Найти в Дзене
Серж Лебовски

Как снимали фильм "Человек–амфибия" – Самые интересные факты.

Впервые мысль о создании фильма по научно-фантастическому роману Александра Беляева "Человек-амфибия" возникла не в Советском Союзе. В 1940-х годах эта идея заинтересовала кинематографистов в США. Однако из-за технических трудностей проект был отложен. В начале 1950-х годов в Советском Союзе также задумались о съёмках фильма по этому произведению. Сценаристы Акиба Гольбурт, Александр Ксенофонтов и Алексей Каплер подготовили сценарий, но ни один режиссёр не решился взяться за столь амбициозный проект из-за сложностей с подводными съёмками. В результате сценарий пролежал без движения в студии "Ленфильм" на протяжении десяти лет. Когда режиссер Владимир Чеботарев ознакомился со сценарием, он принял решение взяться за проект, несмотря на технические трудности. Чеботарев выбрал метод разделения кадров для подводных съемок. По этой методике съемки должны были длиться не более двух минут, в течение которых главный герой должен был задерживать дыхание под водой. После этого он подплывал к аква

Впервые мысль о создании фильма по научно-фантастическому роману Александра Беляева "Человек-амфибия" возникла не в Советском Союзе. В 1940-х годах эта идея заинтересовала кинематографистов в США. Однако из-за технических трудностей проект был отложен.

В начале 1950-х годов в Советском Союзе также задумались о съёмках фильма по этому произведению. Сценаристы Акиба Гольбурт, Александр Ксенофонтов и Алексей Каплер подготовили сценарий, но ни один режиссёр не решился взяться за столь амбициозный проект из-за сложностей с подводными съёмками. В результате сценарий пролежал без движения в студии "Ленфильм" на протяжении десяти лет.

Когда режиссер Владимир Чеботарев ознакомился со сценарием, он принял решение взяться за проект, несмотря на технические трудности. Чеботарев выбрал метод разделения кадров для подводных съемок. По этой методике съемки должны были длиться не более двух минут, в течение которых главный герой должен был задерживать дыхание под водой. После этого он подплывал к аквалангистам, которые наготове держали баллон с кислородом.

-2

Отечественные киночиновники с большим подозрением отнеслись к проекту, считая, что раз американские коллеги говорят о сложности таких съемок, то российским специалистам точно не стоит за это браться. Однако съемки все же были разрешены.

На роль Ихтиандра искали актера несколько месяцев по всей стране. Владимир Чеботарев дал своим ассистентам четкое указание: у Ихтиандра в глазах должно быть море, а у Гуттиэре – небо. Среди претендентов был даже пловец-чемпион из Абхазии, который, помимо спортивного таланта, обладал привлекательной внешностью. Его родители пообещали режиссеру автомобиль «Волга» и квартиру в обмен на утверждение сына на роль. Но Чеботарев не поддался на соблазн, посчитав, что парень не соответствует образу Ихтиандра.

-3

Когда на пробы привезли студента из ГИТИСа, сердце режиссера сразу же екнуло: "То что надо!". Владимир Коренев получил главную роль благодаря ассистентке режиссера, которая увидела его дипломный спектакль "Ночь ошибок". Игра актера и его экзотическая внешность произвели на нее сильное впечатление, и она предложила ему пройти кастинг. В итоге именно Коренев был утвержден на роль Ихтиандра, несмотря на то что до этого он снялся всего в одном фильме.

-4

На роль Гуттиэре пригласили Анастасию Вертинскую, уже известную зрителям по фильму "Алые паруса". Однако, прежде чем приступить к съемкам "Человека-амфибии", актриса не умела плавать, поэтому ей пришлось осваивать это искусство с нуля. Особенно сложной для нее оказалась сцена погружения на дно в момент нападения акулы.

-5

Для съемок подводных сцен привлекли профессионалов. Создатели хотели сотрудничать с известным французским аквалангистом Жаком-Ивом Кусто. Режиссер даже связался с французом и получил его предварительное согласие на участие в проекте. Однако министерство культуры отказало в выделении валюты, а Кусто нужны были средства хотя бы на транспортировку своего оборудования и корабля.

Денег не хватало не только на иностранных специалистов, но и на советских дельфинов. Из Новороссийска в Крым для съемок должны были доставить черноморских афалин, но из-за отсутствия средств их доставка не состоялась. В результате режиссеру пришлось покупать у крымских рыбаков метровых катранов и мелких морских свиней.

-6

Анастасия Вертинская и Владимир Коренев несколько месяцев обучались подводному плаванию в бассейне Института физкультуры. Благодаря упорным тренировкам они настолько освоили это искусство, что могли выполнять сложные трюки без помощи дублеров. Лишь в исключительных случаях прибегали к услугам профессионалов.

Коренев сам выполнял большинство трюков, а дублером на сложных сценах был чемпион Ленинграда по подводному плаванию и каскадер Владимир Иванов. Именно Иванов прыгал с 25-метровой скалы в Гурзуфе, где Ихтиандра арестовывают. Коренев разбегался и прыгал в воду, а Иванов уже под водой надевал акваланг и снимал шляпу, чтобы она всплыла.

-7

Вертинская исполняла свои трюки без акваланга. Подводники научили её стравливать воздух из легких, так как для сцены утопления это было необходимо. Ей также прикрепили свинцовый пояс весом около десяти килограммов. Когда она опускалась на дно, ей нужно было оставаться там несколько секунд.

Для костюма Ихтиандра использовали материал женских колготок, а для создания чешуи — мелко нарезанную кинопленку, которую красили перламутровой краской и приклеивали к костюму. Всего было изготовлено четыре костюма.

-8

Оператор Эдуард Розовский стремился, чтобы глаза главных героев отражали свет двух стихий — воды и земли. Для этого он использовал лампы с зелеными фильтрами, которые подсвечивали глазное дно актеров, усиливая естественный цвет их глаз.

Обычные лампы лопались под водой, что делало невозможным съемки подводных сцен. Розовский нашел решение: он использовал фары от реактивных самолетов.

-9

Съемки могли закончиться трагически для Владимира Коренева. В сцене с привязанным к цепи Ихтиандром один из матросов не уследил за цепью, и она упала в воду, утянув актера на дно. Однако его вовремя вытащили.

Морские сцены снимали в Крыму. Весной 1960 года выбрали Ласпинскую бухту между Форосом и Севастополем. Старую рыболовецкую шхуну из Финляндии превратили в «Медузу» Педро Зуриты, а декорации дома профессора Сальватора построили в поселке Береговом. Кроме того, съемки проходили на восточном побережье, где обрывы Карадага изображали аргентинские скалы. Для съемок «сухопутной» части фильма использовали дома и улицы старой части Баку, которая передала атмосферу Буэнос-Айреса.

-10

Владимир Коренев рассказывал, что во время подводных съемок ему было невероятно холодно. Чтобы справиться с этим, было найдено оригинальное решение: для него сшили рубашку из прорезиненной ткани, в которой его тело быстро нагревалось.

Из-за худобы актера в его костюм добавляли кусочки поролона, чтобы фигура выглядела более нормальной.

-11

Вода в Черном море была мутной, и показать красоту подводного мира хотелось, поэтому съемочная группа пошла на хитрость. Оператор Эдуард Розовский предложил использовать раструб, надеваемый на объектив подводной камеры, который наполнялся рыбой. Панорамные съемки проводились на фоне этого раструба, создавая эффект подводного мира.

Акула была исполнена ассистентом комбинированных съемок Олегом Николаевым, который управлял пенопластовым плавником из-под воды.

Бюджет фильма в 400 тысяч рублей окупился благодаря выпуску 8-копеечных открыток с изображением актеров. Для Всесоюзного бюро пропаганды киноискусства это стало успешным проектом. В 1962–1963 годах на фотографиях Коренева и Вертинской было заработано около 500 тысяч рублей. Первый тираж в 150 тысяч экземпляров заказывался более десяти раз. На открытке Кореневу был указан только фильм «Человек-амфибия», и актеры не получали отчислений от этой прибыли.

Съемки фильма сопровождались трудностями, но в 1961 году он вышел на экраны. Критики назвали его третьесортным, но зрители оценили его иначе. Кинотеатры были переполнены, и за первый год проката фильм посмотрели 65 миллионов человек, став лидером советского проката 1962 года.

Со временем критики изменили свое мнение, назвав картину «Человек-амфибия» шедевром. Это произошло после получения награды «Серебряный парус» на фестивале фантастических фильмов в Италии (Триест).

Реклама. АО «ТБанк», ОГРН 1027739642281, erid: 2Vtzqw8MNiu
Реклама. АО «ТБанк», ОГРН 1027739642281, erid: 2Vtzqw8MNiu

Бесплатная светящаяся карта Black c кэшбэком до 30%

https://www.tbank.ru/baf/Axx0esMFx7f

==================================================

Смотри, а не читай в группе VK https://vk.com/serglebowsky

Там ты найдешь много видосов про самые интересные факты из фильмов и биографии актеров.

Глянь про «Брат и Брат 2», «Жмурки» и «Бумер», а также биографию Ван-Дамма