Найти в Дзене
Яндекс Книги

Тайные учителя гениев: 9 книг, изменивших литературу

За каждым великим произведением стоят десятки влияний — известных и не очень. Читатели помнят «Дракулу» Стокера, но забывают «Вампира» Полидори. Знают Шерлока Холмса, но не слышали об «Лунном камне» Коллинза, который изобрёл детектив как жанр. Такие книги — тихие революционеры литературы. Они не стали бестселлерами, но заложили основы целых направлений, научили писателей новым приёмам, подарили образы, которыми мы пользуемся до сих пор. Собрали девять произведений, которые работают за кулисами мировой литературы. А в конце вас ждет промокод на бесплатные 45 дней чтения! Пик готической литературы XVIII века стал матерью психологического триллера. Героиня Эмили борется с тайнами мрачного замка, а все сверхъестественные ужасы в финале получают рациональное объяснение. Радклиф изобрела технику нарастающего напряжения, которой потом пользовались Достоевский в «Двойнике», Эдгар По и даже Хичкок. Без неё не было бы современного психологического хоррора. До этой повести вампиры были жуткими ме
Оглавление

За каждым великим произведением стоят десятки влияний — известных и не очень. Читатели помнят «Дракулу» Стокера, но забывают «Вампира» Полидори. Знают Шерлока Холмса, но не слышали об «Лунном камне» Коллинза, который изобрёл детектив как жанр.

Такие книги — тихие революционеры литературы. Они не стали бестселлерами, но заложили основы целых направлений, научили писателей новым приёмам, подарили образы, которыми мы пользуемся до сих пор. Собрали девять произведений, которые работают за кулисами мировой литературы.

А в конце вас ждет промокод на бесплатные 45 дней чтения!

-2

«Удольфские тайны», Анна Радклиф

Пик готической литературы XVIII века стал матерью психологического триллера. Героиня Эмили борется с тайнами мрачного замка, а все сверхъестественные ужасы в финале получают рациональное объяснение. Радклиф изобрела технику нарастающего напряжения, которой потом пользовались Достоевский в «Двойнике», Эдгар По и даже Хичкок. Без неё не было бы современного психологического хоррора.

-3

«Вампир», Джон Полидори

До этой повести вампиры были жуткими мертвецами из народных сказок. Врач лорда Байрона первым сделал вампира аристократом — элегантным, холодным, привлекательным для женщин. Именно этот образ через 80 лет использовал Брэм Стокер для «Дракулы». Все современные вампиры от Анны Райс до «Сумерек» — потомки полидориевского лорда Рутвена.

-4

«Лунный камень», Уилки Коллинз

Первый настоящий детектив в истории литературы. Коллинз создал формулу, которой пользуются до сих пор: преступление в замкнутом пространстве, ограниченный круг подозреваемых, эксцентричный сыщик и неожиданная развязка. Конан Дойл и Агата Кристи строили свои сюжеты именно по этому чертежу.

-5

«Наоборот», Жорис-Карл Гюисманс

Та самая «жёлтая книга», которая развратила Дориана Грея у Уайльда. Библия декаданса: герой запирается в доме, отвергает природу и экспериментирует с чувствами — собирает запахи, драгоценности, создаёт искусственный рай. Книга изменила эстетику конца XIX века и вдохновила целое поколение писателей-декадентов.

-6

«Замок Отранто», Гораций Уолпол

Родоначальник жанра хоррор. Уолпол придумал готический роман как таковой: мрачный замок, древнее проклятие, призраки, преследуемая героиня. Все клише, которыми пользуются Стивен Кинг и голливудские режиссёры, появились в этом коротком романе 1764 года. Первый в истории хоррор до сих пор работает.

-7

«Король в жёлтом», Роберт Чамберс

Сборник рассказов о пьесе, которая сводит с ума всех, кто её читает. Лавкрафт прочитал эту книгу в юности и был так впечатлён атмосферой «космического ужаса», что заимствовал у Чамберса куски мифологии для своих «мифов Ктулху». Современный хоррор во многом вырос из этой тонкой книжки.

-8

«Голод», Кнут Гамсун

Норвежский писатель создал роман почти без сюжета — только поток сознания голодающего писателя, бродящего по Осло. Это было революционно для XIX века. «Голод» открыл путь к модернистской литературе, исследующей иррациональную психику, и повлиял на Кафку, Хемингуэя и Генри Миллера.

-9

«Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», Лоренс Стерн

Роман XVIII века, который выглядит как постмодернистский эксперимент. Автор играет с читателем, оставляет пустые страницы, рисует графики сюжета, а герой рождается только к середине книги. Джойс и Вирджиния Вулф называли Стерна своим главным учителем. Дедушка постмодернизма.

-10

«Педро Парамо», Хуан Рульфо

Короткая повесть мексиканца о городе-призраке стала отцом магического реализма. Маркес признавался: был в творческом тупике, пока не прочитал эту книгу. Только после неё он смог написать «Сто лет одиночества». Говорил, что цитирует «Педро Парамо» наизусть с любой страницы. Вся латиноамериканская литература вышла из этой тонкой книжки.

❓А читали что-то из этих книг? Расскажите в комментариях!

Дарим вам промокод DZEN на 45 дней подписки Яндекс Плюс для новичков!