Найти в Дзене
Smart курсы ЕГЭ

От цифровой зависимости к успеху на экзаменах

Артём, ученик 11 класса, совсем не готовился к экзаменам (ЕГЭ). Его учебники просто пылились на полке, а вот телефон он выпускал из рук очень редко. Соцсети с кучей видео и приколов были для него гораздо интереснее, чем уроки истории или литературы. Такая проблема была не только у Артёма, но и у многих его друзей – вроде взрослые уже, а никак не могут оторваться от телефона. Каждое утро Артём начинал с телефона. Вместо того чтобы собираться в школу, он проверял лайки, смотрел ленту TikTok и переписывался в чатах. Так пять минут быстро превращались в час. Весь день проходил так же. Учебники лежали, а Артём только листался по соцсетям и слушал музыку. Вечером он открывал учебник, обещал себе час позаниматься историей, но стоило другу написать, как все планы тут же забывались. Переписка, смешные видео – и вот уже прошел час. Артём чувствовал себя виноватым, но ничего не менялось. Родители его ругали, а учителя говорили, что так он не сдаст экзамены. На пробном экзамене по русскому языку

Артём, ученик 11 класса, совсем не готовился к экзаменам (ЕГЭ). Его учебники просто пылились на полке, а вот телефон он выпускал из рук очень редко. Соцсети с кучей видео и приколов были для него гораздо интереснее, чем уроки истории или литературы. Такая проблема была не только у Артёма, но и у многих его друзей – вроде взрослые уже, а никак не могут оторваться от телефона.

Каждое утро Артём начинал с телефона. Вместо того чтобы собираться в школу, он проверял лайки, смотрел ленту TikTok и переписывался в чатах. Так пять минут быстро превращались в час. Весь день проходил так же. Учебники лежали, а Артём только листался по соцсетям и слушал музыку. Вечером он открывал учебник, обещал себе час позаниматься историей, но стоило другу написать, как все планы тут же забывались. Переписка, смешные видео – и вот уже прошел час. Артём чувствовал себя виноватым, но ничего не менялось. Родители его ругали, а учителя говорили, что так он не сдаст экзамены.

На пробном экзамене по русскому языку Артём получил очень плохую оценку. Дома был серьезный разговор. Папа предложил самое простое решение: забрать телефон до самых экзаменов. Так обычно говорят всем подросткам. Но Артём, к удивлению мамы и папы, не стал спорить. Он просто посмотрел на свой телефон, потом на отца и спокойно спросил: "А это что-то даст?"

Но он не отдал телефон. Вместо этого Артём установил приложение, которое показывает, сколько времени он проводит в телефоне. И он не просто смотрел на цифры, а начал записывать свои мысли и чувства. Что он смотрел в соцсетях, с кем болтал, какое у него было настроение до того, как он взял телефон, и после. Он стал вести что-то вроде "дневника своей зависимости от телефона". Это было необычно. Вместо того чтобы просто заставлять себя учиться или злиться на родителей, он решил изучить себя и понять, почему он так зависит от телефона.

Вскоре он понял очень интересную вещь: он часто заходил в соцсети не потому, что было скучно, а потому что ему было тревожно. Он боялся экзаменов, не был уверен в своих знаниях. Соцсети были для него как лекарство, которое только снимает боль, но не лечит саму болезнь. Самое удивительное, что когда он видел, сколько времени тратит, и понимал, почему он это делает, ему уже не так сильно хотелось постоянно листать ленту. Желание не пропало совсем, но у него появился выбор – продолжать сидеть в телефоне или отложить его.

Эта история заставляет задуматься: может быть, сами соцсети не такие уж и плохие, а проблема в том, что мы не понимаем, почему так сильно к ним привязаны? И что тогда лучше работает: просто запрещать телефон или учиться осознанно пользоваться этим новым, таким заманчивым миром?