Сегодня я предлагаю познакомиться с творчеством известного уральского художника (живописца, графика, монументалиста) Германа Селиверстовича Метелёва (1938-2006). Этот художник не только был очень разнообразным в своем творчестве, но и в сложные застойно-перестроечные годы и чуть позже в «лихие 90-е» упорно «гнул свою линию» в творчестве, иногда вопреки сложившимся канонам художественного творчества и традиций времени. Я, иногда, таких художников определяю, как «колоритных» (и не по цветовой гамме, что, впрочем, у данного художника есть), а, прежде всего, по характеру, значимости личности.
Одна из постоянных тем в его творчестве – отражение библейских сюжетов, к трактовке которых он также подошел, отталкиваясь от своих представлений. Здесь надо подчеркнуть, что Библия, со слов художника, - одна из его настольных книг. Поэтому над библейскими сюжетами он работал многие годы.
А вот в мифологии наиболее значимой для художника оказалась тема кентавров, ставшая одной из любимых. Причем, образ кентавра у художника, на мой взгляд, возник не случайно. Полагаю, что он идентифицирует этот архетипичный образ с собой, со своими качествами, позволяющими ему бороться с жизненными обстоятельствами. По сути, почти все его кентавры в его «Кентавриаде» – это автопортреты…
Здесь, пожалуй, можно провести параллели с творчеством современного художника из Витебска, также глубоко вовлеченного в тему кентавров Сергея Кухто (1959-1999). А вот ссылку на публикацию об этом художнике я дам ниже, в последнем абзаце.
Тема труда и трудолюбия у данного художника это, конечно, не дань моде …
Он сам отличался колоссальным трудолюбием, стремился погрузиться в тонкости профессии. Трудовая составляющая затрагивает и натюрморты художника.
Тема любви и счастливой, хотя и многотрудной жизни молодой семьи, так же близка художнику.
Она появилась у художника с самого начала его творческой деятельности во время его учебы в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Академии художеств), куда Герман Метелёв поступил после окончания художественного училища.
Далеко не простые годы учёбы были наполнены творчеством, спорами и дискуссиями с коллегами, выработкой своей стилистики. В Академии он познакомился с будущей своей супругой – Зоей Малининой (с театрально-декорационного факультета), учившейся на два курса младше. Причем их молодую семью окружающие считали самой счастливой. Не случайно, даже его дипломная работа в Академии (первая ниже), посвящена его молодой жене с детской коляской… Влияние его жены сказалось и на интересе художника театральной темой. Ведь в последствии его жена Зоя Александровна Малинина (1936‑2011) стала известным сценографом и декоратором, многие годы проработавшем в Свердловском ТЮЗе.
Не могу не привести пару фраз художника, хотя удалось найти лишь одно интервью с художником, видно не очень стремящегося к атрибутам публичности:
«…Биологической одаренности мало. Нужна школа. Говорить об искусстве и не говорить о ремесле невозможно. Художник в чьем-то понимании нечто эфемерное, вдохновленное, парящее. А на самом деле это - ломовая лошадь…».
«…Я очень благодарен Ленинграду. Там я провел фантастический отрезок своей жизни, но оставаться там навсегда я никогда не собирался. Этот город - мертвый по внутренней сути, как всякое явление большого стиля, доведенное до своего логического конца. Такая прекрасная смерть…
- Москва живет по другому закону - закону огромной деревни. А Екатеринбург - вечный пацан. У него все еще впереди, и, может быть, поэтому он мне близок…»
«…Да, я верю людям. Предает меньшинство, но и таких я пытаюсь понять. Еще всегда есть элемент зависти. Я это искоренил работой. Когда работаешь, ничему не завидуешь. Все эмоциональные силы уходят на работу. К тому же я себя и к бунтовщикам не отношу. На подобное у меня просто времени нет, и никогда не было. Представляете, человек учится в Академии художеств (пусть в мое время она называлась Ленинградский Художественный институт, но дух традиции, большой, настоящей школы там сохранился), так вот, вместо того, чтобы овладевать мастерством, человек начинает все критиковать, всем возмущаться. И силы, отпущенные ему на приобретение, тратятся на негатив, на борьбу. Авангард - это прекрасно, но только тогда, когда классическая школа освоена в совершенстве. Главное, что я вынес из учебы в Академии, и что потом подтвердилось всей моей жизнью: «Банальность - самая большая ценность».
/Поясните, пожалуйста/
«…На уровне картины это – ремесло, фундаментальная основа: образование, терпение, потому что все остальное – фантазии, иллюзии, это – поверхность…». Ист-к: ссылка.
И о биографии художника. Герман Селиверстович Метелев родился в 1938 г. в Свердловске, умер в 2006 г. в деревне художников Волыны. Окончил Свердловское художественное училище в 1957 г., а затем Ленинградский институт живописи, скульптуры архитектуры им. И.Е. Репина в 1963 г. В 1964 - 1966 гг. учился в творческой мастерской В. Орешникова в Институте им. И.Е. Репина. В 1966 г. принят в Союз художников РСФСР. Лауреат премии им. Г.С. Мосина (1995) и премии Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области искусства» (1999). Заслуженный художник России (2003). Участвовал более чем в 150 выставках. Жил и работал в Свердловске/Екатеринбурге.
На этом, пожалуй, и всё.
Искренне Ваш, Михаил Лукин. Крайне признателен тем, кто оставляет комментарии, ставит оценки (лайки), и, тем более, подписывается на канал. На этом, пожалуй, и всё. Единственное, что даю обещанную выше ссылку на публикацию о витебском художнике Сергее Кухто, создавшем свою «Кентавриаду»: ссылка.
Если у Вас есть возможность и желание ПОДДЕРЖАТЬ АВТОРА публикации (по крайней мере, помочь в прокорме 4-х котов: ᓚᘏᗢ, ᓚᘏᗢ, ᓚᘏᗢ, ᓚᘏᗢ), то нажмите - ниже (справа от лайков) на значок «ПОДДЕРЖАТЬ».
Спасибо!