Сначала я хотела назвать свою статью «Долина не первая сволочь», но потом побоялась, что статью за это последнее слово заблокируют и решила ограничиться многоточием.
Люди, у меня такое ощущение, что вы впервые сталкиваетесь с людской непорядочностью, подлостью, корыстью. Или нам всем настолько намертво вбили строки про то, что гений и злодейство несовместимы? Мы НАСТОЛЬКО этим словам поверили?
Ладно, лично я Долину никогда гениальной не считала. Талантливой – да! Даже очень талантливой, но не гениальной. Долина лишь очень талантливо исполняла чужие песни. Для сравнения, Пахмутова – гений, потому что она именно создатель шедевров. Френкель – гений, Роберт Рождественский… А Долина лишь одна из многих, кто способен именно талантливо до нас один из шедевров донести.
Но!!! Почему так взбудоражил всё общество ее поступок? Только потому, что она талантлива и известна? Так, мои дорогие, она далеко не первая в этом ряду талантливых подлецов.
Знаете, кто самый первый мне пришел в голову? Нет, не Достоевский, который брал деньги у своих беременных любовниц, проигрывал их в карты и сбегал от этих самых любовниц.
Мне пришел в голову его близкий друг, как раз очень удачливый в карточной игре. Тот самый, который «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», который «есть женщины в русских селеньях", когда и коня на скаку и в горящую избу… Николай Алексеевич абсолютная сволочь Некрасов. Вы думаете, он в своих дневниках гордился тем, что он великий поэт? Да щщас… Как вам заявление, что его прадед проиграл в карты 7000 крепостных душ, дед проиграл 3000 этих душ, отец проиграл все остальное, потому что крепостных уже не осталось. А самому Некрасову проигрывать было уже нечего, поэтому он не проигрывал никогда, он только выигрывал. И пусть крепостных людей уже не существовало, Некрасов именно в карты выиграл себе любовницу, когда какой-то купец проиграл ему свою содержанку.
Ладно, скажете вы, карточная игра – личное дело каждого, зато он свой журнал «Современник», про который мы так много изучали в советской школе, он тоже основал на выигранные в карты деньги. А как вам история с воровством денег? Была еще одна талантливая тварь – тот самый, который «Кто виноват» и «Былое и думы» - Александр Иванович Герцен. Почему тварь? Да потому, что живи он сейчас, он бы стал знаменем всех этих «Дождей», Акуниных и других талантливых подонков. Так вот, когда Герцен уже свалил за бугор, конечно же в Англию (кто же еще с такой любовью принимает всех наших предателей?), российская либеральная среда, в которой заводилами были Белинский, Чернышевский, (вот про Достоевского точно не знаю, он сам всегда был на мели), собрали большую сумму денег, чтобы поддержать опального товарища на чужбине. Сумму собрали очень даже не маленькую и отдали кому?... нет, не Герцену, тогда денежный перевод «иноагентам» тоже было сделать затруднительно. Деньги отдали Некрасову, чтобы он отвез их Герцену. А Некрасов просто оставил их себе. Прикольно, что это либеральное сообщество, так рьяно критиковавшее самодержавие за казнокрадство и стяжательство, либерально простило вора. Все, кроме Герцена, конечно. Тот до конца жизни ненавидел Некрасова.
Одного Некрасова вам мало?
А как вам гениальная Марина Цветаева? Правда, в отличие от ее стихов, читать ее дневники – то еще занятие. Даже удивительно, что человек, который тааак умел собирать рифмы, прозой писал совершенно безграмотно – во всех смыслах, и орфографически, и стилистически, пунктуация вообще отдельная песня для любого двоечника. А вот письма Марина Ивановна писать любила и писала их много. Ради любопытства найдите их в полном собрании ее сочинений. И вот в этих письмах она неоднократно писала, что гордится… Гордится тем, что в лихую годину революции и гражданской войны сберегла свои фамильные украшения… Внимание!!! Она сберегла свои фамильные украшения тогда, когда обоих своих дочерей сдала в сиротский приют. Вы представляете себе сиротский приют в 1918м году??? Да, она под вымышленным именем их иногда навещала, чтобы не узнали, что у девочек есть родная мать. Но сахарком угощала только одну дочь. И эта гениальная поэтесса не стеснялась написать в своем дневнике после одного такого посещения, когда работники приюта ей сказали, что 2х летняя девочка постоянно плачет от голода и холода "Ирина, которая при мне никогда не смела пикнуть. Узнаю ее гнусность!" Как вам? Про двухлетнего ребенка! Про свою дочь! «узнаю ее гнусность…»
«Мне нравится, что вы больны не мной» помните?. И еще задолго до Пугачевой (про нее сегодня не буду, и так все понимают, что она в этой компании не чужая. Кстати, и про Веру Полозкову тоже не буду))). А еще сюда же из известных песен можно вспомнить "Мой милый, что тебе я сделала" или "Мне тебя уже не надо" (ее обалденно спела Полина Огуреева). Цветаеву много лет любил Мандельштам. Так сказать «виртуально», «по удаленке». Наконец, он специально приехал к кому-то там на дачу, где в этот момент гостила и Цветаева. Люди, он до утра не смог переночевать, сбежал. И больше ничего о Цветаевой хорошего не писал. Ее много лет боготворил Пастернак, у них был роман в письмах. Наконец, он вырвался в Париж, где тогда находилась Цветаева и все… Больше он о своей любви не писал. Ни тот, ни другой после личной встречи не посвятили ей ни одного стихотворения, хотя до встречи доставляли ей такое удовольствие. Они оба были деликатными и никому не рассказали – что же такого они увидели при личной встрече, что всю их многолетнюю любовь как ластиком стерло. Только ли то, что образ, который возник, благодаря ее стихам и реальный человек это просто разные вещи?
Я так давно здесь ничего не писала, а сегодня просто не смогла молчать. Это ликование после вчерашней трансляции Верховного суда. А до этого такое же массовое возмущение. Мне кажется, что если бы какая-то никому неизвестная бабка кинула кого-то на огромные миллионы, то не было бы подобного ажиотажа. Народ, нам задолго до Некрасова и ему подобных написали «не сотвори себе кумира», а мы все шлепаем и шлепаем по этим граблям. А потом возмущаемся и даже обижаемся, потому что опять же на мозжечке записаны вот эти строки…
И, кстати, автор этих строк имел полное право на них. В отличие от Некрасова с его «Я лиру посвятил народу своему». Антон Павлович Чехов знал, про что писал. Он на всех фотографиях выглядит человеком среднего роста, хотя на самом деле был под два метра. А, поскольку он не выглядит дрыщем и каланчей, это говорит лишь об идеальных пропорциях его тела. Представьте его лицо по нынешней моде… Это про то, что должны быть прекрасны и лицо, и тело. Человек, который в тогдашней литературной табели о рангах был на самой низшей ступеньке – газетный фельетонист. Даже репортеры криминальной хроники были выше его по статусу. А вырос в одного из трех ВСЕМ МИРОМ признанного русского писателя. Не спешите на меня набрасываться, это правда, в мире из русских писателей самые почитаемые Толстой, Достоевский и Чехов. Причем, не просто писателя, а в сценариста, а это самая высшая ступенька в литературной иерархии. Знаете, почему? Писатель роман написал, гонорар получил, а следующий гонорар только или за новый роман, или за переиздание прежнего. А сценарист получал авторский гонорар за свою пьесу за КАЖДУЮ постановку в любом, даже самом завалящем театре. Если, например, МХАТ три раза в месяц дает «Чайку» и три раза в месяц «Три сестры», то Чехов получал отчисления за 6 спектаклей. А если эти шесть спектаклей идут в сотне таеатров одновременно?.. Стать великими сценаристами, а не романистами мечтали все, кто брался за перо. А Чехов на эти немаленькие денежки строил и содержал детские туберкулёзные санатории в Ялте. Туберкулез и сейчас тяжелая болезнь, трудно поддающаяся исцелению, а каково было тогда? Когда каждого ребенка нужно было не только лечить, но и поить, кормить, одевать не просто недели, но и месяцы. Представляете, какие это деньги? Да, он сам был врачом, он сам умер от туберкулеза, но в отличие от Некрасова, Чехов имел право на строки, которые мы заучивали в школе.
А теперь, дорогие мои, сравните Ларису Долину с величиной имен, о которых я сегодня упомянула… По сравнению с Некрасовым и Цветаевой мышь она серая и все. Так что…ладно, опять процитирую, все равно лучше не сказать:
«не сотвори себе кумира…»