Найти в Дзене

Как и когда были созданы колеи в камне на Мальте?

Я уже поднимал тему про колеи в камне на своем канале в материале: Кто создал колеи в камне по всему миру? Там были даны ответы на многие вопросы. Сегодня продолжение. И речь пойдет о Мальте, которая наиболее известна своими многочисленными «колеями от телег» и сложной сетью высеченных в камне следов. Глубина колеи достигает 60 сантиметров (24 дюйма), а среднее расстояние между ними составляет от 110 до 140 см (43 до 55 дюймов). Некоторые из них пересекаются, а другие образуют разветвления, создавая иллюзию большого железнодорожного депо. В некоторых местах на Мальте, например, в бухте Святого Георгия на острове Бирзеббуджа, следы уходят в море и продолжаются под водой. Многие ученые заявляют, что подобным следам не один десяток тысяч лет. Но это смешно! Посмотрите, как некоторые руины средневековых построек (порты, крепости и церкви) 14-16 века, сегодня находятся буквально под водой в Каспийском, Черном и Средиземных морях. В 16 веке целый прибрежный город в Англии оказался под водой.

Я уже поднимал тему про колеи в камне на своем канале в материале: Кто создал колеи в камне по всему миру? Там были даны ответы на многие вопросы. Сегодня продолжение. И речь пойдет о Мальте, которая наиболее известна своими многочисленными «колеями от телег» и сложной сетью высеченных в камне следов.

-2

Глубина колеи достигает 60 сантиметров (24 дюйма), а среднее расстояние между ними составляет от 110 до 140 см (43 до 55 дюймов). Некоторые из них пересекаются, а другие образуют разветвления, создавая иллюзию большого железнодорожного депо.

-3

В некоторых местах на Мальте, например, в бухте Святого Георгия на острове Бирзеббуджа, следы уходят в море и продолжаются под водой. Многие ученые заявляют, что подобным следам не один десяток тысяч лет. Но это смешно!

-4

Посмотрите, как некоторые руины средневековых построек (порты, крепости и церкви) 14-16 века, сегодня находятся буквально под водой в Каспийском, Черном и Средиземных морях. В 16 веке целый прибрежный город в Англии оказался под водой. Я рассказывал об этом на канале. А ученые все про какие-то десятки тысяч лет нам байки рассказывают.

Так что, колеи в камне могли оказаться под водой не так уж и давно каких-то 500 лет назад.

Так как образовались эти колеи на Мальте?

Это следы неизвестной техники исчезнувшей цивилизации или следы от обычных телег, которые перемещали камень из каменоломни к строительным площадкам или к воде, где камни перекладывали на лодки и доставляли к дальним объектам по воде?

Но, похоже, в этой долгом споре уже давно поставлена окончательная точка!

Дерек Моттерсхед
Дерек Моттерсхед

Команда профессора Дерека Моттерсхеда из Портсмутского университета построила конструкцию грузовой тележки, соответствующую полевым данным, оценила ее вес и рассчитала возникающие напряжения. Они обнаружили, что во многих местах Мальты каменистая порода (известняк) под ногами, настолько мягкая, что после дождя один проезд груженой тележки может оставить глубокие колеи в камне.

Профессор показывает на какую глубину от воды размягчается камень
Профессор показывает на какую глубину от воды размягчается камень

Профессор Моттерсхед заявил: «Колеи изучались и обсуждались на протяжении веков, и хотя очевидно, что они точно связаны с транспортными средствами, никто не понимал, как они образовались и даже когда. Мы решили методом обратного проектирования спроектировать телегу так, чтобы она соответствовала колеям, а затем рассчитать нагрузки, которые она бы создавала. Известняк мог выдерживать колеса телеги в сухую погоду, но после сильного дождя он разрушался прямо у нас на глазах и оставлял глубокие колеи».

«В одном из районов, известном в округе как Клэпхэм-Джанкшен из-за многочисленных колеи, порода была настолько мягкой, что превращалось буквально в тесто и оставляла глубокие колеи после проезда даже всего одной незагруженной телеги. И эти современные экспериментальные колеи оказались идентичные тем, которые многие специалисты считают очень древними. Кстати, мы изучили время образования почти всех следов в камне на Мальте, и многие из них не выходили за средневековье, но были и те, что нами датированы даже XIX веком».

-7

Профессор Моттерсхед так же сказал: «Подстилающая порода на Мальте слабая, и во влажном состоянии она теряет около от 80 до 100 процентов своей прочности. Сначала телеги прокладывали следы в почве, но когда она размывалась, колеса телег двигались прямо по скальной породе, что облегчало движение других телег по тем же следам. Но колеи быстро становились слишком глубокими, и извозчикам приходилось постоянно искать новые маршруты, что объясняет такое количество колеи, пересекающех остров».

Следы от ног людей и животных на камне
Следы от ног людей и животных на камне

«Кстати, мы обнаружили множество следов, как людей, так и животных, которые тащили эти тяжелые повозки».

Далее профессор Моттерсхед заявил: «Колеи есть и в других странах, но в менее устойчивых песчаниках и глинах. Хорошими примерами являются американские дороги для повозок, образовавшиеся во время заселения Запада, а также дороги в Турции, Греции, Шотландии и других местах».

В состав исследовательской группы входили доктора Аластер Пирсон и Мартин Шефер, также из Портсмутского университета.

Подробные результаты их исследования опубликованы в журнале Antiquity за 2008 год. Любой может ознакомиться!

Источники:

1. Моттерсхед, Дерек. «Древняя загадка, разгаданная географами». Портсмутский университет. 20 апреля 2009 г.

2. Аластер Пирсон и Мартин Шефер «Колеи от телег на Мальте: подход с использованием прикладной геоморфологии» (Аннотация + Список литературы). Древность, 2008.

3. Гроукатт, Хью С. «Морфологическая изменчивость мальтийских «колей от телег» и ее значение». Журнал археологической науки: Отчеты (2022).

4. Дэвид Д. Зинк. Древние камни говорят. Издательство Musson Book Co. 1979.

5. Сезар Патерносто. Камень и нить. Издательство Техасского университета. 1989.