Найти в Дзене
КАЛЕНДАРЬ ВРЕМЕНИ

Этот день- 17 декабря!

17 декабря 1837 года в сердце Петербурга вспыхнул огонь. Он бушевал три дня. Казалось, сгорела лишь резиденция царей. На самом деле, в том пламени сгорела целая эпоха. А из пепла родилась новая — эпоха империи как холодной, безупречной идеи. И мы до сих пор живем в тени того, что отстроили тогда. Вечером 17 декабря 1837 года в Зимнем дворце начался пожар. Огонь, возникший из-за неисправности дымохода, пожирал деревянные перекрытия и богатую отделку. Тушить было нечем — водопровод не работал, а Нева скована льдом. Три дня гвардия и добровольцы выносили ценности на площадь, но к 19 декабря от главной резиденции императоров остались лишь почерневшие стены. Всё — убранство, коллекции, личные покои — погибло. Восстанавливать дворец поручили Василию Стасову, но главным творцом нового облика стал молодой и амбициозный Александр Брюллов. До пожара Зимний дворец был, по сути, огромным «домом» — пусть и царским. В нём была память в деталях: уютные комнаты, семейные портреты, наследственные
Оглавление

КАТАСТРОФА, ОТЛИВШАЯ ИМПЕРИЮ: КАК ОДИН ПОЖАР ВЫЖЕГ РОССИЮ «ДОМАШНЮЮ» И ПОРОДИЛ РОССИЮ «КАЗЁННУЮ»

17 декабря 1837 года в сердце Петербурга вспыхнул огонь. Он бушевал три дня. Казалось, сгорела лишь резиденция царей.

На самом деле, в том пламени сгорела целая эпоха. А из пепла родилась новая — эпоха империи как холодной, безупречной идеи. И мы до сих пор живем в тени того, что отстроили тогда.

ИСКРА, КОТОРАЯ ВСЕ ИЗМЕНИЛА

Вечером 17 декабря 1837 года в Зимнем дворце начался пожар. Огонь, возникший из-за неисправности дымохода, пожирал деревянные перекрытия и богатую отделку. Тушить было нечем — водопровод не работал, а Нева скована льдом.

-2

Три дня гвардия и добровольцы выносили ценности на площадь, но к 19 декабря от главной резиденции императоров остались лишь почерневшие стены.

Всё — убранство, коллекции, личные покои — погибло. Восстанавливать дворец поручили Василию Стасову, но главным творцом нового облика стал молодой и амбициозный Александр Брюллов.

ДОМ СГОРЕЛ. ПОРА СТРОИТЬ МАШИНУ

-3

До пожара Зимний дворец был, по сути, огромным «домом» — пусть и царским. В нём была память в деталях: уютные комнаты, семейные портреты, наследственные безделушки. Пожар эту память стёр. Осталась лишь гигантская пустая каменная коробка.

И здесь — ключевой поворот. Император Николай I увидел в катастрофе не потерю, а шанс. Шанс создать не семейное гнездо, а безупречный образ империи.

Фасады велели восстановить в точности (символ незыблемости), но внутри родилось новое пространство — пространство для ритуала поклонения власти.

Исчез прежний уют, где чувствовался масштаб человека. Его место заняла подавляющая, гигантская архитектура, созданная для прославления Империи

КАК ПЕПЕЛ СТАЛ ФУНДАМЕНТОМ НАШЕГО ВОСПРИЯТИЯ ВЛАСТИ

-4

  • Власть стала далёкой и недоступной.
    Раньше царь был похож на «батюшку» — его дом, пусть и роскошный, был всё же
    домом, и эту жизнь можно было как-то себе представить. После пожара царь стал больше похож на холодного идола, который живёт в идеальных, пустых и безупречных залах, похожих на музей. Пропасть между властью и народом стала не просто большой — она стала абсолютной.
  • Появился стиль, который должен пугать и восхищать.
    Уютный и тёплый стиль ушёл в прошлое. Его заменил «русский ампир» — гигантские залы в два этажа высотой, бесконечные одинаковые коридоры, обилие мрамора и золота. В таких помещениях не живут — в них проводят официальные церемонии.
    Главная цель этой архитектуры — вызвать у человека трепет и почтение перед мощью государства.
  • Возник образ всего «казённого» и показного.
    Обновлённый Зимний дворец стал образцом для подражания. По всей стране губернаторские резиденции, министерства и учреждения начали строить и украшать
    точно так же. Так родился единый «казённый» стиль: помпезный, парадный и безликий. Индивидуальность и уют в нём были не нужны — важнее было показать мощь и единство системы.

МЫ ВСЁ ЕЩЁ ЖИВЁМ В «ОТРЕСТАВРИРОВАННОМ ДВОРЦЕ»

Эталон 1837 года невероятно живуч. Мы сталкиваемся с его отголосками постоянно, сами того не замечая.

-5

1. Наша домашняя «парадная».
Почему в квартире часто делают идеальную, но неудобную гостиную, где нельзя расслабиться? Чтобы впечатлить гостей. Мы строим дома то же, что когда-то сделали с Зимним дворцом:
главное — не жизнь, а показ. Мы создаём маленькую «империю», чтобы доказать: мы соответствуем правилам успеха.

2. Любовь к «показной роскоши» в казённых зданиях.
Замечали, как похожи друг на друга банки, чиновничьи приёмные и дорогие новостройки? Всё те же колонны, мрамор, огромные люстры.
Это не просто дизайн — это язык власти. Эти интерьеры подсознательно говорят: «Мы богаты, сильны и недоступны». Мы перенесли этот язык из царских залов в современность.

3. Принцип «красивой вывески».
После пожара фасады дворца оставили как были — для вида. А внутри сделали всё по-новому, под свои нужды.
Этот приём теперь везде: красивый исторический фасад может скрывать внутри перестроенные офисы с евроремонтом. Власть часто работает так же: сохраняет видимость традиций и стабильности, пока внутри всё меняется под текущие задачи.

-6

Мы все привыкли к этой парадной красоте: к блестящим полам в школах, к строгим и величественным зданиям вокруг.

*** ВОПРОС К ЧИТАТЕЛЯМ ***

Как вам кажется — этот стиль, такой идеальный и холодный, делает нашу жизнь лучше? Или он, как огромный пустой зал, заставляет нас чувствовать себя не в своей тарелке и постоянно «быть на виду», вместо того чтобы просто жить?

А где вы видите такое вокруг себя? В каких местах показная пышность явно победила уют и человеческий масштаб? Поделитесь в комментариях!