16 декабря исполнилось 250 лет со дня рождения Джейн Остин
Джейн Остин (1775-1817) — английская писательница, провозвестница реализма в британской литературе, сатирик, писала так называемые романы нравов.
Написал про Джейн Остин — 250 лет ей, а книги читаются, и читаться будут. И фильмы сниматься будут, смотрел их и я, и не единожды. Почему? Вот, попытался высказать соображения.
Думаю, современники Джейн Остин (1775-1817) крайне удивились бы, узнав, что именно ее книги так популярны 200 с лишним лет спустя после смерти автора. Причем популярны во всем мире. «Незаслуженно!» — наверняка воскликнул бы какой-нибудь из литературных джентльменов, известный в те годы и прочно забытый вскоре.
Джейн Остин родилась в многодетной небогатой семье англиканского священника. В ней было 8 детей! Впрочем, это вполне обыкновенно для тех лет. Прожила всего 41 год — и это тоже обыкновенный возраст для Англии того времени. У нее никогда не было своей семьи, всю жизнь она прожила в семье родственника. И это тоже, увы, случалось — да и случается; но в то время «старые девы», конечно, были предметом всеобщих насмешек. Всё как у всех. Вот только книги…
Конечно, были у нее тайны. Например, не вышла замуж. Почему? Есть сведения, что она всю жизнь хранила верность одному моряку… А может, как считают некоторые феминистки сегодня, не хотела попасть в рабство мужу, предпочтя творчество личному счастью?
Ещё один нюанс. Считается, что за свою жизнь Остин написала более 1500 писем! Своего рода рекорд среди писателей. А уцелело — менее двухсот. Сестра Джейн, Кассандра, уничтожила значительную часть переписки Джейн. Почему? Не было ли там какой-нибудь страшной тайны? Или просто семья не хотела разговоров о частной жизни, пусть и ничем не примечательной?
При этом романы писались. Издавались. Продавались — и вполне нормально. За три изданных книги — «Мэйнсфилд Парк», «Чувство и чувствительность» и «Гордость и предубеждение» — Джейн заработала 575 фунтов стерлингов. На нынешние деньги — почти 50 тысяч фунтов! Два романа были изданы посмертно — а если прибавить еще и ранние вещи, и огромное количество писем, становится очевидно, что Остин работала не покладая рук (и это помимо всех хозяйственных дел).
И ещё. Ведя многочисленную переписку, внимательно наблюдая за перипетиями бурного века, Остин много думала. Её суждения, разбросанные по книгам, всегда точны, хотя и не веселы. «Чем больше я наблюдаю мир, тем меньше он мне нравится. Каждый день подтверждает мне несовершенство человеческой натуры и невозможность полагаться на кажущиеся порядочность и здравый смысл» («Гордость и предубеждение»).
Отзывы на прижизненные книги Остин были неплохими (их хвалил сам Вальтер Скотт), но весьма немногочисленными.
А потом — на 100 лет об Остин просто забыли. Говорят, Чарльз Диккенс вообще не знал о её существовании. А те, кто знал, — отзывались скорее скептически. Например, Шарлотта Бронте.
Подлинная слава и всеобщее признание пришли к Джейн Остин только в двадцатом веке. Да и то — не с начала, а с 1930-х годов. Зато с этого момента Остин становится одним из самых любимых и востребованных писателей XIX века в Великобритании, США, а потом и во всём мире. В России, конечно, тоже. Классиком на 100 процентов. И в литературе, и в кино. Количество экранизаций ушло далеко за сотню, появляются всё новые.
Остин сама стала героиней множества произведений, куда больших, чем было написано ей самой. Её биография не только восстановлена до мельчайших деталей (за вычетом, конечно, огромного количества белых пятен), но и придумана заново.
Исторически все объяснимо — Джейн Остин это по-настоящему женская литература. Но, знаете, не в пошлом, банальном выражении, а в подлинном. Экзистенциальном, если угодно. Стали женщины ощущать себя силой и властью — вот и открылась им и миру Джейн Остин.
Приведу отзыв одной из современных читательниц: «Для меня эта писательница предстаёт образцом людей, для которых литература действительно жизнь. Она важнее еды и воды, любви, смерти и, в конце концов, собственно, самой жизни. Она важнее личного счастья. Важнее земных удовольствий». Хорошо сказано!
В чём же причина популярности её книг у современных девиц и дам? В понимании, в тонком и ненавязчивом психологизме. В оптимизме, которого у неё в книгах на удивление много. Её героини, умны, бодры, жизнерадостны, внутренне независимы — и, в общем, вполне подходят для того, чтобы соотносить себя с ними и сегодня. Помните Бриджит Джонс, которая на рубеже тысячелетий как раз соотносила свою жизнь с книгами Остин? И ведь вполне у нее это получалось (пусть и с комическим эффектом).
И кто из сегодняшних читательниц — да и читателей, между прочим, я знаю мужчин которые с большим удовольствием читают Остин — не подпишется вот под таким утверждением?
«Как всякий человек, я хочу быть счастлив, но, как всякий человек, быть могу таковым только на свой лад» («Чувство и чувствительность»).
Автор: Михаил ГУНДАРИН
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!