Я давно, хотя и периодами и понемногу(нет времени охватить всё, что хочется!), изучаю и пишу о барочной культуре, которую полюбила в юные годы, словно узнав в ней что-то очень близкое и дорогое, общечеловеческий идеал исчезнувшего Золотого века.
Барокко ныне мне представляется неправильно понятым историками, как некое предшествие Новому времени. Теперь-то мы знаем, что историческая датировка в наше время подверглась столь серьезной критике, и всеобъемлющей, и со стороны многих исследователей независимо, — что принимать традиционную скалигеровскую версию истории в датах уже невозможно. История реальная, а не созданная по заказу властей прошлого — была другой, а вот какой — это предмет споров и спекуляций и вариаций на тему... Барочная эпоха мне ныне представляется самодостаточной частью того человечества, до нас, о котором мы имеем смутное представление, полу-сказочное. Это была совсем другая культурная Матрица. Всё что после Барокко —кажется начатым с нуля, на голом месте, настолько несвязана наша социокультурная матрица с образом Барокко: с поэзией, с музыкой, живописью, архитектурой, литературой и философией, наукой и религией.
Возможно, это и были два разных человечества:те и мы. Не просто же так ныне пошли спекуляции на тему "нас заселили". Кто знает, как все было на самом деле, но что реальная история была очень отличной от наших учебников истории — уже не приходится в этом сомневаться.
02/04/2022,
27/12/2025
--------------------------
http://stihi.ru/2022/04/02/3584
Пишу снова о Маргарите Наваррской, и о дамах-писательницах далеких эпох
См. также папку:
Эссе и статьи о литературе Барокко
и папку :
Музыковедение. Барокко.
Собираю материалы о Русском Барокко, буду признательна любой помощи и подсказкам.
© Copyright: Зера Черкесова1, 2022
Четыре арии для испанского короля. Исцелить меланх
Если вас заинтересовала моя музыкальная критика и публицистика, то милости прошу смотреть: разрознённо в Произведениях выше без папок. И также в специальной папке :
"Статьи о музыке и музыкальная критика".
Аналогичная есть и о поэзии и вообще писателях:
"Статьи о литературе и поэтах. Литературная критика".
Может быть, почерпнёте что-то для себя. Спасибо.
Четыре арии для испанского короля. Исцелить меланхолию музыкой.
илл.:Аббатство Ирзее в Германии. Церковь эпохи Барокко. Орган.
Испанский король Филипп Пятый, герцог Анжуйский(Felipe 5)(19 декабря 1683 — 9 июля 1746) — король Испании с 1700 по 1746 (за исключением периода отречения от трона в пользу сына Луиса с 14 января по 6 сентября 1724 года), основатель испанской линии Бурбонов. Нынешний король Испании Фелипе Шестой(2019г.) - его прямой потомок. Его отец Хуан Карлос Первый, также отрекшийся в пользу сына Фелипе -возродил династию Бурбонов.
Именно Филипп Анжуйский подавил независимость Каталонии, также притязания на суверенность страны басков и пытался сблизиться с Россией.
Женат дважды женат на Марие Луизе Савойской (итал. Maria Luisa di Savoia). Затем на Изабелле Фарнезе, Елизавете Пармской (исп. Isabel de Farnesio).
Несмотря на столь насыщенную политическую деятельность и будучи в то же время набожным и примерным семьянином, он страдал нервным расстройством и меланхолией("черная желчь", меланхолия по старинным медицинским терминам).
По видимому королевские эскулапы были бессильны отвлечь короля от депрессии, а антидепрессантов в то время не было изобретено. Филипп Анжуйский призвал к себе знаменитого итальянского певца Фаринелли(Фарине;лли (итал. Farinelli), настоящее имя Карло Броски ( 1705— 1782 ) — знаменитый итальянский певец-кастрат. Голос Фаринелли, охватывающий три с половиной октавы, обладал гибкостью и техничностью, а широкий диапазон позволял исполнять как сопрановые, так и контральтовые партии. Образ Фаринелли в наши дни вошел в поп-культуру. (Вики:"Судьбе Фаринелли посвящён фильм «Фаринелли-кастрат», довольно свободно обращающийся с подлинными фактами биографии певца").
В 1737 г. Фаринелли был приглашён в Испанию в качестве личного певца короля Филиппа V — контракт не предусматривал сценических выступлений, а исключительно ежедневное пение для короля.
После смерти Филиппа Фердинанд VI в 1747 г. назначил Фаринелли руководителем королевских театров, в 1750 г. возвёл в рыцарское достоинство.
Что примечательно в этой истории? То, что меланхолия, депрессия, уныние духа можно уменьшать и купировать МУЗЫКОЙ, а часто именно вокальной, будь-то слушание хороших певцов и также собственное пение, хотя бы тихонько для себя - ни для кого открытием быть не может. Каждый знает это по себе. Легендарный Орфей исцелял своим пением. Король Испании Филипп Пятый Анжуйский пригласил Фаринелли и тот ежевечерне в течение десяти лет исполнял для короля четыре арии, "всегда одни и те же". И это при большом репертуаре певца, впервые исполнившего как сочинения своего брата, ныне забытого композитора Броски, так и Порпоры, Генделя, и других композиторов Барокко. И еще 20 с лишним опер Фаринелли поставил впоследствии будучи сам директором театров.
Так почему же король, очевидно любя музыку, раз именно это средство избрал для лечения своей неизбывной меланхолии - с целью рассеяния приступов меланхолии ограничивался целых 10 лет ежевечерним прослушиванием любимых четырех арий в исполнении любимого не только для него, певца Фаринелли?
Звукозаписи в его времена не было, слушать надо было вживую и потому певец был приглашен на постоянную ставку:придворного певца.
Возможно, король немного и общался с Фаринелли. И это тоже отвлекало от политических бурь его правления, добавивших ему причин испытывать нервные перегрузки.
Но 4 арии, всегда одни и те же...Почему? А разве мы в раннем детстве не просили рассказывать сказки, всегда одни и те же?
Есть ли принципиальное отличие в плане воздействия:слушать много музыки(вариант:фильмов, сказок, стихов) - и выбрать несколько из любимого и слушать снова и снова и снова...Капля точит камень. Депрессия - камень на сердце.
И целительные капли:любимые 4 арии(сказки, несколько стихов, любимый фильм и т.д.)Немного и хорошо-вдвойне хорошо. (Из "Карманного Оракула" испанского моралиста Бальтасара Грасиана). Избыток наоборот создает напряжение, утомляет и истощает нервную систему. Как истощает нашу нервную систему переизбыток Интернет-вала информации.
Пару лет назад я завела на компьютере папку "Барокко", куда скидывала музыку, картины, видеоролики). Затем настроила сверху в опциях:Воспроизвести все. Так можно слушать в медитативной отрешенности и не вставать чтобы "поменять пластинку". Записи вопроизводятся последовательности в папке.И каждый вечер, затемнив комнату, ложилась на диван и включала свою папку. Открывала ее всегда Фаринелли - арией Альмиры из оперы Генделя "Ринальдо" - это очень известная ария "Lascia cio pianka"(та самая из фильма о Фаринелли, который ее первым исполнил), одно из самых пленительных вокальных сочинений в истории.
Это п.1 Первая ария АРИЯ АЛЬМИРЫ ИЗ ОПЕРЫ ГЕНДЕЛЯ "РИНАЛЬДО".
п.2 Ария Альмиры из Генделя в исполнении Софьи Преображенской на русском языке. Была такая певица-меццо золотой эпохи сталинской оперы. Тогда все и всё исполнялось на русском языке, чтобы не быть непонятым народом. Высокое искусство несли в массы.
Но насколько итальянской звучит ария Альмиры по итальянски и в итальянской исполнительской манере(хотя Георг Фридрих Гендель немец. но искусство Барокко было космополитичным, есть и русская его часть) - настолько "русским" не только по тексту является исполнение С.Преображенской. Много волнения, больше чем требуется в итальянской манере, много русского, шаляпинского. Не уверена, что это следует повторить для новой папки. Хотя как знать. По своему и такое исполнение Барокко имеет право, ведь о вечном, о чувствах человеческих.
п.3 ПЕРСЕЛЛ.
"Скорбь королевы" для гобоя соч. английского барочного композитора Генри Пёрселла.
п.4 КАНОН ПАХЕЛЬБЕЛЯ.
Известное сочинение даже в поп-рок-обработках. Я писала статью о тайне гимна Александрова(Гимн СССР-РФ) в котором использована тема этого канона. Канон Пахельбеля (PWC 37, T. 337, PC 358), также известный как «Канон в ре мажоре» (нем. Kanon und Gigue in D-Dur, англ. Canon and Gigue in D major for three Violins and Basso Continuo) является самым знаменитым произведением немецкого композитора эпохи барокко Иоганна Пахельбеля. Первоначально оно было написано для трёх скрипок и генерал-баса.
Мне нравится как оригинальный концерт для струнного оркестра. так и фортепианная и др. переложения.
п.4 И.-С. БАХ.
Бах. Всё, что угодно им написанное. Например, в этой моей папке:
И.-С. Бах ария альта №17 из оратории "Страсти по Матвею".
п.5.КРИСТОФ-ВИЛЛИБАЛЬД ГЛЮК.
ария "Потерял я Эвридику" из барочной оперы К.-В. Глюка "Орфей и Эвридика".На русском языке есть запись фирмы "Мелодия" всей оперы, партия Орфея(и эта ария соотвественно) хрустальным тенором Ивана Козловского.
п.4 и п.5 в исп. непременно Кэтлин Ферьер (Kathleen Mary Ferrier), одной из самых магически воздействующих на душу контральто в истории.
п.6 АРИЯ МАРТИНИ "Plesir d amor".
Старинная ария "Plesir d amor" франц. комп. Мартини
Мое личное воспоминание дорогое мне и потому в исп. первой в истории оперной негритянской певицы Мариан Андерсон(кстати, ученицы глинкинской вокальной школы).
п.7 ИЗ "ПИКОВОЙ ДАМЫ" ЧАЙКОВСКОГО.
Мне очень нравится романс(Песенка) Графини из оперы Чайковского "Пиковая дама". Вместе с дуэтом Лизы и Полины из той же оперы - очень барочно. Романс Графини был взят Чайковским из оперы "Ричард Львиное сердце" французского барочного композитора Люлли. А дуэт Лизы и Полины"Уж вечер"- блистательная стилизация в духе русского Барокко.
п.8 КОНЦЕРТ ДЛЯ ГОБОЯ И СТРУННЫХ А.МАРЧЕЛЛО.
Концерт для гобоя и струнных ре минор — музыкальное произведение для гобоя и струнных итальянского композитора Алессандро Марчелло, написанное им в начале 18 века (опубликованное в 1717 году). Является самым известным произведением композитора. Изначально ошибочно приписывалось брату композитора Бенедетто Марчелло или Антонио Вивальди. Произведение получило известность благодаря его транскрипции для клавира Иоганном-Себастьяном Бахом (BWV 974).
Примерная длительность исполнения произведения — 10 минут.
Адажио
Наибольшую известность получила вторая часть концерта. Существуют две версии Adagio, которые исполняются сегодня: оригинальная версия Алессандро Марчелло и версия, основана на транскрипции для клавесина Иоганна Себастьяна-Баха. Различия касаются мелодической линии гобоя в
середине части и нескольких небольших гармонических фрагментов в оркестре.
Из менее известного, но не менее достойное и в своих национальных культурах широко исполняемое: Ян Дисмас Зеленка, Иозеф Мысливечек - чешские композиторы Барокко. Евстигней Фомин, Дммитрий Бортнянский - Русское Барокко.
Если вам принципиально чужда такая музыка, то переслушайте песню в исполнении Бориса Гребенщикова и группы "Аквариум" - "Город золотой", послушайте сочинения, стилизованные под барочную музыку - советского музыканта Владимира Вавилова и прочтите например мою статью:"История песни "Город золотой". Ссылку см в продолжении:
http://www.stihi.ru/2017/04/09/1064
Вавилов, да Милано или Бетховен? Город золотой
4 августа-5 октября 2019г.
http://www.stihi.ru/2016/12/17/2838
Исцеление музыкой и словом. Музыкотерапия
Еще о целительной и воспитывающей ум и улучшающей память музыке Барокко:
http://www.stihi.ru/2019/10/05/4274
Музыка Барокко помогает учить иностранные языки. Метод Лозанова
http://stihi.ru/2021/05/20/5891
Мои песни Грига. Заход солнца
Послушать по ссылке в моей рецензии- Зарой Долухановой.
https://zera-cherkesov.livejournal.com/449289.html
Опера «Митридат Евпатор», считающаяся шедевром Алессандро Скарлатти, написана в Венеции, в 1707 году. Она содержит музыку новаторского характера по сравнению с произведениями, которые Скарлатти ранее писал в Неаполе".
Конец цитаты.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
05/12/2022
13ч.07мск.
http://proza.ru/2022/10/20/160
Ч. 1 Книга Зеры Черкесовой Оперомания. 20 статей
http://stihi.ru/2022/11/28/6979
Музыка Русского Барокко. Джузеппе Сарти
http://stihi.ru/2020/08/03/7338
Музыка, преданная забвению(феномен барочной музыки)
http://stihi.ru/2020/12/15/884
Барокко. Гобойный Концерт Алессандро Марчелло
(и Переложение Адажио Баха-Марчелло для клавесина-фортепиано)
http://stihi.ru/2022/04/03/8604
И. -С. Бах, что слушать для релакса и учёбы
http://stihi.ru/2019/11/29/7608
Аве Мария Каччини-шедевр Владимира Вавилова(стилизация барочной музыки)
http://www.stihi.ru/2017/04/09/1064
Вавилов, да Милано или Бетховен? Город золотой
(с портретом композитора и гитариста и лютниста Владимира Вавилова)
http://stihi.ru/2022/10/18/8468
Рояль или клавесин? О неточностях в фильмах о 18в.
http://stihi.ru/2015/12/03/530
Эпиграммы поэтов Барокко
http://stihi.ru/2018/01/22/7616
Г. Пёрселл. Опера Королева фей. п. 1-7 Перевод
Перевод оперы Пёрселла Королева фей Акт. 1. 6
http://www.stihi.ru/2018/01/20/9146
с илл. картина Барокко. И.Боссе. Музыканты.
http://stihi.ru/2017/04/09/902
Город золотой. История знаменитой песни
http://stihi.ru/2013/11/01/4765
И-К Бах. Взгляд на портрет кисти Гейнсборо
Эта статья из моего раннего о об одном из сыновей Иогана-Себастина:Иоганне-Кристиане Бахе, популярном в своем веке, но забытом ныне композиторе и его портрете кисти моего любимого английского живописца Томаса Гейнсборо.
http://stihi.ru/2019/10/05/3821
Четыре арии для испанского короля. Исцелить меланхолию музыкой(с произведениями Барокко, которые я рекомендую для релакса и целительства музыкой).
http://stihi.ru/2014/10/05/6155
О духовной родине нашей эпохи(барочная музыка и джаз, неожиданные параллели).
http://proza.ru/2014/10/03/597
Барокко. Commedia del arte-путь возрождения Театра
http://stihi.ru/2021/04/22/7675
Рождественская музыка. Рождественские оратории