В споре рождается истина! Но не всегда – подтверждают принятые Госдумой и Советом Федерации поправки к Закону «О защите озера Байкал». Более двух лет экологи, политики, ученые спорили вокруг законопроекта, но к единому мнению так и не пришли, а поэтому закон получился неоднозначный.
Зачем вносили поправки
Закон «О защите озера Байкал» был принят в 1999 году. К тому времени озеро было уже признано всемирным наследием Юнеско, и именно этот статус во многом определил появление закона. Байкал – единственный водный объект России, имеющий собственный закон о защите.
В 2023 году комитет по экологии Государственной Думы внес проект поправок в действующий закон. Инициаторы поправок объясняли это тем, что за 24 года законодательство России изменилось и закон «О защите озера Байкал» требует корректировок. В существующем виде, как значилось в пояснительной записке к проекту: «…противоречия между законодательными актами и наслоением друг на друга на одной и той же территории различных правовых режимов привели к негативным последствиям в различных сферах общественных отношений, создали риски экологической безопасности и торможения социально-экономического развития Байкальской природной территории, поразили в правах ряд категорий граждан».
По сути, речь шла о снятии законодательных ограничений для строительства очистных сооружений, дорог, линий электропередач, объектов ЖКХ. Да даже расширению территорий кладбищ, что действующий закон запрещал. Для справки: в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории проживает около 140 тысяч человек.
О чём так долго спорили
В законопроекте был заложен один термин, который и стал камнем преткновения между сторонниками поправок и противниками: так называемые «сплошные рубки». Противники закона, кстати, его так и называют – закон «О сплошных рубках на Байкале». А все потому, что в новой редакции закон действительно предполагается перечень случаев, при которых разрешаются сплошные рубки.
Зарубились вокруг рубок не на шутку – первое чтение закон прошел 11 июля 2023 года, а вот дальше – только споры и трения. Одни доказывали, что никакого ущерба экологии Байкала рубки не принесут, вторые – что озеро просто погибнет и в своем первозданном виде для потомков не сохранится. Кстати, с таких радикальных позиций выступали не только экологи, но и представители науки: в сентябре этого года письмо Президенту с просьбой повлиять на ситуацию с поправками в закон о Байкале подписали 90 ученых, включая ряд академиков РАН.
Пока шли жаркие споры, леса вокруг Байкала погибали естественным и самым натуральным образом: от болезней и пожаров. Например, только за лето 2025 года в двух регионах, на территории которых расположен Байкал – в Бурятии, и Иркутской области, огнём было уничтожено почти 970 тысяч гектаров леса. (республика Бурятия 935 тыс. га, Иркутская область 33,8 тыс. га -прим. Автора).
Какие противоречия закон не устранил
Так бы и спорили, но в сентябре глава Бурятии Алексей Цыденов, один из лоббистов принятия поправок, заявил, что Президент поручил принять документ в ближайшее время. Тут, по всей видимости, уже деваться было некуда – пришлось принимать. Поэтому документ получился, как говорится, ни нашим, ни вашим: рубки законодательно как бы запретили, но, с другой стороны, разрешили, если они направлены на воспроизводство леса.
Также теперь законодательно разрешен перевод земель из лесной категории в другую – для строительства очистных сооружений, дорог, объектов инфраструктуры, включая трубопроводы и линии электропередач, защитные сооружения. Но с одним важным нюансом: согласовать перевод должна высокая, в прямом смысле этого слова, Комиссия. В Комиссию по обеспечению охраны озера Байкал и социально-экономическому развитию Байкальской природной территории должны войти депутаты обеих палат российского Парламента, представители администрации Президента, Правительства Российской федерации, Федеральной службы безопасности, губернаторы Бурятии и Иркутской области. К работе Комиссии так же пригласили ученых, что, на наш взгляд, есть некий компромиссный вариант для уравновешивания позиций сторонников и противников поправок.
Правда, теперь возникает один резонный вопрос: с какой периодичностью столь занятые господа смогут собираться? И не растянется ли согласование проектов на месяцы?
Голосование за законопроект не устранило противоречий, каждая из сторон осталась при своём мнении. Как считает председатель Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин: «Это сбалансированное решение. Оно жёстко защищает уникальную экосистему Байкала от масштабных рубок, но оставляет инструменты для поддержания здоровья леса и решения социальных вопросов местных жителей под строгим контролем государства и науки».
Его оппонент, коллега по Государственной Думе и по совместительству Председатель Всероссийского общества охраны природы Вячеслав Фетисов придерживается диаметрально противоположного мнения: «Самое главное, они [поправки] вносят изменения, которые не согласуются с особым статусом озера Байкал, установленным режимом охраны Байкальской природной территории. Налицо нарушение конституционных прав жителей России, народного интереса в сохранении уникального озера для следующих поколений».
Противники Закона сразу после его принятия объявили о намерении обратиться к Президенту с просьбой документ не подписывать. Не успели, Владимир Путин закон подписал.
Все хотят защитить Байкал, но разными методами
Поправки в Закон «О защите озера Байкал» можно смело вносить в книгу рекордов России, как минимум, по двум показателям: во-первых, по продолжительности рассмотрения – от момента внесения в Государственную Думу до окончательного принятия прошло 943 дня, а, во-вторых, это единственный в Российской Федерации закон, которому на второй день после принятия посвятили стихотворение.
Протестовать нам нужно громко,
Коли настал такой момент,
Что же оставим мы потомкам
Пускай решит наш Президент!
Давайте, вновь проголосуем,
А принятый Закон под спуд!
И пусть его рассмотрит всуе,
Конституционный главный суд.
(Петр Ильин, народный поэт, сибиряк)
Байкал – поистине народное достояние, и беречь его необходимо, это наша святая обязанность. Но с другой стороны, жизнь не стоит на месте, и люди, которые живут вокруг озера имеют право на комфортные условия проживания. Разве есть много хорошего в том, что из-за различного рода ограничений и экологических запретов жители Ольхона до 2005 года вообще не имели электричества?
Побывать на Байкале нужно обязательно. Увидеть своими глазами озеро, которому 25 миллионов лет, искупаться в кристально чистой воде, которую можно пить. Но обязательно, если вы приехали, уберите за собой мусор и это будет ваш вклад в сохранение озера.
Заглавное фото: РИА “Новости” @ Владимир Смирнов