из него максимум.

Поэтому во всех ситуациях, когда у меня есть возможность использовать камеру, я буду её использовать. Но если это невозможно, я буду использовать смартфон. В таких случаях у меня нет другого выбора, но меня это не будет беспокоить. Сейчас я стремлюсь снимать тем, что у меня есть под рукой, если нет специальных задач. Взял с собой фотоаппарат - отлично, не взял - сниму на телефон и потом постараюсь вытянуть максимум из получившегося кадра. Что смартфон, что фотокамера - это всего лишь средство фиксации изображения. Гораздо важнее сам кадр, его идея и настроение.

Вот такие мысли на этот счет.

Приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Этот канал посвящён фотографии. Там вы сможете найти для себя много полезного: статьи, методики, техники обработки и все, что представляет интерес как для фотографов, так и для любителей фотографии.

Удачи и отличных фотографий!