В своем первом интервью после ухода из "Адмирала" Леонид Тамбиев подвел итоги своей работы в качестве главного тренера в клубе из Владивостока. Леонид Григорьевич рассказал AllHockey.Ru о том, что именно у "моряков" пошло не так в текущем сезоне, а также поведал о своих дальнейших планах.
- Леонид Григорьевич, расскажите, пожалуйста, как вам после поражения от "Локомотива" объявили об отстранении от работы с командой?
- Это произошло сразу же после игры, в раздевалке, при команде.
- Как ребята на это отреагировали?
- Я не знаю, мне сложно оценить реакцию команды. Многие ркбята мне потом позвонили и написали слова поддержки. А как в целом команда отреагировала, мне сложно сказать. Я не видел ее реакцию.
- Удалось ли вам попрощаться с ребятами?
- Честно говоря, я не люблю этой показухой заниматься. Все мы - профессионалы. Что тут говорить? Руководство приняло такое решение. За что благодарить друг друга после четырех поражений подряд? Чего сопли-то разводить? Жизнь продолжается. Я не видел смысла во всех этих прощаниях.
- Несколько дней назад генеральный менеджер клуба Вадим Аверкин говорил, что идут переговоры о компенсации, увенчались ли они успехом?
- Все произошло согласно действовавшему контракту и регламенту КХЛ. Мы расстались в нормальных отношениях.
- Он же сказал, что команда находилась в десятке лучших по зарплатам в лиге, что менеджмент не так сработал, оставив команду с короткой скамейкой. Удивлены, что крайним в данной ситуации сделали именно вас?
- Тренер всегда отвечает за результат. Разные причины существуют на то, что команда сейчас вне зоны плей-офф. Я был спокоен. Команда была нормально готова. А что касается бюджета, то я этого не касаюсь. Не знаю, на каком месте мы там были, хоть на десятом, хоть на двадцатом. Но игроков команде действительно не хватало. Специфика Дальнего Востока состоит в том, что для того, чтобы пригласить сюда хоккеиста, ему нужно переплатить.
Скамейка была нужна, с ней в "Адмирале" проблема была из года в год. Но тут важно понимать, что количество не равно качеству. Нам не хватало игроков хорошего уровня. По правде говоря, я не видел, чтобы мы каких-то звезд подписали или скамейка наша стала длиннее. Все как было, так и осталось.
- Отстранили вас еще 6 декабря после поражения от Локомотива, а окончательно об увольнении объявили только 15 числа. Что происходило в эти девять дней?
- Ребятам дали три дня выходных. Ничего особенного за это время не происходило. Пара-тройка дней ушла на то, чтобы урегулировать вопросы по расторжению контракта. Когда мы пришли к общему знаменателю, то расторгли его.
- До вашей отставки команда проиграла в шести из семи матчей. При этом отставание от зоны плей-офф вполне себе рабочее - всего три очка. Не кажется ли, что руководство клуба поторопилось с этим решением?
- Я не знаю, время покажет. У меня не было паники. Знал, что делать, в каком состоянии команда и почему она проигрывает. Очень большое недовольство почему-то вызвало поражение от ХК "Сочи"... Что касается выхода в плей-офф, то у "Адмирала" была игра. Если есть игра, будут и очки. Я не паниковал из-за четырех поражений, ведь мы потом могли выиграть четыре матча подряд. Это хоккей, здесь все бывает. В КХЛ важна каждая мелочь. В любом случае могу сказать, что у команды не было обреченности.
- Наверняка у вас был свой план на перерыв на Кубок Первого канала. В чем он заключался?
- Дали бы ребятам три дня отдохнуть, а потом начали работать. Хотели поработать над большинством. Нужно было дать команде физику. В общем, было понимание, что делать. Оставшийся тренерский штаб работает по этому же плану.
- Восемь уволенных тренеров за половину сезона в КХЛ - это нонсенс?
- Ну да, тренеров гоняют, как зайцев на поляне. Это КХЛ. Здесь надо быть ко всему готовым, понимать ответственность и принимать давление. Оно оказывается на всех тренеров. Везде хотят результата. Кто-то лучше с этим справляется, кто-то хуже. КХЛ - очень сильная лига, здесь нужно быть психологически и морально устойчивым, знать, что надо делать, а также не паниковать и не плыть в экстремальных ситуациях.
В этом году много тренеров увольняют. Может быть, в следующем будут реже это делать? Возможно, в текущем сезоне мы увидим еще отставки. Черт его знает, тут сложно прогнозировать.
- Что именно, на ваш взгляд, перестало получаться у "Адмирала" в текущем сезоне?
- Начнем с того, что у нас всегда была нехватка игроков хорошего уровня. Их тяжело пригласить на Дальний Восток. Согласно статистике, в "Адмирале" забивает лишь 9-10 нападающих, у остальных вообще нет голов. И если кто-то из этих девяти-десяти человек травмируется или заболевает, его потом очень тяжело заменить. Замены ему просто нет. А брать игроков для того, чтобы они просто были в команде, тоже неправильно. Все должно быть по спортивному принципу. Игрок должен соответствовать уровню лиги и задачам команды.
Если брать защитников, то у нас Шепелев и Грман выбыли на полтора месяца из-за травм, и это сразу сказалось на качестве игры в обороне и меньшинстве. Это большая проблема "Адмирала". Мне четыре года приходилось выживать максимум из ребят и ставить игру, которая могла принести результат. Многим хоккеистам приходилось переплачивать. У прошлогодних лидеров команды в этом сезоне не шла игра. Им подняли зарплату и, наверное, они стали сытыми и немотивированными. Тяжело залезть в их головы. Мы на них надеялись, но они пока не сильно помогают. Каждый год необходимо соответствовать уровню КХЛ. Чуть только ты снизишь к себе требования, перестанешь прогрессировать в тренировочном процессе - и уровень твоей игры сразу упадет. Возможно, с моим уходом ребята смогут перезагрузиться, раскрепоститься и снова станут теми игрокам, которыми они были в прошлом сезоне? Такое иногда бывает при смене тренера, когда команда начинает играть по-другому. Тут все очень тонко, это психология.
- Как вы будете вспоминать четыре года, что провели во Владивостоке?
- Для меня, как для тренера, "Адмирал" стал первой командой КХЛ. Если сравнивать то, что есть у меня сейчас, с моим первым годом работы во Владивостоке, то могу сказать, что я заматерел, набрался опыта и понял, как работать в этой лиге. Для меня это был большой толчок вперед. Многие вещи я стал воспринимать иначе.
Про болельщиков "Адмирала" я могу вести отдельный разговор. Они настолько сильно любят команду и верят в нее! Я был поражен тем, как люди отреагировали на мое увольнение и поддержали меня в социальных сетях. Болельщики из Артема, Владивостока, Уссурийска, записывали видеообращения в мою поддержку. Как говорится, народ не обманешь. Мне это было очень приятно.
Если честно, когда проезжаю мимо "Фетисов-Арены", у меня ком к горлу подступает. За эти четыре года было много хорошего. Мы дважды выходили в плей-офф, для "Адмирала" и всего Дальнего Востока это достижение. Знаю, что для многих других клубов это норма, но нам попасть в восьмерку было не так легко. Думаю, и в этом сезоне все было бы нормально. Команда хорошо готова, но из-за перелетов случаются спады. Некоторые клубы летают не больше часа, а у нас идут постоянные смены часовых поясов, поэтому мы немного просели к перерыву. Но, как есть, так есть, ничего тут не поделаешь.
- Каковы ваши планы на будущее?
- Сейчас я нахожусь во Владивостоке. Как-никак, четыре года тут провел, скопились дела. Сейчас все собираю, просматриваю и делаю выводы о том, что сделал правильно, а что - нет. Дальше планирую оставаться в России. В конце декабря полечу в Москву, какое-то время побуду там.
- Если в течение сезона вам вновь предложат поработать в КХЛ, согласитесь?
- Надо посмотреть, подумать. Все зависит от состава, целей и задач команды. Посмотрим, что сейчас говорить. В любом случае, работа в КХЛ главным тренером интересна любому специалисту.