Найти в Дзене
Архитектурные излишества

Чердынь: как живет 5-тысячный городок на Северном Урале

Мы в Чердыни, одном из самых волнующих мест Пермского края. Начало местной истории теряется в веках, а количество гипотез и догадок здесь, пожалуй, превышает количество реальных фактов. Некогда Чердынь была центром Перми Великой и находилась в сплетении важнейших водно-волоковых путей. Через эти далекие места шла торговля Ирана, Великого Новгорода, Волжской Болгарии, Югры… Здесь Юг встречался с Севером. В обмен на пушнину на Урал поступали изделия и серебра, роскошные блюда и чеканные монеты. Чердынь обдавала пустыню дыханием Северного Ледовитого океана. Более-менее системная летописная история этих земель начинается лишь в 15 веке. Чердынь стоит на семи холмах — слух ласкают Таёжный, Вятский, Троицкий, Воскресенский, Богоявленский, Монастырский, Посадский… Они разделены глубокими оврагами. Какие тут названия! Вильгорт. Камгорт. Покча. Бондюг. Искор. Полюд. Ветлан. Ощущение края мира и цивилизации. Дальше, за Ныробом (там сидел в цепях дядя первого царя династии Романовых, а со стен хр

Мы в Чердыни, одном из самых волнующих мест Пермского края. Начало местной истории теряется в веках, а количество гипотез и догадок здесь, пожалуй, превышает количество реальных фактов.

-2

Некогда Чердынь была центром Перми Великой и находилась в сплетении важнейших водно-волоковых путей. Через эти далекие места шла торговля Ирана, Великого Новгорода, Волжской Болгарии, Югры…

-3

Здесь Юг встречался с Севером. В обмен на пушнину на Урал поступали изделия и серебра, роскошные блюда и чеканные монеты. Чердынь обдавала пустыню дыханием Северного Ледовитого океана.

Более-менее системная летописная история этих земель начинается лишь в 15 веке. Чердынь стоит на семи холмах — слух ласкают Таёжный, Вятский, Троицкий, Воскресенский, Богоявленский, Монастырский, Посадский… Они разделены глубокими оврагами.

-4

Какие тут названия! Вильгорт. Камгорт. Покча. Бондюг. Искор. Полюд. Ветлан. Ощущение края мира и цивилизации. Дальше, за Ныробом (там сидел в цепях дядя первого царя династии Романовых, а со стен храма смотрит Христофор Псоглавец) дороги превращаются в условность.

-5

Мамин-Сибиряк отмечал: «Для этнографов, археологов и бытописателей Чердынский край является непочатым углом». Чердынь соединяет в себе древнюю, почти мифическую старину с обликом замечательного уральского купеческого городка. Отсюда родом значительная часть пермской деревянной скульптуры. Тут был в ссылке Мандельштам.

-6

Упиралась вода в сто четыре весла

Вверх и вниз на Казань и на Чердынь несла.

Чернолюдьем велик, мелколесьем сожжён

Пулеметно-бревенчатой стаи разгон…

-7

В Чердыни живет всего 4.5 тысячи человек. Полноценный мост через Вишеру появился только в 1999 году. В городе все нормально с сервисом и гостиницами. Благоустроены ключевые площади, скверы и смотровые площадки, открыт туристский информационный центр.

-8

Дополнительную известность этим местам принес Алексей Иванов с романом «Сердце Пармы, или Чердынь — княгиня гор». Кто-то ищет успокоения и отстраненности на Сокотре или острове Пасхи.

А она здесь, в Чердыни.

Чердынские вывески как отдельный вид искусства

Через пару дней откроется новая экспозиция местного музея «Хроники Чердыни. Время Пармы». Коллективу удалось сделать пространство современным, сохранив ключевые сакральные экспонаты вроде чучела кабана 😀 Мы рады за коллег и очень советуем посетить площадку!

Чердынь, ул. Юргановская, 58

Чердынь помнит Осипа Мандельштама. Его отправили в ссылку на Урал, выполняя указание Сталина «изолировать, но сохранить». В июне 1934 года Осип Эмильевич с женой приехал в город и был помещен в больницу.

Страдая психозом, он пытался выброситься из окна высокого второго этажа и в результате падения сломал плечо.

Вскоре после этого поэта отправили в Воронеж. В окнах «мандельштамовской» больницы в Чердыни сейчас размещена выставка.

Среди сел, окружающих Чердынь, особенно живописна Покча. С 1470-х по 1530-е годы тут располагалась столица Великопермского княжества: после сражения под Чердынью москвичей с пермяками на берегу Колвы построили крепость, простоявшую 60 лет. В 1535 г. центр вернулся в Чердынь.

-12

В 18-19 веках Покча развивалась как центр баржестроения и деревянной резьбы. Сохранились несколько купеческих усадеб и богадельня 1890-х гг. Хороша Благовещенская церковь 18 века. Облик Покчи сложился на рубеже 19-20 столетия, его определяют внушительные двухэтажные деревянные дома. Тут можно часами бродить в поисках интересных деталей. Домовито и основательно.

Урал манит, не правда ли?