На приглашение иерея Александра Панкратова посетить с экскурсией реставрируемый храм Ильи Пророка на Славне, кроме членов Новгородского общества любителей древности, к числу которых относится и сам настоятель общины РПСЦ, откликнулись ещё и подписчики социальных сетей НОЛД. Можно было даже усомниться, как мы все там поместимся. Всё же рабочий объект. Ничего, гуськом, вняв просьбе батюшки: «Настилы хорошие, но я вас прошу, будьте осторожны!»
К этому храму у новгородцев, культурной общественности давно уже — особое какое-то отношение. Любители древности, например, в течение нескольких лет проводили там субботники.
— Ещё не зная, какое будущее у этого памятника, придёт ли сюда спасительная реставрация, мы очень хотели сделать что-то посильное, — вспоминает председатель правления НОЛД Елена БАРКАНОВА.
Храм Ильи Пророка — ровесник Спас-Нередицкой церкви (заложен в 1198-м, строительство завершено в 1202-м). Изначально деревянный, он был возведён в камне в 1455-м на основе постройки 1198–1202 гг. Церковь была своего рода вратами при Московском тракте, по крайней мере, для приезжавших в Новгород архиереев (в Ильинском храме встречали рукоположенных архиепископов Новгородских).
Посечённый осколками, он выстоял в годы Великой Отечественной войны. В 1950 году рухнул купол. Восстанавливать его тогда не стали, переделав под четырёхэтажное жильё. От острословов храм получил «статус» самого старого жилого дома в Новгороде. Попутно там размещались всякие склады, мастерские.
Помню дымок в алтаре. Нет-нет, это не про кадило, а про курительную трубку художника. Кто я такой, чтобы осуждать за этот ритуал? Но разве так должно было быть?
«Второе пришествие»
Здесь, в Славенском конце, начиналась новгородская археология — как системное исследование культурного слоя. И начинал это Артемий Арциховский, заложив раскоп за стенами алтаря.
Уютный, тихий уголок старого Новгорода. Притягивающий к себе близостью сразу двух храмов — напротив стоит церковь Петра и Павла.
Подле церквей на прилегающей территории общественники заложили Сиреневый сад. И в этом контексте даже забор Водоканала не смотрится представителем чуждой конфессии. Пусть стоит, раз пришёл.
Сегодняшняя реставрация — уже вторая попытка. Что такое трудная судьба? Если дано, то дано. То, что началось в 2015-м, закончилось в 2019-м. Настал, как сказал отец Александр, «глухой период». Можно было бы назвать это и временем настойчивой переписки. Владыка Корнилий, митрополит РПСЦ, обращался во все возможные инстанции. Старообрядцы благодарны за понимание бывшему губернатору Андрею Никитину и его заместителю Елене Кириловой.
Будет, как «Синичка»!
И вот, хвала Всевышнему, работы возобновились. Несколько месяцев по проекту архитектурной реставрации трудится ООО «Равелин» — компания, прекрасно зарекомендовавшая себя в Великом Новгороде. Достаточно взглянуть на восстановленную церковь Петра и Павла на Синичьей горе.
Александр ДМИТРИЕВ, производитель работ (хочется по старинке сказать: прораб), кратко и по-деловому ознакомил нашу экскурсию с ситуацией.
За шесть лет простоя некоторые ранее восстановленные элементы снова пришли в негодность, местами разрушается кладка. По-прежнему храм меньше самого себя почти на треть: нет барабана, нет главного купола… Но! Произведена вычинка подцерковья, установлена временная кровля по приделам, восстанавливаются арки и своды основного объёма четверика…
Вопрос:
— А что будет в 2027 году?
— Контракт будет выполнен, — улыбнулся Сан Саныч. — В лучшем виде и в ранних исторических формах. Будет, как сейчас «Синичка»!
Золотой век
Отец Александр и епископ Казанско-Вятский и Санкт-Петербургско-Тверской Евфимий, возможно, с улыбкой будут вспоминать, как в одну из предыдущих зим пробирались к церкви на Знаменской по пояс в снегу. Владыка тогда был только назначен на кафедру. С тех пор в день иконы Знамения Божьей Матери он неизменно посещает Новгород.
— Польза будет для всех, — сказал владыка. — И для старообрядцев, поскольку храмов нам не хватает. И для новгородцев, которые получат ещё одно красивое место. Восстановление храма — это память о его строителях. А также милосердие к тем, кто его разрушал. Они теперь под Божьим наказанием, но, может быть, им станет полегче.
— Мы только что отслужили литургию в храме Иоанна Богослова, — добавил владыка. — Я под впечатлением. Такое чувство было, что нахожусь в XV веке.
На вопрос «НВ», почему мерилом приятных чувств является XV век, епископ Евфимий ответил, что, во-первых, это дореформенное время, а, во-вторых, внешней форме соответствует внутреннее содержание. Всё-таки иконы должны быть не из бумаги и фольги. Как раз иконостас, внутреннее убранство — забота после архитектурной реставрации. Старообрядцы готовы взять это на себя.
Заходите, открыто!
Отец Александр заверил, что Сиреневому саду ничего не угрожает, хотя земля передана в пользование общине вместе с храмом. Однако инициативной группе всё же следовало бы оформить свой юридический статус, чтобы можно было заключить договор.
В общем доступе будет и часть площади внутри храма — там, где планируется музейная экспозиция. На первом ярусе есть возможность разместить трапезную, отвести помещения для воскресной школы и для приёма паломников. Всего этого общине очень недоставало в имеющемся у неё храме Иоанна Богослова. К слову, в следующем году исполнится 25 лет со дня передачи этого храма Русской Православной Старообрядческой Церкви. Так что потихонечку, но не всегда, конечно, полегонечку, жизнь налаживается.
Большой храм, где хватит места не только для молитв, очень ко времени для конфессии, имеющей тенденцию к росту. Некоторому росту, скажем так. В основном за счёт возвращения в Россию единоверцев из-за границы.
Вообще, ожидание радости — это тоже радость. Вот ею с нами, экскурсантами, и поделились.
Говорят, ничего не бывает случайно. Почему-то подумалось, что неспроста именно этот храм с его непростой судьбой достался именно старообрядцам.