Найти в Дзене

Рецензия на книгу Г.Г. Ершовой "Последний гений ХХ века"

«Последний гений ХХ века» – это захватывающее и глубокое литературное произведение с уникальным взглядом на жизнь и творчество выдающегося ученого Юрия Валентинович Кнорозова, советского и российского историка, лингвиста, который расшифровал загадочную письменность майя. Автор – российский историк, антрополог, эпиграфист, Галина Гавриловна Ершова, лично знавшая Ю.В. Кнорозова, собрала бесценные воспоминания об этом выдающемся ученом благодаря участию в описании жизни и творчестве Юрия Валентиновича его знакомых: племянников, университетских друзей и коллег. В книге Г.Г. Ершова пытается ответить на главный вопрос: каким был Ю.В. Кнорозов в реальной жизни без выдумок и мистификаций? Книга начинается с описания детских лет Юрия Валентиновича. Г. Г. Ершова умело реконструирует образ ученого с помощью сохранившихся рисунков маленького Юры, его стихотворений и рукописных книг, переписок между братьями. Автором представлен глубокий анализ домашнего воспитания, благодаря которому формировалась
Стоковое фото
Стоковое фото

«Последний гений ХХ века» – это захватывающее и глубокое литературное произведение с уникальным взглядом на жизнь и творчество выдающегося ученого Юрия Валентинович Кнорозова, советского и российского историка, лингвиста, который расшифровал загадочную письменность майя.

Автор – российский историк, антрополог, эпиграфист, Галина Гавриловна Ершова, лично знавшая Ю.В. Кнорозова, собрала бесценные воспоминания об этом выдающемся ученом благодаря участию в описании жизни и творчестве Юрия Валентиновича его знакомых: племянников, университетских друзей и коллег. В книге Г.Г. Ершова пытается ответить на главный вопрос: каким был Ю.В. Кнорозов в реальной жизни без выдумок и мистификаций?

Книга начинается с описания детских лет Юрия Валентиновича. Г. Г. Ершова умело реконструирует образ ученого с помощью сохранившихся рисунков маленького Юры, его стихотворений и рукописных книг, переписок между братьями. Автором представлен глубокий анализ домашнего воспитания, благодаря которому формировалась личность Ю. В. Кнорозова.

В следующей главе подробно повествует о трагических страницах жизни Ю.В. Кнорозова: несостоявшейся карьере офицера, начале Великой Отечественной войны, гибели любимой девушки при наступлении фашистов, жизни на территории немецкой оккупации, самостоятельное изучение древнеегипетского языка и многое другое.

Особое внимание в книге уделяется работе Ю.В. Кнорозова по расшифровке письменности майя. Как кабинетный ученый смог сделать то, что не могли сделать люди «выездные», археологи-лингвисты, имеющие возможность командироваться в места письменных памятников майя.

Чтобы ответить на этот вопрос, Г.Г. Ершова приводит различные воспоминания о Юрии Валентиновиче, подтверждающие то, что ученый обладал незаурядным умом и интуицией.

«Он во многом был типом этакого русского самородка-самоучки. Я не склонен думать, что он особенно интересовался теоретической лингвистикой, но его понимание соотношения диалектов майя было вполне научным» (Вячеслав Всеволодович Иванов, российский лингвист, знакомый Ю.В. Кнорозова).

«…на Кнорозове всегда чувствовалась огромность интуиции, то есть он чего-то и не знает, но знает, как бы поверх знания. При этом вот он знает какой-то ответ заранее. Другим надо долго учить это – вопрос о его лингвистике. Так он никогда ничего систематически и не учил, а знал гораздо больше, чем все. То есть степень его интуитивного проникновения у него была очень большая» (Александр Моисеевич Пятигорский, сокурсник Кнорозова в МГУ).

«Кнорозов – фигура из Петербурга Достоевского. У него странно глубоко посаженные глаза, и взгляд его выдержать невозможно. Ему трудно говорить, но то, что он говорит, всегда интересно, хотя всегда окрашено мрачноватым юмором. Манера говорить – подчеркнуто простонародная («вить», повторяет на каждом третьем слоге), а содержание мистическое, касающееся самых сложных сторон человеческой психики. Одет он всегда по-стариковски: в круглой вдавленной шляпе, полы пальто тянутся чуть не до земли – и когда он идет по Ленинграду, то возникает нечто вроде прекрасного эпизода пырьевского «Идиота»: князь Мышкин, идущий под дождем и ветром по Петербургу»( ИсаакИосифовичРевзин, лингвист, знакомый Ю.В. Кнорозова).

Исходя из огромного количества собранных переписок и воспоминаний о личности ученого,Г.Г. Ершовой удалось реконструировать образ Ю.В. Кнорозова максимально достоверно, полно и всесторонне. В книге дан глубокий анализ человека в разрезе своей эпохи, со своими трудностями, ошибками и драмами.

Одним из ярких моментов книги является описание того, как Ю.В. Кнорозову пришлось противостоять научному сообществу и преодолевать неодобрение коллег.

Г.Г. Ершова делает выводы, что Ю.В. Кнорозов «был одним из тех редких ученых, которые намного опередили свое время. А таким людям всегда и везде приходится очень тяжело. Они рождаются свободными, обладают даром переходить за горизонты и потому не вписываются в стандарты и правила «для всех» –ни в жизни, ни в творчестве».

Пятецкая М. С.