Найти в Дзене
TroyTest

Вся правда об утильсборе, которую не расскажет Денис Мантуров

Писать про российский автомобильный рынок, все равно, что рассказывать историю пребывания человека в коме. Несмотря на победные реляции «врачей» из правительства, он продолжает тихонько загибаться. Каждый божий день из всех утюгов, керосиновых ламп, плюшевых игрушек и любых других предметов слышно о том, что во-вот и он пойдет в рост. Да такой, что не то, что США, Китай вздрогнет. Но, судя по статистике, не идёт, собака такая. Ассоциация европейского бизнеса на этом фоне даже статистику публиковать перестала. Отделывается пресс-релизами, которые писали просто, чтобы они были. Вот, например, последний релиз, в котором председатель Комитета автопроизводителей, Алексей Калицев заявил следующее: «Хотя уже абсолютно очевидно, что результаты года существенно превзойдут прогнозы и будут выше 1,3 млн, начало следующего года вызывает опасения. С учётом роста НДС, утильсбора и изменения требований ЦБ к заёмщикам в части подтверждения дохода (снижение доли одобрений кредитов), утилизационного сбо

Писать про российский автомобильный рынок, все равно, что рассказывать историю пребывания человека в коме. Несмотря на победные реляции «врачей» из правительства, он продолжает тихонько загибаться. Каждый божий день из всех утюгов, керосиновых ламп, плюшевых игрушек и любых других предметов слышно о том, что во-вот и он пойдет в рост. Да такой, что не то, что США, Китай вздрогнет. Но, судя по статистике, не идёт, собака такая. Ассоциация европейского бизнеса на этом фоне даже статистику публиковать перестала. Отделывается пресс-релизами, которые писали просто, чтобы они были.

Алексей Калицев, председатель Комитета автопроизводителей (фото ЯндексКартинки)
Алексей Калицев, председатель Комитета автопроизводителей (фото ЯндексКартинки)

Вот, например, последний релиз, в котором председатель Комитета автопроизводителей, Алексей Калицев заявил следующее: «Хотя уже абсолютно очевидно, что результаты года существенно превзойдут прогнозы и будут выше 1,3 млн, начало следующего года вызывает опасения. С учётом роста НДС, утильсбора и изменения требований ЦБ к заёмщикам в части подтверждения дохода (снижение доли одобрений кредитов), утилизационного сбора и сохраняющейся высокой ключевой ставки Центрального банка будет продолжена корректировка ценовой политики компаний, что усложнит принятие решения покупателями в пользу приобретения нового автомобиля».

Ну, вообще-то тем же AEB в январе нынешнего года продажи новых автомобилей прогнозировались на уровне 1,4 млн. Если верить «Автостату», то за 11 месяцев продано 1,189 млн машин. И, если учесть, что в течение 2025 года месяц продавалось в среднем 100 – 120 тыс. новых автомобилей, то тут за радость будет до 1,3 млн добраться, а отметка 1,4 млн видится такой же недостижимой, как Луна для астронома 15-го века.

В чём проблема? Да, в принципе, понятно. Денег у населения нет, машины подорожали так, что без содрогания не подойдёшь, банки взвинтили ставки, да ещё и контроль за выдачей такой, что большинству автокредит не дадут. Но главная беда – это утильсбор. На минимальную ставку вы можете рассчитывать только, если сами некой организации заказали автомобиль для себя любимого. При условии, что его мотор не мощнее 160 л.с. Тогда вы за утильсбор заплатите 3400 рублей за машину до трёх лет и 5400, если она старше. Во всех остальных случаях заплатите от 500 тыс. и более.

Но это пока. С 1 декабря физлица за машину с мотором мощностью 200 л.с. будут платить 800 тыс. рублей. И опять же это не всё, поскольку в 2026 ставки поднимут. И машины станут ещё более недоступными.

Первый вице-премьер Денис Мантуров (фото ЯндексКартинки)
Первый вице-премьер Денис Мантуров (фото ЯндексКартинки)

Тут, пожалуй, уместно привести недавнее высказывание первого вице-премьера России Дениса Мантурова, в котором он заявил, что «у нас нет цели «закрыть» рынок, чтобы наши производители жили в условиях отсутствия конкуренции — понятно, что это затормозит их собственное развитие». Заодно чиновник напомнил, что «такой подход реализуется уже много лет, обеспечивая доступ к самым массовым и востребованным у граждан зарубежным моделям».

Глядя на статистику, позволю себе усомниться в словах вице-премьера. Более того, могу привести элементарный пример даже не из импортного, а из отечественного автопрома. Возьмём цену Lada Vesta седан в 2020 году. Разгар ковида. Цены на автомобиль, созданный в Тольятти еще в эпоху президента «АвтоВАЗа» Бу Инге Андерсона, составляли от 636 900 до 946 900 рублей. Доступно? Вполне. Кредиты вполне лояльные, много программ и предложений. Истинно народная Lada Granta седан стоила от 460 900 до 650 800 рублей. Ещё лучше, хотя и не так престижно.

А что сейчас? Vesta стоит От 1,24 млн рублей. Рост почти в два раза! Но, если посмотрите прайс внимательнее, то обнаружите звёздочку. Знаменитым мелким шрифтом написано, что предложение действует при покупке в кредит по программам Трейд-ин или Лада Финанс и действительно лишь до 31.12.2025. А потом выше. Так что реальная цена «Весты» в автосалонах – полтора миллиона. И это опять же до наступления Нового года, а там под бой курантов, шампанское и чёрную икру в синей высотке новые цены напишут.

продолжение на сайте TroyTest.ru