Найти в Дзене

Катя и ее год: о книге для младших школьников, покорившей взрослого читателя

Всегда значимо, когда экспертный отзыв о детской книге оставляет коллега.
Слово учителю, детскому писателю, члену Союза писателей России и Союза детских и юношеских писателей России Анатолию Валевскому: «Признаюсь честно, книги для младшего школьного возраста редко попадают в поле моего зрения. Часто они кажутся мне излишне приторными, с надуманными сюжетами и нарочитой наивностью. Возможно, дело в том, что подростковая литература, начиная лет с двенадцати, мне гораздо ближе. Но книгу Екатерины Тимошпольской я прочел, и вот почему:
Что сразу цепляет – это перспектива повествования. Автор мастерски проникает в детское сознание, представляя мысли, страхи, радости и заблуждения Кати с доброй иронией, а не свысока. Это не демонстрация детской наивности, а признание ее ценности как источника искренности, творчества и неожиданных открытий.
Ритм рассказов отражает дыхание детской жизни: эмоциональные всплески сменяются тихим созерцанием, а шутки – паузами для раздумий.
Язык книги легок, о

Всегда значимо, когда экспертный отзыв о детской книге оставляет коллега.
Слово учителю, детскому писателю, члену Союза писателей России и Союза детских и юношеских писателей России
Анатолию Валевскому:

«Признаюсь честно, книги для младшего школьного возраста редко попадают в поле моего зрения. Часто они кажутся мне излишне приторными, с надуманными сюжетами и нарочитой наивностью. Возможно, дело в том, что подростковая литература, начиная лет с двенадцати, мне гораздо ближе.

Но книгу Екатерины Тимошпольской я прочел, и вот почему:

разворот обложки
разворот обложки

  1. во-первых, личное знакомство с автором, чье очарование невозможно не почувствовать;
  2. во-вторых, профессиональное родство – мы коллеги-педагоги;
    и, наконец,
  3. в-третьих, книга была подарена мне Екатериной Борисовной, а это налагает приятное обязательство – написать отзыв.

Что сразу цепляет – это перспектива повествования.

Автор мастерски проникает в детское сознание, представляя мысли, страхи, радости и заблуждения Кати с доброй иронией, а не свысока. Это не демонстрация детской наивности, а признание ее ценности как источника искренности, творчества и неожиданных открытий.
Ритм рассказов отражает дыхание детской жизни: эмоциональные всплески сменяются тихим созерцанием, а шутки – паузами для раздумий.
Язык книги легок, образен, точен и уважителен, словно автор ведет неспешную беседу с читателем.
Несколько слов – и перед глазами возникает живая картина, состояние или характер. При этом стиль лишен усложнений и клише.
В тексте есть юмор, тонкая ирония и теплое сожаление, что делает чтение многослойным и, безусловно, интересным.
Динамика повествования умело выстроена: отдельные эпизоды - жемчужины с уникальной формой и блеском, вместе образующие ожерелье года, состоящее из маленьких побед, неудач и важных решений, складывающихся в историю взросления.
Главное, что Катя – не идеальный герой, она ошибается, делает поспешные выводы, учится на своих ошибках и радуется успехам. Такой образ дает детям право на ошибку и показывает, как извлекать из нее урок.
Педагогическая ценность книги заключается в ее ненавязчивом воспитательном посыле.

-2

Вместо прямолинейных поучений читатель видит пример смелости перед неизвестным, умения признавать вину, помогать другим и быть ответственным за свои поступки. Это особенно важно для младшего школьного возраста, когда формируются навыки саморефлексии и взаимодействия в социуме. Родителям и учителям книга послужит отличной отправной точкой для обсуждений конкретных ситуаций, чувств и выбора.
Книга открывает множество возможностей для чтения. Она великолепна для чтения вслух: живые, искрометные диалоги и запоминающиеся ритмичные фразы мгновенно захватывают внимание. Поэтому она идеальна для семейных вечеров, внеклассных уроков в школе и для создания собственных театральных постановок.
Инсценировки, оживление диалогов, придумывание новых сюжетных линий – всё это стимулирует детское воображение и развивает эмоциональный интеллект.
Несколько практических советов для родителей и педагогов: обсуждайте с детьми, как бы они поступили на месте Кати; предлагайте придумать альтернативные развития событий; используйте эпизоды для упражнений в эмпатии; предложите написать письмо Кате от лица одноклассника. Такие активности укрепляют навыки общения и морального суждения через игру. Каждая глава – это миниатюра, а диалоги звучат динамично и естественно, будто в театре.

-3

Николай Носов вспоминается не по стилю, а по духу: умению видеть мир глазами ребенка и говорить с ним на одном языке.
Структура выстроена умело: главы органично сменяют друг друга, создавая ощущение цельного "большого года", наполненного событиями.
Книга учит смелости, признанию ошибок, сочувствию и взаимопомощи, не предлагая готовых решений, а давая возможность прочувствовать ситуацию.
Взросление происходит сквозь призму сюжета, когда жизненные уроки усваиваются естественно, что гораздо эффективнее прямых наставлений.


Сочетая простоту и глубину, книга Екатерины Тимашпольской несет в себе важные нравственные импульсы: смелость перед новым, умение признавать ошибки, заботу о других, радость совместных открытий».

разворот обложки второй книги
разворот обложки второй книги

Купить радость первую:

Екатерина Тимашпольская «Большой год первоклассницы Кати Брусникиной» с иллюстрациями Марии Евстифеевой.
WB:
vk.cc/cMmGkA
OZON:
vk.cc/cJF1Z2

Купить радость вторую:

Екатерина Тимашпольская «Маленькие чудеса Кати Брусникиной» с иллюстрациями Марии Евстифеевой.
WB:
clck.ru/3QG9zX
Ozon:
clck.ru/3QGAHU