Всё началось, как и многие великие открытия, совершенно случайно. А именно — в самый разгар позорного разгрома нашей команды на уроке физкультуры.
Мы играли в футбол и наша команда проигрывала 5:1, наш вратарь Андрюха уже не ловил мячи, а отмахивался от них, как от назойливых ос, а Сашка Лошадкин, наш главный нападающий, носился по полю, красный от злости и бессилия, но это было безрезультатно. Казалось, мяч его боялся и специально отпрыгивал от его ноги в самый последний момент.
— Лошадкин, не мечись как угорелый! — орал физрук, Юрьина-Гора. — Играй головой!
— Я играю! — задыхаясь, кричал в ответ Сашка. — Но у мяча своя политика!
И вот в этот момент произошло чудо. Мяч, отскочив от кого-то, покатился к Сашке. Не раздумывая, сгоряча, он шарахнул по нему левой ногой, хотя был правшой, и левая нога у него всегда была для опоры, а не для удара.
Мяч просвистел, прочертив в воздухе такую дугу, что у всех, включая Юрьину-Гору, отвисли челюсти. Он влетел в самый верхний, левый угол ворот, задев сетку с таким шелковистым шуршанием, какое бывает только у идеальных голов.
Наступила тишина. Потом поле взорвалось.
— Лошадкин! Молодец! — заревел Юрьина - Гора.
— Сашка, ты лучший игрок! — окружили его ребята.
Сашка стоял, смотрел на свою левую ногу, как на только что приземлившийся космический корабль. На его лице было написано изумление, переходящее в ослепительное озарение.
С этого мгновения в жизни Сашки Лошадкина наступила новая эра. Эра Левой Ноги.
— Ты понимаешь, Макс? — взахлёб объяснял он мне на следующий день, уже по дороге в школу. — Всю жизнь я пытался играть правой. А мой истинный дар, моя сверхсила — вот она! — Он торжественно постучал по левой ноге. — Она спала. А теперь проснулась! Я — избранный!
Он решил развивать дар. Если раньше он носился по двору, как ураган, то теперь его тренировки обрели странную, сосредоточенную форму. Он часами бил левой ногой по стене сарая, прицеливаясь в одно и то же место. Он пытался вести мяч только левой, что выглядело дико — он подпрыгивал на правой ноге, как цапля, а левой осторожно перекатывал мяч.
Но этого ему показалось мало. Дар нужно было закалять в быту.
— С сегодняшнего дня моя левая нога — мой главный инструмент познания мира! — объявил он.
И началось. Он пытался пинать левой ногой дверь, чтобы войти в класс. На перемене он ел булочку, держа её… нет, не в руке, а пытаясь подцепить с подоконника левой ногой. Но самое эпичное было, когда он решил допрыгать до школы на левой ноге, «чтобы синхронизировать ритмы тела». Он, конечно, не допрыгал, запнулся о бордюр и чуть не угодил под велосипед тёти Зины.
Юрка Лошадкин наблюдал за этим цирком с выражением глубокой научной скорби на лице. Он терпел неделю. На восьмой день, когда Сашка, стоя на кухне на одной левой ноге, пытался подцепить левой ногой ложку из раковины, чаша терпения переполнилась.
— Саша, — сказал Юрка ледяным тоном, от которого даже воздух, казалось, покрылся инеем. — Прекрати это немедленно. Ты не избранный. Ты — статистическая погрешность.
Сашка, не теряя равновесия (что уже было достижением), уставился на него.
— Завидуешь? Понятно. Не каждый может выдержать груз неординарности.
— Груз неординарной глупости, — парировал Юрка. — Ты попал один раз. ОДИН. По теории вероятностей, даже обезьяна с футбольным мячом рано или поздно забивает гол. Ты просто так сильно поверил в это, что перестал думать головой, когда действуешь левой ногой. И в этот момент исчезает твоя главная проблема — ты перестаёшь «пыжиться». Это не дар, это эффект самоисполняющегося пророчества. А твоя бедная правая нога сейчас в клинической депрессии.
— Ничего она не в депрессии! — возмутился Сашка, наконец спустив обе ноги на пол. — Она просто… обычная. А левая — золотая! И я это докажу!
— Вот и отлично, — сказал Юрка, — Давай докажем. Научно. Я ставлю эксперимент.
Так родился «Великий научный эксперимент по изучению феномена Левой Ноги Лошадкина». Юрка составил целый протокол. Я был приглашён в качестве независимого эксперта и свидетеля.
Эксперимент №1: «Слепая зона».
Юрка завязал Сашке глаза плотной повязкой от маминого халата.
— Убери зрение. Положись только на ощущения и на «дар». Бей по мячу левой ногой. Цель — попасть в вот тот пустой ящик у забора.
Сашка, важно кивнув, ударил. Мяч улетел за забор, в соседний двор.
— Несчастный случай! — заявил Сашка. — Я отвлёкся на запах пирогов!
Эксперимент №2: «Случайность».
Юрка нарисовал на кирпичной стене двенадцать кругов мелом и пронумеровал их.
— Теперь, — сказал он, доставая игральный кубик, — номер цели будет определять случайность. Кидаю кубик. Выпало «пять». Значит, цель — круг номер пять.
— Это нечестно! — взмолился Сашка. — Дар не любит, когда его тыкают носом в цифры!
Он не попал.
Эксперимент №3: «Контрольная группа».
— А теперь, — с убийственной вежливостью произнёс Юрка, — ударь правой ногой в любой круг.
Сашка, хмурый и надутый, шарахнул правой. Мяч, к всеобщему удивлению, угодил прямиком в круг номер пять.
— Видишь? — сказал Юрка. — Твоя «депрессивная» нога работает. Когда ты на ней не зациклен.
Сашка сидел на земле, поглаживая свою «золотую» левую ногу. Он выглядел поверженным. Казалось, мир рухнул.
— Значит… значит, дара нет? — тихо спросил он.
Юрка вздохнул. И тут произошло неожиданное. Он не стал злорадствовать.
— Последний тест, — сказал он неожиданно мягко. — Выйди на середину двора. Забудь про круги, про кубики, про меня и Макса. Просто представь, что сейчас последняя минута финального матча. Счёт равный. Мяч у тебя. И бей. Не думая. КУДА ХОЧЕШЬ.
Сашка медленно поднялся. Он вышел на импровизированное поле. Постоял секунду, глядя куда-то вдаль, за забор. Потом разбежался и с резким выдохом ударил по мячу своей левой ногой.
Удар был не таким красивым, как тот, первый. Но он был… правильным. Мяч низко понёсся, ударился о кочку, подпрыгнул и со звонким стуком угодил в железную дверь сарая — ровно в то место, где висела старая, покосившаяся подкова «на счастье».
Тишина. Потом я рассмеялся. Юрка хмыкнул, но в его хмыке было уважение.
— Ну вот, — сказал он. — Статистика: из десяти ударов в контролируемых условиях — восемь промахов, один — правой ногой, один — попадание. В условиях, имитирующих игровую ситуацию с отключённым сознательным контролем… одно попадание из одной попытки.
Сашка смотрел то на подкову, то на свою ногу.
— Это… это что значит? — спросил он, смущённый.
— Это значит, — заключил Юрка, — что ты не гений левой ноги. Но она у тебя и не дура. Проблема не в ногах, а вот тут. — Он ткнул пальцем в лоб брата. — Когда ты перестаёшь «пыжиться» и стараться быть гением, когда ты просто ДЕЛАЕШЬ — иногда получается гениально. И левой, и правой. Просто в тот раз тебе повезло, что это была левая. Перестань её выделять. Начинай тренировать ОБЕ. И голову, кстати, тоже.
Сашка долго молчал. Потом неуверенно ударил по мячу правой. Потом левой. Правой. Левая получилась чуть точнее.
— Ладно, — сдался он. — Может, ты и прав… Но она всё равно чуть-чуть уникальней. Чуть-чуть!
— Чуть-чуть, — великодушно согласился Юрка. — Но если ты сейчас попробуешь допрыгать до дома на ней одной, я тебе её сломаю. Научно обоснованно.
И мы пошли домой. Сашка шёл нормально, на двух ногах. Но я заметил, что на левую он наступал с каким-то особенным, лёгким чувством. Не как на инструмент гения, а как на старого друга, который иногда способен на маленькое, никому не нужное, но такое приятное чудо.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ скорее на мой канал, а то всё самое интересное пролетит, как тот мой воздушный шарик!
А ещё...Вы можете ЛАЙКНУТЬ! Я один раз ткнул пальцем в экран от радости, а папа сказал: «Вот это да! Этот лайк каналу — как мотор ракете! Помог развитию!». Вот так-то!