Георгий Юматов стал для зрителей олицетворением силы, чести и верности - тех качеств, что он с таким достоинством воплощал на экране. Но его главной ролью была жизнь сама. В ней он оставался таким же настоящим и бесстрашным, какими играл своих героев.
Идеальным воплощением этого образа навсегда остался командир Алексей Трофимов из легендарных "Офицеров". Фраза "Есть такая профессия - Родину защищать" стала не только девизом его персонажа, но и личным кодексом Юматова. Ведь мало кто знает, что актер, принесший эту истину в каждый дом, сам прошел суровыми фронтовыми дорогами. Он не мечтал о сцене - в юности его манило море, и он стал военным моряком.
Детство, которое закалило характер
Родившись в Москве в 1926 году, Жора (как его звали в семье) рос активным и неусидчивым мальчишкой. Учеба давалась с трудом, загорались его глаза только на спортивных соревнованиях - боксе и атлетике. Переломный момент наступил, когда он узнал: в мореходку двоечников не берут. С этого дня он взялся за учебники с железной дисциплиной будущего солдата.
Война: школа отваги
В 1941 году он поступил в военно-морскую школу, а в 1943-м, узнав о тяжелом ранении брата, рвался на фронт. Так Юматов оказался сигнальщиком на торпедном катере "Отважный". Эта работа - "глаза и уши командира" — требовала недюжинной выносливости и хладнокровия под огнем. "Даже когда от пуль и снарядов не было спасения, стоя на мостике, ты должен все видеть, - вспоминал он.
Война не щадила его: ранения, контузия, обмороженные руки. Дважды он тонул. Но судьба, казалось, берегла его для чего-то важного. Однажды его спасла… любовь к животным. Подобрав на берегу голодного щенка, Юматов выходил его и привязался всем сердцем. Когда проверяющий выбросил собаку за борт, Георгий, ударил его и не раздумывая, прыгнул вслед. Этот поступок едва не привел его под трибунал, но капитан сумел защитить его.
А пес, выросший в верного друга, вскоре ответил спас своего хозяина. Во время боя он неожиданно прыгнул в воду. Георгий бросился спасать его. В ту же секунду в их катер попал снаряд. Практически весь экипаж погиб на месте, а тех, кто выжил, спас Георгий. Так собака, которую он вырастил и делился своим пайком, подарила ему жизнь.
Дорогами победы
Юматов прошел через ад "Малой земли", штурмовал Измаил, брал Бухарест и Будапешт, участвовал в легендарной рукопашной за Имперский мост в Вене.
За этот штурм он будет награжден уникальной матросской медалью Ушакова на цепях. Ее давали морякам только за "личный подвиг". Медали номерные. У Юматова № 6.
Но, как и многие настоящие фронтовики, о войне он говорить не любил. Слишком дорогой ценой была оплачена та Победа, которую он потом с такой убедительностью и скрытой болью показывал в кино.
Случайная встреча, изменившая все
Летом 1945-го девятнадцатилетний Георгий Юматов вернулся в Москву. Он не строил грандиозных планов - был счастлив уже тому, что жив, здоров и дома его ждали родители и брат. Мечтал остаться на флоте, но судьба, бережно хранившая его на войне, приготовила неожиданный поворот.
Однажды Георгий с другом зашли в Дом кино. После сеанса в буфете его, высокого, плечистого парня в бескозырке, заметил сам Григорий Александров - мэтр советского кино. Режиссер пригласил матроса к своему столику, а потом - и на съемочную площадку фильма "Весна". Так, без всякого актерского образования, Юматов оказался в мире кино. Александров же привел его во ВГИК, а затем и в Театр-студию киноактера.
Первые роли и главная встреча
Талантливого новичка быстро заметили. Сперва он блистал в спектакле "Дети Ванюшина", а затем его пригласил в свою "Молодую гвардию" Сергей Герасимов. Роль Анатолия Попова была не главной, но яркой. А на съемках случилось судьбоносное: Георгий встретил Музу Крепкогорскую, сыгравшую предательницу Лазаренко.
Муза: загадка с ямочками на щеках
Она была загадкой. На два года старше, из интеллигентной семьи: отец - бывший аккомпаниатор Шаляпина, мать - из дворян. Трагедия 1937 года (отец, не выдержав страха ареста, покончил с собой) наложила на Музу отпечаток. Мать баловала дочь, пережившую шок, и та привыкла добиваться своего. За внешностью "очаровательной простушки" скрывался резкий, суровый характер. Но Юматова покорили ее звонкий смех, ямочки и светлые кудри - в ней он увидел хрупкость, нуждающуюся в защите.
Свадьба и стремительный взлет
2 декабря 1947 года они сыграли пышную свадьбу. Георгий мог себе это позволить - его карьера стремительно развивалась. Режиссеры один за другим предлагали ему роли. И почти всегда - роли простых, душевных, отважных парней в военной форме. Так сложилось его уникальное амплуа: Юматову довелось "повоевать" едва ли не во всех конфликтах, которые знала история - от Русско-турецкой войны до схваток с басмачами и белыми офицерами. Он стал "своим парнем" для армии всех эпох, воплощением народной отваги и доблести на экране.
Творческая карьера: от первых ролей до легендарного офицера
Георгий Юматов оставил после себя богатейшую фильмографию - более 80 ролей, каждая из которых стала штрихом к портрету целого поколения. Его путь в кино - это путь от эпизодов к классике, от ролей "просто парней" к созданию национального символа.
Первые шаги и становление:
- «Молодая гвардия» (1947): Первая серьезная работа - подпольщик Анатолий Попов в шедевре Сергея Герасимова. Фильм стал школой не только мастерства, но и знакомства с будущей женой.
- "Адмирал Ушаков" (1953): Здесь Юматов примерил на себя мундир морского офицера Виктора Ермолова, вложив в роль личную тоску по флоту и понимание воинского долга.
- "Вихри враждебные" (1953): Яркая и драматичная роль бывшего беспризорника Баландина. Интересный факт: сцены встречи его героя со Сталиным были полностью вырезаны из фильма в 1956 году, что стало приметой сложной эпохи.
Всесоюзная слава
- "Разные судьбы" (1956): Фильм стал культурным явлением, собрав у экранов более 30 миллионов зрителей. Юматов и его партнеры проснулись настоящими звездами, а его герой - честный рабочий парень - стал героем своего времени.
- "Жестокость" (1959): Одной из самых сильных драматических работ актера стал комсомолец Малышев в суровом вестерне о борьбе с бандитизмом в Сибири. Эта роль показала, что за внешней простотой Юматова скрывается мощный, сдержанный темперамент.
Роль судьбы: "Офицеры"
Вершиной, навсегда вписавшей его имя в историю, стала роль комбрига Алексея Трофимова в фильме "Офицеры" (1971). Это была роль-итог, собравшая воедино весь его жизненный и актерский опыт: стать, выправку фронтовика и глубочайшую человечность.В 1971 году фильм посмотрели 53,4 миллиона человек.
- Кастинг: Изначально молодого Трофимова должен был играть другой актер, но режиссёры Владимир Роговой и Рафаил Холоденко оставили Юматова. Пятидесятилетнему актеру с помощью сложного грима пришлось "молодеть" на двадцать лет, чтобы сыграть юного командира эпохи Гражданской войны.
- Символ эпохи: Фильм и его герой стали воплощением кодекса чести, верности и долга. Фраза "Есть такая профессия - Родину защищать", произнесенная его персонажем, вышла далеко за рамки кино и стала народной мудростью.
- Личное признание: Сам Юматов говорил об этой работе с особым чувством: "Для меня Алексей Трофимов - мой генерал. Я бы пошел за ним куда угодно". В этой роли он не просто играл - он жил, отдавая ей часть своей собственной офицерской души.
Личная жизнь: великая и трагическая любовь
Союз Георгия Юматова и Музы Крепкогорской - это легенда советского кино, история красивейшей, но невероятно трудной любви. Их брак длился 43 года и стал полем битвы между страстью, гордостью и глубокой привязанностью, выдержав испытания, которые не каждому браку под силу.
Тень зависти и "испорченная" карьера
Внутри этого прочного союза зрела драма. Муза всю жизнь переживала, что ее актерский путь был "сломан" ролью предательницы Лазаренко в "Молодой гвардии". Она была убеждена, что эта работа навеки закрепила за ней амплуа отрицательной героини, закрыв путь к главным ролям. В ее глазах Георгий был менее талантливым, но невероятно везучим баловнем судьбы. Многие ее последующие роли в фильмах были результатом прямого условия Юматова: "Берете меня - берите и мою жену". Ему не могли отказать.
Две вселенные под одной крышей
Их миры были кардинально разными.
- Ее мир: Муза, с ее дворянскими корнями (мать - из дворян, отец - аккомпаниатор Шаляпина), стремилась окружить себя роскошью, которой была лишена в детстве после трагической гибели отца. Она с азартом "охотилась" за антикварной мебелью, золотом и дефицитными нарядами, превратив дом в выставку достижений.
- Его мир: Георгий, выросший в простой семье и прошедший войну, был человеком иных ценностей. Он терпел ее высокомерие по отношению к нему и его "простоватым" родственникам, выполнял самые "неудобные" поручения. Известно, что Муза, любившая шокировать гостей изобильным столом, постоянно отправляла мужа "доставать" деликатесы из-под прилавка. Для фронтовика такие просьбы были унизительны, но он не мог ей отказать. Он ее обожал.
Роковое несчастье
Главной трагедией их брака стало отсутствие детей, о которых Георгий страстно мечтал. Муза, одержимая карьерой, в молодости сделала несколько абортов, боясь, что беременность помешает получить "ту самую" роль. Позже, когда стало ясно, что большие роли к ней не придут, время было упущено. Эта невосполнимая потеря стала незаживающей раной для Юматова и, вероятно, одной из причин его тяжелой болезни.
Болезнь как следствие
К 1970-м годам Георгий Юматов стал сильно и безнадежно пить. Многие в кинематографических кругах видели причину в этом несчастливом браке, в постоянном чувстве нереализованности и домашнем напряжении. Зависимость стоила ему не только здоровья, но и ролей. Самая знаменитая "потерянная" роль которая снова могла стать звездной - красноармеец Сухов в фильме "Белое солнце пустыни". Режиссер Владимир Мотыль изначально рассматривал Юматова как идеального кандидата, но из-за проблем с алкоголем и нестабильного поведения был вынужден отказаться от этой идеи, отдав роль Анатолию Кузнецову.
Трагедия: выстрел, который прозвучал слишком поздно
Георгий Юматов обожал собак всей душой, относясь к ним как к самым близким существам. В его доме всегда жили псы, часто не по два или три. Бездомную дворнягу он мог пригреть, а того, кто обижал животное - остановить и наказать. Эта всепоглощающая любовь и стала роковым спусковым крючком в истории, оборвавшей его мирную жизнь.
Роковой вечер
В начале марта 1994 года случилось непоправимое. СМИ вышли с шокирующими заголовками: "Актер Георгий Юматов застрелил дворника из ружья". Но за сухими строчками скрывалась история человеческого горя и последней черты.
У Юматова умерла любимая собака Фрося - верная подруга, прожившая с ним 16 лет. Обессиленный горем и болезнями, он не мог сам похоронить ее и попросил помощи у дворника Захида Мадатова. После тяжелой работы, движимый тоской и душевной болью, актер пригласил мужчину в квартиру помянуть питомицу.
За столом, после выпивки, Мадатов начал с кощунственных слов о собаке ("надо было просто выбросить на помойку"), а затем перешел к святому для фронтовика - памяти павших товарищей и самой Победе. Фраза "Если бы не вы, мы бы сейчас в Берлине под немцами хорошо жили. - прозвучала как последнее, самое страшное оскорбление. Этого Юматов, прошедший ад войны, стерпеть не мог. На шум прибежала Муза Алексеевна, пытаясь образумить мужчин. В ответ дворник ударил ее.
В ярости Мадатов схватил нож и метнул его в Юматова и рассек ему голову. Истекая кровью, видя угрозу для жизни жены и себя, Георгий Александрович в отчаянии сорвал со стены охотничье ружье. Раздался выстрел. А затем, взяв телефон, актер набрал номер милиции и произнес: "Я убил человека. Судите меня".
Суд и наказание
Юматов был арестован и провел два месяца в тюрьме. Его друзья во главе с Василием Лановым и сценаристом Виктором Мережко - немедленно бросились на помощь, наняв лучшего адвоката.
"Он фактически оговорил себя, - говорил Лановой. - Следовало доказать: он не угрожал оружием, а оборонялся. С одной стороны - ружье, с другой - нож в руках, и этот нож уже поработал на теле Жоры".
Адвокатам удалось доказать состояние аффекта и необходимую оборону. Юматова выпустили под подписку о невыезде, а в 1995 году, как фронтовик, он попал под амнистию к 50-летию Победы - дело было прекращено.
Последние годы: тюрьма одиночества
Оправдание по закону не принесло прощения самому себе. Юматов был сломлен. Ему казалось, что на него показывают пальцем, шепчутся за спиной "убийца". Он превратился в затворника, выходя из дома лишь для того, чтобы выгулять новых собак. Даже в церкви, куда он начал ходить, не находил утешения - груз вины был неподъемным.
Георгий Александрович Юматов скончался 4 октября 1997 года от разрыва брюшной аорты, прямо на руках у жены. Врачи, вызванные Музой Алексеевной, были бессильны. Она пережила его всего на полтора года, не сумев представить жизни без человека, который был ее вечной любовью, болью и судьбой.