"Все новое - есть хорошо забытое старое" - гласит народная мудрость. Применимо это и к миру автомобилей. Отечественный автомобилист, если он в душе хоть чуть чуть идейный, а не просто пользователь, конечно знает страшный смысл такого сочетания цифр как 12.5.1. И конечно, нельзя отрицать, что в нынешних реалиях гайки любителям как либо дорабатывать свои автомобили в нашей стране закручивают все плотнее. Но - мы не одиноки, на самом деле законодательство по части вмешательства в конструкцию транспортных средств ужесточается повсеместно. Даже в "самой свободной" (в кавычках) стране мира и по совместительству первой же жертве повальной автомобилизации - США.
В сегодняшнем материале из серии "их нравы" расскажем об изменениях в конструкции, которые считались совершенно нормальными в 1980-е годы, а сегодня могут стать законным основанием для крупного штрафа или более серьезных неприятностях.
Если Вы ищите автомобиль, который Вы без всяких проблем поставите на учет без риска нарваться на проблемы в этой части, загляните на сайт РДМ-Импорт, где представлены исключительно проверенные в том числе и на отсутствие нежелательных доработок варианты.
Ну а мы, пожалуй приступим.
Итак - 9 вещей, которых лучше не делать со своим автомобилем, если на дворе больше не 80-е годы.
Демонтаж наружных зеркал заднего вида
Как это ни парадоксально, но в 80-е годы в США среди тюнеров было вполне себе нормальным явлением при постройке спорткара удалить с него дверные ручки и боковые зеркала. Посадочные места обычно выводились заподлицо остальной поверхности двери и затем автомобиль красили полностью - таким образом получая “голимую” аэродинамику. Зачем? Да потому что на болидах NASCAR никаких боковых зеркал отродясь не бывало, а чем ближе внешний вид к гоночному болиду - тем лучше.
Однако в конце концов требования безопасности все таки положили конец этому замечательному тренду, поскольку внезапно выяснилось полезность возможности наблюдать за происходящим позади Вас. Сегодня как минимум одно боковое зеркало заднего вида считается обязательным (а в большинстве штатов и оба). Конечно на современных автомобилях никто уже не будет заниматься такой ерундой, поскольку сегодня зеркало заднего вида это не просто зеркало, а элемент целой системы безопасности, где может быть и камера и нагревательный элемент, да и система BSM (мониторинг слепых зон) без них функционировать нормально не будет.
Самодельные каркасы безопасности
Сложно поверить, но в 1980-е годы в самой автомобилизированной стране на планете не было никаких стандартов регламентирующих использование каркасов безопасности в дорожных машинах. То бишь можно было буквально в субботу интегрировать клетку в салон своего автомобиля, а в понедельник поехать на нем на работу и никто и слова бы Вам не сказал. Никаких техосмотров, проверок на дорогах, никаких вопросов - только Вы, Ваш самопальный трубчатый каркас и фантазии о том, как Вы выбираетесь живым из автомобиля после героического опрокидывания через крышу. Многие выполняли этот элемент безопасности самостоятельно, основываясь на том, что видели в различных журналах на автоспортивную тематику.
Насколько конструкция в реальности оказывалась способна выполнять свои функции сильно зависело от одаренности изготовителя, но катающиеся по дорогам Mustang-и или Camaro c клеткой внутри не были редкостью. Среди уличных гонщиков это был своего рода признак того, что Вы серьезно подходите к доработкам своего болида. Покататься в таком виде в нынешней Америке? Забудьте - только сертифицированные конструкции из труб определенной толщины металла, подобающим образом сваренных и установленных. Да, кстати, в большинстве штатов ездить даже с официальным каркасом по дорогам общего пользования запрещается из соображений, как ни странно, безопасности. Поскольку при аварии, если Вы не зафиксированы в кресле пятиточечным ремнем безопасности и голова Ваша не в шлеме, есть шанс убиться непосредственно об него. Но даже там, где это еще можно - попробуйте застраховать машину с такой доработкой и посмотрите какую Вам объявят стоимость.
Выступающие за габарит кузова колеса
1980-е годы показались бы подлинным раем для разнообразных любителей поставить колеса пошире. Или просто использовать диски с меньшим вылетом, дабы при установке резина торчала наружу как можно дальше. Собственно, все кто мог себе это позволить и ставили нештатные колеса, когда из практичных соображений (широкие покрышки на ведущую заднюю ось) а когда и просто для красоты. И да, это работало (будем откровенны, классические Жигули на т.н. “разварках” и те обретают вид, что уж говорить о местной классике).
Сегодня же ограничится установкой колес шире штатных уже не выйдет - законотворцы справедливо обратили внимание на то, что без какой-либо дополнительной защиты в виде пластиковых фендеров либо раскатанных арок грязь и мелкие камни с дороги летят в участников движения позади и рядом с Вами. Много где проводили правило т.н. fender coverage (то бишь дословно “покрытия крылом”), что значит Ваша шина не должна выступать за габарит кузова при взгляде сверху. Полсантиметра выступа за габарит в какой-нибудь Калифорнии (самый беспощадный к автомобилистам штат из всех) хватит, чтобы Вас вежливо попросили на обочину с последующим выписыванием крупного штрафа.
Нештатные лампы повышенной яркости в фарах головного света
В Америке 80-х годов, где вовсю гулял дух свободны (ныне утерянный, естественно) можно было просто зайти в ближайший автомагазин, раскошелиться на самые мощные лампочки, установить все это в фары, превратив их в слепящие все живое прожекторы и выезжать на шоссе без опасений быть за это хоть как то наказанным по закону. Всем было совершенно наплевать, пока световые приборы работают в номинальном количестве. И водителей можно было понять - хорошо, когда на дороге видно каждую кочку-ямку, а также пешеходов, собак, сов и оленей.
В конце концов в кап.стране проблемы ближнего это его проблемы, а не ваши. Кстати, с настройкой света то тоже никто особо не заморачивался после того, как их единожды откалибровали на заводе изготовителе. А вот сегодня гайки закручены туже некуда (как, впрочем и у нас). Все по полной программе - начиная от распределения светового пучка и заканчивая высотой расположения световых приборов относительно дороги и типа используемых ламп.
Выхлопные трубы выведенные через капот
В 80-е годы увидеть гонщика, у которого из капота торчит срез выхлопных труб в целом было возможно. Это, если можно так выразиться, финальная стадия помешательства по доработке выхлопной системы, когда ни выхлоп в порогах, ни даже так называемые открытые коллектора, рычащие Вам и переднего пассажиру под ноги уже не устраивали своей обычностью. Мода пошла из дрэгрейсинга, где такие вещи как уровень шума или безопасность никого особо не волновали, по сравнению с как можно более короткой выхлопной трассой. Подражатели с гражданки естественно переняли все точь в точь. Но быстро выяснилось, что вертикально торчащая через капот выхлопная труба в бытовом плане вещь исключительно непрактичная, особенно в сезон дождей, когда вся дождевая вода оказывается в ней - некоторые даже пристраивали на срез трубы заслонку, как у тяжелой техники.
Минусы были - и их было немало. Помимо шумового фона выхлопные газы прекрасно затягивались в салон, про безопасность пешеходов, которых потенциально можно было прокатить на таком капоте, тоже упоминать как-то неловко. Сегодняшним днем подобные доработки запрещены повсеместно - во многих штатах местное законодательство даже специально оговаривает для особо одаренных, что выхлопные трубы должны выходить за пределами габаритов салона в задней части транспортного средства. Кое-где даже завернуть выхлоп вбок в задней части порога станет основанием для отправки на штрафстоянку.
Торчащие через капот нагнетатели
Вряд ли даже далекий от мира автомобилей обыватель хоть раз в жизни не видел на картинках или в кино огромный механический нагнетатель, торчащий через капот. И в 80-е годы это еще было вполне себе допустимым, даже для передвижения по дорогам общего пользования. В особо запущенных случаях, размер компрессора был таким, что видимость с места водителя серьезно страдала и впору было обзаводится длинной белой тростью, дабы простукивать дорогу впереди себя. Зато это очень круто выглядело, и свернутые шеи прохожих были Вам на 100% гарантированы. Противоположная конфессия любителей наддува - поклонники турбин, тоже не сильно себя ограничивали по части компоновки.
Однако помимо очевидных неудобств по части обзорности, те же нагнетатели очень часто выпирали наружу моторного шкивом и приводным ремнем, ошметки которого при обрыве могли разлететься по сторонам, а не остаться под капотом. Опять же - контакт незащищенной головы пешехода с хромированным стальным агрегатом оставляла первому мало шансов на выживание. Поэтому сегодня подобные вещи допускаются с большими оговорками, в многих штатах есть законодательные нормы, регламентирующие что все что вращается должно быть закрыто под капотом, либо быть прикрыто тепловыми экранами либо защитными кожухами.
Езда без бамперов
В 80-е годы среди любителей тюнинга особым шиком считалось, если силуэт автомобиля имеет плавные обводы и цельный внешний вид, который начисто разрушали малоэстетичные массивные энергопоглощающие бамперы, возведенные в обязаловку еще в 70-х. Соответственно что делали с ними граждане? Правильно - снимали и выбрасывали в гараж, дабы не уродовали внешний вид.
А что сегодня? Начнем с того, что просто так скинуть бампер с современного автомобиля, который потом замучает Вас ошибками по парковочным датчикам, уже не всегда получится. Да и с эстетической точки зрения это уже ничем не оправдано - большинство моделей сегодня просто буквально останутся без лица, после такой процедуры, а какие-то будут напоминать тиранозавра с недоразвитой нижней челюстью. Не говоря о повышенном интересе со стороны полиции и штрафов за езду в “полуразобранном” виде.
Тонированные до полной непрозрачности снаружи стекла
В 1980-е годы еще не было особо строго надзора за данным вопросом. Заклеить автомобиль в черную пленку со светопропусканием в 5% вкруг было довольно обычным делом. Причем делали это не только знаменитости или те, кому по понятным причинам не нужна была публичность, но и простой обыватель, который хотел, чтобы его автомобиль выглядел круто. Пленки конечно были гораздо менее качественными, нежели сегодня - они довольно быстро выгорали, становясь фиолетовыми или шли пузырями, а то и все вместе. Хорошая же тонировка стоила непозволительно дорого. Некоторые клеили пленку в два слоя, чтобы добиться максимального затемнения.
Ездить после такого по ночам, естественно, было проблематично без открытых окон. Однако со временем к рациональным доводам примешались и соображения безопасности полицейских, которые не могли видеть, что происходит в салоне автомобиля. По всем штатам пошло внедрение стандарта максимально допустимого затемнения стекол. В среднем по стране допускается тонирование передних стекол пленками до 35% светопропускания. Где-то тонировать переднюю полусферу запрещается вовсе. А поскольку законы в каждом штате на этот счет свои, то на автомобиле, к которому не было вопросов в Нью Мексико или Техасе, Вы запросто нарветесь на неприятную беседу с полицией где-нибудь в Нью Йорке.
Тюнинг карбюраторов посредством установки жиклеров большего сечения.
В 1980-е годы доля автомобилей с карбюратором все еще значительно превалировала над набирающими популярность системами впрыска, расцвет которых пришелся уже на 90-е годы. А раз были карбюраторы, были и желающие поколдовать над увеличением мощности. Одним из вариантов дать больше топлива была замена жиклеров на более производительные. Никаких компьютеров и прошивок, исключительно Ваши руки, отвертка и набор “тюнинговых” деталек (и прокладок). То, что после подобных процедур, работающий на переобогащенной смеси двигатель явно выпадал из любых стандартов экологии, конечно мало кого заботило, лишь бы резво отзывался на газ и "тащил" (правда чтобы правильно настроить все нужно было мало-мальски соображать, либо быть готовым многократно разбирать и собирать узел, каждый раз выезжая на тест-драйв).
Отдельные энтузиасты готовы были предложить решения на любую погоду, высоту над уровнем моря, сезон и условия эксплуатации. А еще колдовство совершенное над своим карбюратором давало неограниченный набор тем для беседы в сообществе таких же как Вы на слетах любителей погонять. Сегодня же у любителей лезть куда-то своими руками настали черные времена - современные системы впрыска зачастую не дадут Вам просто так бездумно играться с настройками, без опасений зажечь гирлянду ламп на панели, а то и угробить каталитический нейтрализатор с дорогущими лямбда зондами. Да, кстати, EPA (Федеральное агентство по защите окружающей среды) если что таки успело запретить тюнинг карбюраторов, хотя купить их для классических моделей пока еще в США в целом можно.
Как водится, свои соображения по поводу прочитанного излагайте в комментариях под статьей.
Ну а если Вы заняты поиском хорошего подержанного авто, то приглашаем посетить сайт РДМ-Импорт, чтобы посмотреть ассортимент моделей в наличии, найти себе машину по душе и оформить заявку. Также вы можете связаться с нами по телефону 8 (905) 954-00-22 — поможем подобрать автомобиль и ответим на все вопросы.