Найти в Дзене
Модультакси

Умные помощники за рулем: что такое ADAS, как работает и почему ее нужно калибровать

В современном автомобиле, особенно в премиум-сегменте, уже сложно встретить машину без “умных” систем, которые следят за дистанцией, помогают парковаться или удерживают полосу. Все эти электронные ассистенты объединены под одним “умным зонтиком” – аббревиатурой ADAS. Что скрывается за этим термином, какую эволюцию он прошел и почему за этими системами нужен особый уход? Разберемся подробно. ADAS (Advanced Driver-Assistance Systems) – это комплекс передовых систем помощи водителю, главные задачи которого – предотвращение дорожно-транспортных происшествий и снижение нагрузки на человека за рулем. Ключевая особенность ADAS в том, что эти системы не просто информируют, но и могут автоматически вмешиваться в управление: тормозить, корректировать руление или ограничивать скорость. История ADAS началась задолго до эпохи автопилотов. Точкой отсчета считается 1971 год, когда в инженерном центре FIAT была создана система Antiskid – прародительница современной ABS (антиблокировочной системы тормо
Оглавление

В современном автомобиле, особенно в премиум-сегменте, уже сложно встретить машину без “умных” систем, которые следят за дистанцией, помогают парковаться или удерживают полосу. Все эти электронные ассистенты объединены под одним “умным зонтиком” – аббревиатурой ADAS. Что скрывается за этим термином, какую эволюцию он прошел и почему за этими системами нужен особый уход? Разберемся подробно.

Что такое ADAS?

ADAS (Advanced Driver-Assistance Systems) – это комплекс передовых систем помощи водителю, главные задачи которого – предотвращение дорожно-транспортных происшествий и снижение нагрузки на человека за рулем. Ключевая особенность ADAS в том, что эти системы не просто информируют, но и могут автоматически вмешиваться в управление: тормозить, корректировать руление или ограничивать скорость.

История ADAS началась задолго до эпохи автопилотов. Точкой отсчета считается 1971 год, когда в инженерном центре FIAT была создана система Antiskid – прародительница современной ABS (антиблокировочной системы тормозов). Патент на эту технологию позже выкупила Bosch, сделав ее массовой. Следующий прорыв случился в 1992-м: Mitsubishi Debonair получила первую в мире систему предупреждения о столкновении, использовавшую лидар (технология, которая использует лазерные импульсы для измерения расстояния до объектов). А в 1997 году Toyota представила адаптивный круиз-контроль.

Сегодня ADAS – это обязательный этап на пути к беспилотным автомобилям, “переходное звено”, которое уже сейчас кардинально меняет опыт вождения и безопасность.

Компоненты системы ADAS

ADAS не была бы возможна без целого арсенала датчиков и сенсоров, которые непрерывно сканируют пространство вокруг автомобиля. Это “органы чувств” умной машины.

Система ADAS
Система ADAS

Радары

Чаще всего устанавливаются в переднем бампере и задней части авто. Испускают радиоволны, точно определяя расстояние до объектов и их скорость. Незаменимы для адаптивного круиз-контроля и системы экстренного торможения. Работают в любую погоду.

Камеры

Как правило, монтируются за лобовым стеклом. Стереокамеры могут оценивать не только объекты, но и расстояние до них. Они отвечают за распознавание дорожных знаков, разметки, пешеходов и включение “ассистента движения по полосе”. Их главный враг – плохая видимость и грязь.

Лидары

Используют лазерные лучи для построения высокоточных 3D-карт окружения. Очень точны, но дороги и чувствительны к погодным условиям (снег, дождь). Широко используются в разработке автопилотов.

Ультразвуковые датчики

Наши старые знакомые – “парктроники”. Отлично справляются с распознаванием объектов на малой скорости при парковке.

На основе данных от этих сенсоров электронный блок управления (ЭБУ) ADAS принимает решения: подать сигнал водителю или активировать исполнительные устройства – тормозную систему, усилитель руля, двигатель или адаптивную подвеску.

Функции, которые спасают жизни

Современный ADAS – это целый набор полезных ассистентов. Вот ключевые из них:

Автоматическое экстренное торможение (AEB). Самая важная функция. Система распознавает риск столкновения и, если водитель не реагирует, сама применяет тормоза. Продвинутые версии видят пешеходов и велосипедистов.

Адаптивный круиз-контроль (ACC). “Умный” круиз-контроль, который не просто держит скорость, но и автоматически снижает ее, догоняя впереди идущий автомобиль, а затем снова разгоняется.

Ассистент удержания в полосе (LKA). С помощью камеры следит за разметкой и мягко подруливает, если водитель непреднамеренно начинает съезжать с полосы. Часто работает в паре с системой предупреждения о съезде с полосы (LDW).

Система мониторинга “слепых” зон (BSM). Предупреждает о машинах, находящихся вне поля зрения водителя, с помощью индикаторов в зеркалах бокового вида.

Ассистенты парковки. От простого кругового обзора с камер до полностью автоматической парковки, когда автомобиль сам вращает руль, а водитель лишь управляет педалями.

Распознавание дорожных знаков (TSR). Камера считывает знаки (особенно ограничение скорости) и выводит их на дисплей перед водителем.

Почему необходима калибровка?

ADAS – точная система. Ее эффективность напрямую зависит от корректности данных с датчиков. Если камера или радар смещены на доли градуса или миллиметр, система может видеть мир искаженно. Это чревато ложными срабатываниями или, что хуже, неработоспособностью в критический момент.

Калибровка это процесс настройки и выравнивания датчиков и камер ADAS согласно строгим заводским параметрам автомобиля.

Когда она обязательна?

  • После любого ДТП, даже незначительного, которое могло сместить элементы кузова.
  • При замене лобового стекла, если на нем установлен кронштейн или площадка для камеры/датчиков дождя.
  • После любых работ с демонтажем самих датчиков, камер или радаров.
  • При ремонте или замене элементов подвески и рулевого управления (сход-развал может повлиять на угол обзора систем).
  • После установки колес нештатного диаметра, что меняет геометрию и углы установки датчиков.

Как проводят калибровку?
Существует два основных метода: статическая калибровка и динамическая.

Статическая калибровка проводится в сервисе с помощью специальных мишеней-целей, которые устанавливаются в строго определенных позициях относительно автомобиля. Требует высокоточного оборудования и ровного пола.

Динамическая калибровка выполняется во время движения автомобиля по определенному маршруту с использованием GPS-оборудования и специального ПО.

❗ Важно: калибровка – не рекомендация, а необходимость. Ее должны проводить специалисты на специализированном сервисе. Неправильная калибровка может сделать ADAS опасным.

Технологии ADAS уже сегодня делают дороги безопаснее, беря на себя рутинные задачи и страхуя от человеческой ошибки. Однако их корректная работа – это зона ответственности не только инженеров, но и самого владельца автомобиля, который должен понимать их возможности, ограничения и необходимость профессионального обслуживания.

🧡 Мечтаете о собственном автомобиле для такси? Сделайте первый шаг без вложений! Получите авто для работы по выгодной программе Модультакси и начните зарабатывать уже на своем авто.

Подписывайте на наш TG-канал, там публикуем актуальные новости каждый день!