Найти в Дзене
Почемучкин

Утильсбор на автомобили в России простыми словами: что это такое и как изменятся цены в 2026 году

Привет, друзья! Заходили недавно в автосалон? Если да, то наверняка вам потребовалось время, чтобы подобрать челюсть с пола. Цены на машины — и новые, и подержанные — растут быстрее, чем дети в чужих семьях. Менеджеры в салонах часто разводят руками: «Ну вы же понимаете, курс валют, логистика... а еще утильсбор повысили». И вот это загадочное слово «утильсбор» звучит всё чаще. Что это за зверь такой? Почему за переработку машины в будущем мы должны платить сотни тысяч (а то и миллионы) рублей уже сейчас? И главное — к чему нам готовиться через пару лет, в 2026 году? Давайте разбираться без сложной бухгалтерии и скучных законов. Простыми словами о том, как это влияет на ваш карман. Формально, утилизационный сбор — это платеж государству за то, что когда ваш автомобиль состарится и превратится в груду металла, его грамотно и экологично утилизируют. Звучит благородно, правда? Но на деле всё немного иначе. Представьте, что вы покупаете билет в кино за 500 рублей, а вам говорят: «С вас еще
Оглавление

Привет, друзья! Заходили недавно в автосалон? Если да, то наверняка вам потребовалось время, чтобы подобрать челюсть с пола. Цены на машины — и новые, и подержанные — растут быстрее, чем дети в чужих семьях.

Менеджеры в салонах часто разводят руками: «Ну вы же понимаете, курс валют, логистика... а еще утильсбор повысили». И вот это загадочное слово «утильсбор» звучит всё чаще. Что это за зверь такой? Почему за переработку машины в будущем мы должны платить сотни тысяч (а то и миллионы) рублей уже сейчас? И главное — к чему нам готовиться через пару лет, в 2026 году?

Давайте разбираться без сложной бухгалтерии и скучных законов. Простыми словами о том, как это влияет на ваш карман.

Что такое утильсбор: экология или налог на воздух?

Формально, утилизационный сбор — это платеж государству за то, что когда ваш автомобиль состарится и превратится в груду металла, его грамотно и экологично утилизируют.

Звучит благородно, правда? Но на деле всё немного иначе.

Представьте, что вы покупаете билет в кино за 500 рублей, а вам говорят: «С вас еще 300 рублей за то, что после сеанса уборщица выкинет ваш стаканчик из-под попкорна». Примерно так это выглядит для автовладельца.

На практике утильсбор давно превратился в заградительный барьер. Его главная цель — сделать импортные машины (которые привозят из-за границы) настолько дорогими, чтобы вы посмотрели в сторону отечественного автопрома или тех брендов, которые построили заводы внутри России (например, Haval).

Простая формула: Чем выше утильсбор на иномарки -> тем дороже они стоят -> тем конкурентоспособнее кажется Lada или локализованный «китаец».

Кто платит за банкет? (Спойлер: конечно, вы)

Многие думают: «Пусть этот сбор платят заводы-гиганты или дилеры, мне-то что?». Это опасное заблуждение.

В экономике чудес не бывает. Утильсбор всегда, абсолютно всегда закладывается в конечную стоимость автомобиля.

  1. Если вы покупаете машину в салоне: Дилер уже включил этот сбор в ценник. Вы видите «Ладу» за 1.5 млн или «Джили» за 3 млн? Внутри этой суммы уже сидит утильсбор.
  2. Если вы везете машину сами (из Китая, Японии, Кореи): Вы платите этот сбор лично на таможне, оформляя документы.

Два мира: «Льготный» и «Коммерческий» утиль

Вот здесь — самый важный момент для тех, кто планирует пригнать машину из-за границы «для себя». В законе есть огромная разница в цифрах.

1. Льготный тариф (для частников)

Если вы везете машину с мотором до 3 литров лично для себя, не планируете ее продавать в течение года и ввозите не более одной машины в год, то суммы смешные:

  • 3 400 рублей — за машину младше 3 лет.
  • 5 200 рублей — за машину старше 3 лет.

Это копейки. Но есть жесткие условия. Если вы продадите такую машину раньше, чем через 12 месяцев — налоговая придет к вам и потребует доплатить разницу до полного (коммерческого) тарифа. А это уже больно.

2. Коммерческий тариф (для перепродажи и юрлиц)

Вот тут цифры страшные. Именно этот тариф платят все дилеры и перекупы. С 1 октября 2024 года эти ставки резко взлетели.
Например, за популярный мотор объемом от 1.0 до 2.0 литров (это 80% всех машин на дорогах) коммерческий утильсбор сейчас составляет более
556 000 рублей.
И эта сумма просто плюсуется к цене машины.

План повышения до 2030 года: гайки закручивают постепенно

-2

Раньше утильсбор повышали внезапно, как снег на голову. Но в конце 2024 года правительство утвердило долгосрочную шкалу индексации. Теперь мы точно знаем, как будут расти поборы каждый год вплоть до 2030-го.

Идея властей проста: каждый год повышать коммерческий утильсбор примерно на 10–20%, чтобы иностранным производителям стало совсем невыгодно просто возить к нам готовые машины, и они начали строить заводы здесь.

Важно: Это касается только тех, кто ввозит машины на продажу, и официальных дилеров. Льготные ставки для физлиц (3400/5200 руб.) пока трогать не обещают, но правила ввоза ужесточаются постоянно.

Что изменится для нас в 2026 году?

Если вы думаете отложить покупку машины «на потом», посмотрите на цифры. Согласно утвержденному графику, 1 января 2025 года уже произошло одно повышение. Но 1 января 2026 года нас ждет следующий этап.

Давайте посмотрим на примере самых популярных автомобилей (с двигателем от 1 до 2 литров).

  • 2024 год (до октября): Утиль был около 300 000 руб.
  • 2025 год: Утиль вырос примерно до 667 000 руб. (цифры округлены для понимания масштаба коммерческой ставки).
  • 2026 год: Ставка вырастет еще сильнее — ориентировочно до 800 000+ рублей.

Что это значит на практике?

  1. Машины подорожают минимум на 100–150 тысяч рублей только из-за утильсбора. И это без учета инфляции и курса доллара/юаня.
  2. Вторичный рынок подтянется. Как только дорожают новые машины в салонах, продавцы б/у авто на классифайдах (Авто.ру, Авито) тут же переписывают ценники. «Моя пятилетняя ласточка не может стоить дешево, если новая такая стоит 3 миллиона!»
  3. Выбор сузится. Некоторым брендам станет просто невыгодно возить к нам бюджетные модели. Ввозить дешевый седан и платить за него почти миллион сбора — бессмысленно. Машина станет «золотой». На рынке останутся либо дорогие премиальные авто (где наценка не так заметна), либо те, кто собирается в РФ.

Как не попасть на деньги? 3 совета для автовладельцев

-3

Времена, когда машину можно было менять каждые 3 года без потерь, прошли. Вот как жить в новой реальности:

  1. Берегите то, что есть. Сейчас самая выгодная стратегия — это качественное обслуживание текущего автомобиля. Антикор, хорошая «синтетика» в мотор, своевременный ремонт. Продлить жизнь «старушке» на 5 лет дешевле, чем купить новую «бюджетку» за 2.5 миллиона.
  2. Если везёте сами — соблюдайте «правило года». Хотите иномарку по хорошей цене? Заказывайте из-за границы на себя, платите льготный утиль (3400/5200 руб.), но не продавайте её год. Иначе попадете на сотни тысяч рублей доплаты.
  3. Не ждите снижения цен. Если вам действительно нужна машина и есть деньги — берите сейчас. Логика «подожду 2026 года, может подешевеет» не работает. Шкала утверждена, и она направлена только вверх.

Итог

Утильсбор — это не про экологию, это инструмент регулирования рынка. В 2026 году он снова вырастет, сделав импортные автомобили еще менее доступными. Государство настойчиво подталкивает нас к покупке отечественного или локализованного продукта.

Плохо это или хорошо для экономики — вопрос спорный. Но для нашего с вами кошелька вывод однозначный: автомобиль в России окончательно перестал быть просто средством передвижения и снова стал роскошью.

А вы планируете менять машину в ближайшие пару лет или будете чинить старую «до победного»? Делитесь мнением в комментариях!

Жду вас в комментариях! Подписывайтесь на мой блог "Почемучкин", чтобы не пропустить новые выпуски! Спасибо, что читаете меня! 🧐

Нажмите кнопку "Поддержать" (ладонь с сердечком), чтобы поддержать меня донатиком. Спасибо! 😉