Если вы открыли этот текст, ожидая найти список из десяти пунктов, почему один человек по определению лучше другого из-за места рождения или разреза глаз, то мне придётся вас разочаровать. Этот заголовок - ловушка для ваших тараканов. Учебный макет бомбы, собранный на ваших ожиданиях. Он существует ровно для того, чтобы показать, как легко можно собрать в сознании конструкт «чужого» и запустить механизм его отторжения. Если бы я действительно написал такой список, это вызвало бы справедливый гнев, волну ответного негатива и бесконечную битву в комментариях о том, чьи предки были круче. Что, собственно, и является конечной целью подобной манипуляции - не установить истину, а посеять рознь.
Мы живем в многонациональном государстве. Сама постановка вопроса о том, что одна нация лучше или хуже, не просто порочна - она исторически абсурдна для России. Попробуем разобраться, почему, и этот разговор будет не о «толерантности», этом часто бессмысленном слове, а о выживании и силе того организма, который мы называем своей страной.
Историческая анестезия, или Почему «чистота крови» - путь к поражению
Давайте совершим мысленный эксперимент и представим, что мы - древние русичи XIII века. Наше главное чувство - принадлежность не к большой Руси, а к своему племени, княжеству, городу. Мы - новгородцы, суздальцы, киевляне. Эта раздробленность, это возведение локального «мы» в абсолют и стало одной из ключевых причин, по которой государство оказалось подчинено монголам. Урок был жестоким и наглядным.
Что изменилось после Куликовской битвы?
Произошло не чудо этнического преображения, а куда более важное: начало кристаллизации новой культурной матрицы. Стало ясно, что значение имеет не то, к какому племени ты принадлежишь по крови, а какую идею, какую культуру, какую судьбу ты готов отстаивать. Русские как единая политическая и культурная нация родились не из общего генофонда, а из общего выбора, общей беды и общей победы. Эта же матрица проявлялась снова и снова: в 1612 году, когда против польско-литовских интервентов поднялось ополчение, собранное из разных краев; в 1812-м, когда «великая армия» Наполеона столкнулась не с этнически однородной массой, а с единым народом; и, конечно, в 1941-1945 годах.
Великая Отечественная война - самый мощный антидот против ксенофобского нарратива. Звание Героя Советского Союза получили представители более 60 национальностей.
Летчик-истребитель Амет-Хан Султан (крымский татарин), снайпер Максим Пассар (нанаец), пулеметчик Ханпаша Нурадилов (чеченец) — их подвиг был подвигом не их этноса, а всей страны. Они защищали не «этническую родину», а общий дом, цивилизационный выбор. Когда сегодня кто-то говорит, что представители той или иной национальности «априори плохие» и им не место в России, он не просто оскорбляет память этих людей. Он совершает акт идеологической диверсии, целью которой является расщепление того самого монолита, что столетиями выковывался в горниле общих испытаний. Культивация ксенофобии и шовинизма через СМИ — это не «защита традиций», это путь к деградации и распаду нации. А именно этого и хотят те, кому не нужна сильная Россия.
Призрак в машине: чем «чужой» удобен для нашего сознания
Психологи и нейробиологи отмечают, что деление на «своих» и «чужих» укоренено в нас глубоко. Младенец уже предпочитает тех, кто говорит на языке его родителей. Это древний эволюционный механизм, помогавший выживать малым группам. Но современное общество - не племя из тридцати человек. Оно построено на культурном родственном отборе, где мы можем чувствовать глубокую связь с биологически абсолютно чужими нам людьми.
Ксенофобия - это сбой этой сложной программы.
Она подменяет культурную и гражданскую идентичность примитивной биологической. Она предлагает простой, как удар дубиной, ответ на сложные вопросы: виноваты не экономические кризисы, плохая управленческая политика или глобальные тренды, виноваты «они». Мигранты, «лица кавказской национальности», «приезжие». Это дешевый способ самоутверждения: я могу быть неудачником, но я хотя бы не «чужой». Это превращение человека в абстрактный ярлык, лишение его человеческих черт - индивидуальности, достоинства, личной истории.
Давайте будем честны:
нет никаких научных доказательств, что ум, доброта, работоспособность или жестокость жестко привязаны к национальности. Это подтверждается всем историческим опытом. Умный и добрый человек может родиться в любой точке Земли. И наоборот. Судить о человеке по его паспортной графе «национальность» - все равно что судить о качестве книги по цвету ее обложки.
Демографическая арифметика и культурная алгебра
Россия находится в сложной демографической ситуации. Государство, осознавая это, реализует масштабные программы по поддержке семей и повышению рождаемости, создавая инфраструктуру для будущего.
Но есть и другая сторона медали. Естественно, что у каждого этноса есть свои культурные и психологические особенности. Игнорировать это - глупо. В этом смысле критически важна целенаправленная и мудрая государственная политика по адаптации и интеграции. Изучение языка, истории, культуры России - не прихоть, а ключ к превращению «мигранта» в «соотечественника». Проблемы, конечно, есть: и в сфере регулирования миграции, и в бытовой нетерпимости. Но важно помнить главное: Россия - одна из немногих стран мира, где сотни лет бок о бок живут разные культуры и этносы, образуя уникальный цивилизационный организм. Национализм и ксенофобия — вирус, атакующий иммунную систему этого организма.
Обычный героизм и повседневное соседство
Мы годами живем рядом с представителями разных культур. Работаем с ними, наши дети учатся в одних школах. И если честно посмотреть на свою жизнь, конфликтов на национальной почве в ней происходит не больше, чем конфликтов с теми, кто называет себя коренными русскими. Чаще мы ссоримся из-за шума за стеной, парковочного места или разных взглядов на жизнь — то есть по универсальным человеческим причинам.
А в момент настоящей беды исчезают все ярлыки. Вспомните март 2024 года и страшную атаку на «Крокус Сити Холл». Среди хаоса и ужаса простой 15-летний парень, Ислам, не думал о том, «свой» перед ним человек или «чужой». Он, сам будучи в шоковом состоянии, помогал выводить из горящего здания десятки людей, вел их к выходу, спасал. Его поступок - не «дагестанский» или «кавказский». Он человеческий. И в этом качестве он принадлежит всей России.
Или другая история, с которой я недавно столкнулся в блогах. История врача Санджара Юнусова. В 90-е его семья, как и тысячи других русскоязычных жителей, была вынуждена уехать из Таджикистана из-за притеснений. Он приехал в Россию не за «длинным рублем», а в поисках безопасности и стабильности. Получив диплом терапевта на родине, он здесь пошел работать по специальности. А когда пришла пандемия, Санджар два с половиной года отработал в «красной зоне», в условиях, сродни военному госпиталю. За это время он выписал, спас более тысячи пациентов. Позже, анализируя опыт, он увидел корень многих проблем в образе жизни и глубоко погрузился в диетологию. Сегодня он ведет блог о здоровье для сотен тысяч подписчиков с одной целью: научить как можно больше людей жить без болезней. Его девиз - «болезнь всегда проще, дешевле и лучше предупредить, чем лечить». Разве эта история о «понаехавших»? Нет. Это история о профессионале, гражданине и человеке, который в трудную минуту встал на защиту жизни других людей, а теперь хочет улучшить качество этих жизней.
Вопросы, которые не стоит задавать вслух (но стоит подумать над ними)
- Вместо заключения я предлагаю вам несколько провокационных вопросов. Не для того, чтобы дать на них ответ в комментариях, а для того, чтобы ощутить тот внутренний механизм, который тихо жужжит в наших головах, сортируя мир на «своих» и «чужих».
- Когда вы слышите о преступлении, насколько для вас важна национальность преступника? Если он «Иван Иванов», вы считаете это бытовым преступлением, а если «Рашид/Али/Мурад» - признаком «этнической преступности»? Замечали ли вы, как СМИ часто избирательно указывают эту национальность, формируя в нашем сознании ложные связи?
- Можете ли вы вспомнить хотя бы одного известного представителя «некоренной» для вашего региона национальности, которого вы искренне уважаете (ученого, врача, артиста, спортсмена)? Что перевешивает в вашем восприятии: его личные качества или этническая принадлежность?
- Что для вас является гарантией «русскости» или «своей принадлежности»? Язык? Любовь к Пушкину и Чайковскому? Готовность защищать страну? Можете ли вы допустить, что этими же критериями могут руководствоваться и человек с иной внешностью или фамилией?
- Считаете ли вы, что уроки, подобные «Разговорам о важном», где поднимаются темы единства и многообразия, - это пропаганда или необходимое лекарство для общества, больного вирусом розни?
Ксенофобия - это не сила. Это слабость. Это страх сложного, многогранного мира и попытка загнать его в узкие, удобные для понимания клетки стереотипов. Сильная Россия - это не моноэтничное государство. Это цивилизация, доказавшая свою способность синтезировать, объединять и превращать многообразие в источник силы. Защищать нужно не мифическую «чистоту крови», а именно эту сложную, хрупкую и прекрасную способность быть едиными. Все остальное - диверсия.
МНЕ НЕ ХВАТАЕТ ТОЛЬКО ТЕБЯ. МОЙ КАНАЛ VK ВИДЕО, ГДЕ Я ГОВОРЮ РТОМ НА РАЗНЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕМЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПСИХОЛОГИИ И ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВ. ПОДПИСЫВАЙСЯ, НАСЛАЖДАЙСЯ, КОММЕНТИРУЙ.
МОЙ ТГ-КАНАЛ «ЛОВУШКА ДЛЯ ТАРАКАНОВ», ГДЕ ТЫ НАЙДЕШЬ ТЕКСТЫ БЕЗ ЦЕНЗУРЫ, ПО-НАСТОЯЩЕМУ УМНЫЙ И ИНТЕРЕСНЫЙ КОНТЕНТ. В ТГ ВСЕМ ЛИЧНО ОТВЕЧАЮ.