Найти в Дзене

«На живого хоть наорать можно»: роботы-курьеры в Казани застревают в снегу и опаздывают к клиентам

Как только в Казани выпал снег, роботы-курьеры от «Яндекса» начали застревать на улицах. Одни горожане сочувствуют этим беспомощным перед стихией пластиковым помощникам, другие смеются над их создателями, а третьи уже злятся на роботов, которые задерживают доставку их заказов. Тем временем живые курьеры радуются: «Мы же говорили, что так и будет». Осенью «Яндекс» объявил о планах запустить роботов-курьеров в Казани к 2026 году. К 2027 году компания намерена, чтобы каждый десятый заказ, сделанный в «Яндексе» в Казани, доставлялся без участия человека. Однако горожане сразу отнеслись к затее с некоторой долей скепсиса. Дескать, одно дело — Иннополис, где на улицах ни машин, ни людей, и для роботов раздолье, и другое — Казань, тем более зимняя. В «Яндексе» на это заверили, что «роботы-доставщики рассчитаны на круглогодичную работу в любую погоду. У них шесть ведущих колес и подвеска, которые обеспечивают устойчивость и проходимость, а зимой роботы переходят на специально разработанную рез
Оглавление

Как только в Казани выпал снег, роботы-курьеры от «Яндекса» начали застревать на улицах. Одни горожане сочувствуют этим беспомощным перед стихией пластиковым помощникам, другие смеются над их создателями, а третьи уже злятся на роботов, которые задерживают доставку их заказов. Тем временем живые курьеры радуются: «Мы же говорили, что так и будет».

Фото: Евгения Черноусова, «РТ»
Фото: Евгения Черноусова, «РТ»

ПЕРВЫЕ ПОШЛИ

Осенью «Яндекс» объявил о планах запустить роботов-курьеров в Казани к 2026 году. К 2027 году компания намерена, чтобы каждый десятый заказ, сделанный в «Яндексе» в Казани, доставлялся без участия человека.

Однако горожане сразу отнеслись к затее с некоторой долей скепсиса. Дескать, одно дело — Иннополис, где на улицах ни машин, ни людей, и для роботов раздолье, и другое — Казань, тем более зимняя.

В «Яндексе» на это заверили, что «роботы-доставщики рассчитаны на круглогодичную работу в любую погоду. У них шесть ведущих колес и подвеска, которые обеспечивают устойчивость и проходимость, а зимой роботы переходят на специально разработанную резину с более глубоким протектором, что позволяет преодолевать снежную кашу…».

Так или иначе, роботы-доставщики появились на улицах города даже раньше заявленного срока – в декабре. В мэрии Казани радостно подхватили инициативу «Яндекса», определив в центре города локации для передвижения механических доставщиков. Первые роботы-курьеры покатили по улицам Назарбаева, Бутлерова, Салимжанова, Тихомирнова, Айдинова, Пушкина…

Фото: Дина Ётова/Создано ИИ/ТАСС
Фото: Дина Ётова/Создано ИИ/ТАСС

Но стоило пойти снегу, как идиллическая картина, на которой высокотехнологичный помощник уверенно прокладывает себе путь сквозь метель, доставляя горячий обед или важную посылку точно в срок, разбилась о суровую реальность. Вместо триумфального шествия роботов-курьеров по улицам горожане стали наблюдать, как электронные стеклопластиковые машинки беспомощно вязнут в снегу и нуждаются в помощи самого обычного мужика с лопатой. «Доставщики-сугробозастревальщики», – начал упражняться народ в сочинении мемов.

«ОНИ КАК ДЕТИ, МНЕ ИХ ЖАЛКО»

Флорист цветочного салона на улице Назарбаева Алина периодически видит из окна на своем рабочем месте роботов, попавших в трудную жизненную ситуацию, и очень их жалеет.

– Они такие милые, аккуратные, светятся огоньками, стараются. Конечно, когда снег, им тяжело. Когда я вижу, как один из них застрял и тихонько мигает, будто просит помощи, мне их так жалко! Не знаю почему, но мне кажется, что это живые существа, – призналась девушка корреспонденту «РТ». – Они как дети, которых выпустили в большой мир, а он оказался сложнее, чем написано в инструкции. Я считаю, нужно не смеяться, а помочь им адаптироваться: хорошенько чистить пути, может, шины другие поставить. Пусть роботов на улицах становится больше, но они будут умнее и подготовленнее к нашей зиме.

58-летний водитель грузовика Владимир, пару раз видевший на пешеходных переходах маленьких доставщиков, считает, что запускать такие «игрушки» в городе зимой изначально было не самой лучшей идеей.

– Ну конечно, он на первом же сугробе сядет, умора, честное слово! И главное, непонятно: у нас в России, в Казани, снег зимой – это сюрприз что ли? Человек-курьер хотя бы сам из заноса выберется, тропку протопчет, потому что у него смекалка есть! А этот робот упрется в снежный барьер и будет ждать, пока его спасут. Получается, вместо того, чтобы облегчить людям жизнь, создали еще одну проблему, которую нужно решать человеку. Технологии – это хорошо, но сначала надо головой думать, – вынес вердикт водитель.

ЕДА ЗАСТРЯЛА НА ПЕРЕКРЕСТКЕ

Ангелина, которая живет на улице Салимжанова и часто пользуется услугами «Яндекс. Доставки», уже вошла в число тех счастливчиков, которым привез заказ робот. Причем в отличие от Москвы в Казани клиенту пока не предоставляют выбор, какого курьера к нему направить – живого или механического, а просто оповещают по факту: заказ доставит робот. Как выяснилось, первые впечатления от новинки у заказчицы не очень радужные.

– Нет, они, конечно, симпатичные, но ведь они нужны не для того, чтобы ими любоваться! Я взрослый человек, у меня свои дела, я хочу, чтобы мне всё доставили быстро и без проблем. Вечно с этими доставками проблемы: то опоздает, то заказ перепутают. Когда появились роботы, я была воодушевлена, думала, наконец-то будет точность и пунктуальность. Но рано радовалась. Отслеживала этого киборга на карте и в режиме реального времени видела, как моя еда полчаса простояла где-то у перекрестка. То ли он в сугробе застрял, то ли не справился с преодолением бордюра. Ну такой себе прогресс, живому курьеру хотя бы можно позвонить и наорать на него, – привела неоспоримый довод недовольная Ангелина.

«ПОСМОТРИМ, ЧТО БУДЕТ В ПРАЗДНИКИ»

Один из живых курьеров «Яндекса», Марсель, который изначально был настроен весьма критически по отношению к роботам, призванных, по мнению курьеров, лишить их зарплаты, сейчас радостно потирает руки. Молодой человек уверен, что, когда роботы начнут ездить уже не только по центру, а по всей Казани и начнут тут и там застревать в ямах, сугробах и лужах, количество недовольных клиентов вырастет в разы.

Фото: Юлия Бидун / «РТ»
Фото: Юлия Бидун / «РТ»

– Пока что 1:0 в пользу человека. Понятно, что на нас хотят сэкономить, особенно зимой, когда тариф повышается из-за погодных условий. Ну-ну, посмотрим, что будет в праздники, когда дороги вообще не чистят, и люди будут ждать свои заказы по несколько часов, – смеется Марсель.

«РТ» обратилась в пресс-службу «Яндекса» с вопросом, как в компании оценивают первые результаты работы роботов-курьеров в Казани. Ответа на момент публикации мы не получили.

Больше новостей на сайте «Республика Татарстан»