Найти в Дзене

Зима на картинах русских художников

Зима в русской живописи — не просто время года, а особое состояние мира. Это тишина и ожидание, труд и праздник, суровость и свет, спрятанный под снегом. Русские художники XIX — начала XX века снова и снова обращались к зимнему пейзажу, находя в нём пространство для размышлений о природе, человеке и течении времени. Зима на их картинах предстает во всём многообразии художественных языков и интонаций — от почти монохромной созерцательности до декоративной яркости и театральности. Для одних мастеров зима — это бескрайний пейзаж и стихия света, как у Шишкина или Поленова, где важны воздух, перспектива и ощущение пространства. Для других — эмоциональный эффект цвета и состояния, как у Куинджи, превращающего снег и закат в символ внутреннего напряжения. У Мещерского зима становится хроникой повседневного труда, у Крылова — жанровой сценой с крестьянским укладом, а у Сомова — почти сценографией, наполненной игрой, движением и культурными аллюзиями. Эти картины говорят о разном, но объединены
Оглавление

Зима в русской живописи — не просто время года, а особое состояние мира. Это тишина и ожидание, труд и праздник, суровость и свет, спрятанный под снегом. Русские художники XIX — начала XX века снова и снова обращались к зимнему пейзажу, находя в нём пространство для размышлений о природе, человеке и течении времени. Зима на их картинах предстает во всём многообразии художественных языков и интонаций — от почти монохромной созерцательности до декоративной яркости и театральности.

Для одних мастеров зима — это бескрайний пейзаж и стихия света, как у Шишкина или Поленова, где важны воздух, перспектива и ощущение пространства. Для других — эмоциональный эффект цвета и состояния, как у Куинджи, превращающего снег и закат в символ внутреннего напряжения. У Мещерского зима становится хроникой повседневного труда, у Крылова — жанровой сценой с крестьянским укладом, а у Сомова — почти сценографией, наполненной игрой, движением и культурными аллюзиями.

Эти картины говорят о разном, но объединены общим символизмом: зима как пауза, как граница между прошлым и будущим, как время тишины, в которой особенно остро слышны жизнь и человеческое присутствие. В этой статье мы собрали зимние образы русских художников из альбомов «Русский музей» и «Третьяковская галерея» серии «Великие музеи мира», чтобы проследить, как менялся взгляд на зиму — от реалистического пейзажа к образу, наполненному метафорами, настроением и культурным смыслом.

«Зимний пейзаж», Никифор Крылов

НИКИФОР СТЕПАНОВИЧ КРЫЛОВ "Зимний пейзаж (Русская зима)", 1827. Холст, масло. 54 × 63,5
НИКИФОР СТЕПАНОВИЧ КРЫЛОВ "Зимний пейзаж (Русская зима)", 1827. Холст, масло. 54 × 63,5

Крылов был первым из отечественных художников, кто изобразил русскую зиму «с ее холодною красою». Это единственный сохранившийся пейзаж мастера. На месте, указанном художником, купцы Чернятинские (Чернягины) выстроили для него теплую мастерскую и обеспечили его всем необходимым на время работы над картиной. Впоследствии Чернятинские получили благодарность от Общества поощрения художников за содействие «успехам будущих талантов».

«Зима. Ледокол», Арсений Мещерский

АРСЕНИЙ ИВАНОВИЧ МЕЩЕРСКИЙ, "Зима. Ледокол", 1878. Холст, масло; 109 × 177 см
АРСЕНИЙ ИВАНОВИЧ МЕЩЕРСКИЙ, "Зима. Ледокол", 1878. Холст, масло; 109 × 177 см

А. И. Мещерский изображает в картине вполне ординарное для русской жизни действие — заготовку глыб льда для летних ледников и погребов. Зимняя русская природа, деревья, опушенные инеем, голубоватые глыбы льда и снег выглядят на холсте словно сказочные. Несколько таинственное освещение придает пейзажу блеск и нарядность, которые не часто встретишь в повседневной жизни. Кумиром Мещерского навсегда остался швейцарский живописец А. Калам, у которого он перенял романтический взгляд на природу, будь то потоки в горах Швейцарии, дикая природа Финляндии или северные русские леса.

«Эффект заката», Архип Куинджи

АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ, "Эффект заката", 1885–1890. Бумага на холсте, масло. 39 × 53
АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ, "Эффект заката", 1885–1890. Бумага на холсте, масло. 39 × 53

В этом этюде объятые густой вечерней темью высокие деревья первого плана образуют своего рода плоские театральные «кулисы», сквозь которые открывается яркое, торжественное и острое зрелище «предстояния» природы своему дневному светилу. Особенности освещения продиктовали мастеру лаконизм формы. Блики света на верхушках заснеженных деревьев, на снегу и сугробах, на облаке вдали им трактованы как плоские кораллово-красные пятна прихотливых очертаний, контрастные как перламутрово-розовым и лиловым плоскостям снега в тени, так и рыже-коричневой живописи деревьев, погружающихся в ночь.

«Зима», Иван Шишкин

ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН "Зима", 1890. Холст, масло. 125,5 × 204
ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН "Зима", 1890. Холст, масло. 125,5 × 204

На рубеже 1880–1890-х годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего пейзажа, поставив в картине трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов в почти монохромной живописи. Художник использует выразительность линейных ритмов, силуэтов, добивается архитектонического композиционного построения, создавая монументальный собирательный образ. Картина полна эпического звучания. Шишкиным было сделано несколько вариантов этой картины и множество рисунков, которые он штудировал прямо в лесу. Художнику удалось передать скованность морозом и погруженность в тень природы, ее оцепенение от холода.

«Ранний снег», Василий Поленов

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ, "Ранний снег", 1891. Холст, масло; 48 × 85 см
ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ, "Ранний снег", 1891. Холст, масло; 48 × 85 см

В 1890 году В. Д. Поленов поселился в своем имении Бехово на Оке. Здесь он написал множество картин, в которых воплотился образ любимого им среднерусского пейзажа с уходящими к горизонту далями, мерно несущей свои воды рекой, с широкими луговинами и заводями, спускающимися к воде зарослями кустарников и лесами. Такой вид открывался из окон мастерской беховского дома. Художник писал излучину Оки в ясные летние дни, золотой осенью и когда ложился первый снег. Чуткость Поленова к жизни природы, желание запечатлеть изменчивость ее состояния в переломные моменты в полной мере проявились в Раннем снеге. Мотив свежевыпавшего снега в сочетании с еще не опавшей осенней листвой был живописно интересен художнику, и он несколько раз повторял его в разных вариантах картины.

«Зима. Сбор хвороста», Наталья Гончарова

НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА ГОНЧАРОВА, "Зима. Сбор хвороста", 1911. Холст, масло; 132,3 × 103,4 см
НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА ГОНЧАРОВА, "Зима. Сбор хвороста", 1911. Холст, масло; 132,3 × 103,4 см

Эта картина — одна из замечательных «зимних» работ крестьянского цикла Гончаровой. Сдержанная цветовая гамма, исключительно точно найденные колористические соотношения белого, серого, черного, охры и коричневого изумительно передают атмосферу, «состав воздуха» бессолнечного зимнего дня. Графические ритмы размеренного движения людей со связками хвороста «зарифмованы» с силуэтами ветвей и абрисами елей, а пространственно-пластическая «загадка» — крестьянин в белых валенках, одной ногой наступивший на стоящий вертикально ствол, — говорит о кубистической изощренности и увлечении примитивами.

«Зима. Каток», Константин Сомов

КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ СОМОВ, "Зима. Каток", 1915. Холст, масло. 49 × 58
КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ СОМОВ, "Зима. Каток", 1915. Холст, масло. 49 × 58

«Зима. Каток» — одна из классических стилизаций Сомова. Мастер подробно разрабатывает сюжет, наполняя композицию забавными группами и уделяя особое внимание деталям и аксессуарам. Картины Сомова можно рассматривать долго, наслаждаясь миниатюрным письмом, обнаруживая множество не замеченных сразу интереснейших деталей.

Больше информации о мировых шедеврах живописи, картинах и художниках — в альбомах серии «Великие музеи мира» издательства СЛОВО/SLOVO.