Обещали вам рассказать впечатления о спектакле (и еще пару статей, мы обо всём помним, честно-честно), но новогодняя суета съедает всё время.
Выбор спектакля был спонтанным. Мы поздно спохватились, и в московских театральных рядах товар уже подразобрали. Да еще и дата в нашем распоряжении была всего одна, что значительно усложняло задачу.
Мастерская Петра Фоменко смогла предложить творение ирландского драматурга Брайана Фрила "Молли Суини". С ирландской драматургией мы были знакомы совсем немного, а в театральном варианте так и вовсе всего один раз сталкивались. "Калека с острова Инишмаан" Мартина Макдонаха в нашем саратовском ТЮЗе оставил достаточно приятные впечатления, и мы решили попытать счастья еще разок.
Забегая вперед, скажу, что это был первый раз, когда мы решили сэкономить на билетах. И сильно пожалели об этом. Билеты мы взяли на балкон в первый ряд. Но даже в первом ряду, если вы откидываетесь на спинку вашего кресла, полсцены становится вам недоступны. Вы сами частично встаете на место героини и можете ориентироваться исключительно по звукам и цветовым пятнам.
Приходится наклоняться вперед, ложиться грудью на балконное ограждения и только в этом случае вы можете наблюдать за всем действием. При этом ваши колени нещадно упираются все в то же ограждение и мешают сосредоточиться на ирландской (или любой другой) драматургии.
Этот урок мы выучили, и больше таких театральных вольностей себе позволять не будем. И вам не советуем.
Что же касается самого спектакля.
Сценография минималистична и проста до безобразия. На сцене буквально три стула и куб-комната, который периодически меняет свое состояние, подстраиваясь под главную героиню.
При этом достаточно грамотно работает осветительный цех. Художник по свету хорошо все продумал, и световые пятна появляются в нужных местах и в нужное время, поддерживая необходимое настроение и аккомпанируя героям произведения.
А героев этих всего трое. Сама Молли Суини, ее муж Фрэнк и врач мистер Райс.
Молли, несмотря на свою слепоту, единственный состоявшийся и зрелый персонаж на этой сцене. Она слепа с детства, привыкла к своему миру звуков, запахов и световых пятен и чувствует себя в нем очень комфортно. Даже нельзя сказать "привыкла": привычка - это все-таки что-то приобретенное, а Молли жила в этом безкартиночном мире всю свою жизнь и другой жизни не знает. То есть, для нее - это норма. У нее есть профессия и в целом нельзя сказать, что она как-то недовольна жизнью.
Мужчины же, увы, показаны здесь инфантильными, не способными решать свои проблемы, но зато считающие, что отлично могут справиться с чужими (сейчас такие экземпляры в больших количествах можно встретить в комментариях на разных площадках)
Ну или думают, что за счет того, что они якобы эти чужие проблемы могут решить, они могут вернуть себе свое былое значимое положение.
Фрэнк постоянно берётся за какие-то сумасбродные проекты и никогда не доводит их до конца. Буквально спустя несколько диалогов начинаешь понимать, что Молли - это очередной подобный проект. А цель этого проекта - вернуть ей зрение.
Мистер Райс, когда-то шикарный доктор, офтальмолог с репутацией, из-за измены своей жены (а, точнее, из-за того, что не смог справиться с чувствами по этому поводу) потерял всё и работает теперь в провинциальной клинике.
И для него Молли - шанс доказать всему миру, а в первую очередь самому себе, что он еще чего-то да стоит. Хотя внутри понимает, что шансы на успех минимальны.
Как для первого, так и для второго состоявшаяся, в целом, женщина, просто служит средством для достижениях каких-то своих целей.
А она, как человек, который хочет всем помочь, соглашается на авантюру с операцией, которая якобы может вернуть ей зрение. Хотя ей самой это не то чтобы и надо. Мы помним, что она всю жизнь прожила в мире тьмы и ей в этом мире комфортно.
Итог закономерен. Несмотря на то, что небольшой прогресс после операции все-таки случился, в целом, для бедной женщины, все закончилось плачевно. Депрессия, нервный срыв и дом для душевнобольных. Так бывает, когда ты рушишь свой мир в угоду другим.
Мужу она, естественно, после этого перестала быть интересна, как переставали ему быть интересны и все его предыдущие неудачные проекты. Он бросил ее и уехал в Эфиопию, чтобы делать мир лучше там.
Мистер Райс спился.
После просмотра осталось на душе какое-то гадкое чувство. И даже показное веселье под дождем в конце больше походило на какое-то истерическое действо, которое только усугубляло общее впечатление.
Два сломанных человека, сломали Молли. Которая была целее их вместе взятых.
Такая вот грустная история.
Спектакль не для тех, кто любит яркие декорации - их практически здесь нет. Спектакль не для тех, кто любит динамичную актерскую игру - тут все достаточно спокойно.
Спектакль, скорее, для тех, кто любит пофилософствовать, поискать смыслы, раскапывая их среди напыщенных монологов главных героев и рассудительных мыслей Молли Суини.
Эта пьеса, по крайней мере нам, в очередной раз напомнила, что никто не знает, какой мир для тебя лучше, кроме тебя самого. И нужно идти своим путём, несмотря на огромное желание окружающих направить тебя по "правильному" и сделать твою жизнь лучше.
Что эта пьеса расскажет вам - мы не знаем. Но посмотреть точно рекомендуем.