В «Ленкоме Марка Захарова» состоялось долгожданное и во многом определяющее событие: спустя почти год после своего назначения на пост художественного руководителя Владимир Панков выпустил свою постановку — «Репетицию оркестра». Рассказываем, что из этого получилось
Амбициозный замысел
Возглавив особенный театр, Владимир Панков не стал осторожничать и пошёл ва-банк, затеяв постановку невероятных масштабов и смелых амбиций. Во-первых, он задумал объединить абсолютно весь коллектив Ленкома: в спектакле заняты в общей сложности 126 человек. Во-вторых, «Репетиция оркестра», вдохновлённая одноимённым фильмом великого Феллини, заявлена как дань памяти Марку Захарову и легендарному прошлому его театра, который стоит на пороге столетия. Впрочем, в процессе создания постановки от каких-либо прямых аллюзий, цитат и намёков решено было отказаться — и в итоге получилось довольно тонко.
Владимир Панков, режиссёр, художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России:
«Нас Марк Анатольевич как-то невербально подтолкнул к этой мысли. Мы сделали «Задворки» (возрождение проекта в память о Марке Захарове, премьера которого состоялась 13 октября. — Ред.), где очень много говорили о Марке Анатольевиче, о его биографии, где в главной роли была Александра Марковна. И как-то это всё срослось. И когда мы стали разбирать «Репетицию оркестра» Феллини, нам показалось, что и так очень много по духу Марка Анатольевича уже есть в самом произведении, что мы не стали докручивать, добавлять видео и так далее. И так всё читается. Все, кто знает хорошо Ленком, всё прочтут».
Александра Захарова, народная артистка России:
«Владимир Николаевич выстроил свой спектакль, совершенно другой, авторский и непредсказуемый, мне кажется, очень интересный, яркий, совсем не скучный. Да, наверное, есть какие-то сигналы, что-то общее с моим отцом, гениальным режиссёром Марком Анатольевичем Захаровым, с его фильмами. Но это не биография, нет, это такая фантазия на тему. Мне кажется, это нескучно, это очень интересно, это ярко, это азартно. Спектакль очень живой, непредсказуемый».
Грандиозное воплощение
Идея оказалась беспроигрышной. Оркестр как метафора общества, где каждый инструмент индивидуален, но в то же время является неотъемлемой частью единого целого, вопрос о роли лидера и тема служения искусству — всё это прекрасно накладывается на театральную ткань. На сцене каждый немножко сам про себя и немножко про театр в целом. Режиссёру удалось по-настоящему зажечь артистов, увлечь всех общим важным делом. Поэтому даже самые короткие реплики здесь звучат пронзительно искренне.
Дмитрий Певцов, народный артист России:
«Одна из главных мыслей спектакля в том, что нельзя без любви делать что-то хорошее, в том числе и что-то с музыкой творить. Когда уходит любовь, когда уходит вот это дыхание и трепетность отношения к тому, что ты делаешь, тогда ничего не получается. Нужно быть честным вообще в любой профессии, а в искусстве вдвойне, наверное, потому что это всё выходит на общественное внимание».
При этом Панков остался верен самому себе. Как и всегда в его постановках в жанре саундрамы, музыка является чуть ли не главным действующим лицом. Вместе со знаменитыми мелодиями Нино Роты здесь звучат композиции, созданные специально для этого спектакля. Были закуплены музыкальные инструменты, и большинству актёров пришлось не только научиться обращаться с ними не как с бутафорией, но и по-настоящему играть на них.
Директор театра Дмитрий Берестов выразил надежду, что «Репетиция оркестра» заслужит звание самой яркой постановки в этом сезоне:
«И по своим масштабам, по своей яркости это действительно является уникальной постановкой. И чтобы наладить весь этот процесс, нужно работать как единый творческий организм не только внутри коллектива, но и на сцене. Это большая единая творческая история. Это глобально, это масштабно, это интересно».
В этом густонаселённом действе есть один персонаж, который ни разу не появляется на сцене, но незримо присутствует все два часа, что продолжается спектакль. Это бывший дирижёр, о котором нам рассказывает переписчик нот. Он был настоящим маэстро, перед ним трепетали все, никто не ставил под сомнение его талант и авторитет. Память о нём хранят стены капеллы, где проходит репетиция, — как стены Ленкома, актёры которого навсегда останутся верны гению Марка Анатольевича Захарова.
Текст, произносимый со сцены, и развитие сюжета близки к оригиналу. Телевидение снимает документальный фильм об оркестре; оркестр раздираем сложными отношениями между инструментами, музыкантами и то ли самодуром, то ли тираном дирижёром, который терзаем своими внутренними страстями. Ближе к финалу появляется «Оркестр террора»: дирижёра свергают и в этой микромодели мира происходит свой микроапокалипсис. Только вот в отличие от Феллини, который всё же оставляет зрителю надежду на то, что искусство спасёт мир и «всё начнётся сначала», Владимир Панков чуть более скептичен — согласно духу времени новым дирижёром этой репетиции становится робот. Поэтому спектакль вышел с почтением и любовью к прошлому, но с уверенным взглядом в неизвестное будущее.
Новый Ленком
И всё же эту работу Владимира Панкова, наверное, правильно оценивать в первую очередь не с точки зрения художественного высказывания, а как программный жест. Ленкому, пребывавшему после ухода Марка Анатольевича в несколько подвешенном состоянии, требовалась хорошая встряска. И материал, которым новый руководитель решил встряхнуть и объединить разрозненный коллектив, был выбран идеально.
Иван Агапов, народный артист России:
«Попробуй сейчас в каком-нибудь театре больше десяти человек выпусти на сцену — они все перессорятся. А тут как-то мирно все существуют. Даже в глаза друг друга знают, наконец-то все артисты познакомились. И обслуживающий персонал, и оркестр — все, кто работает в театре, теперь знают друг друга по именам, отчествам. И хочется верить, что это не просто так, а потому что мы все объединены одной идеей».
Андрей Соколов, народный артист России:
«В любом случае, это тот материал, тот процесс, который созвучен жизни, наверное, и нашего театра, и целой страны».
В труппе многие воспринимают эту постановку как своего рода лакмусовую бумажку. Как им будет работаться с новым худруком? Сможет ли он стать для них настоящим лидером и, сохраняя внутренние традиции, повести театр вперёд?
Дмитрий Певцов, народный артист России:
«Фильм — это повод, не более. Владимир Николаевич Панков — художник. Ему нужна была идея, и, мне кажется, это идеальное произведение для того, чтобы собрать театр. Вообще в театре у Владимира Панкова артисты играют спектакли, а не роли. Это большая разница. Когда артисты собираются играть спектакль — это команда. А вот играть роли может и гениальный артист, но не будет спектакля. Ленком Захарова был авторским театром. Его спектакли узнавали все. Сейчас пришёл другой автор, и это как раз смена поколений. Мы становимся другим авторским театром. И это прекрасно».
«Репетиция оркестра» — это попытка пересобрать театр, вдохнуть в него новые силы, зарядить свежей энергией. Первую пробу, «репетицию» нового театра, можно считать успешной. А каким будет Ленком Владимира Панкова, покажет время.
Автор текста - Полина Жарких