Наталия Богунова родилась в Ленинграде в семье, где искусство создавалось буквально своими руками. Дедушка был театральным закройщиком. Мама, Людмила Ивановна, также работала в пошивочном цехе. А вот своего отца девочка не помнила. Ей было всего два года, когда его не стало.
Проживало семейство в большой квартире в великолепном доме рядом с Александринским театром. Здесь же, по соседству, жили балерины и певицы из «Мариинки». Наташа могла часами наблюдать за их жизнью из окна или в парадной, завороженная этим потоком грации и усталости.
И вот однажды судьба подарила ей настоящее чудо — ее пригласили в гости к одной из прославленных прим. Войдя в квартиру, девочка ожидала увидеть дворец из сказки, но оказалась в мастерской волшебства.
Да, здесь были изящные вещи: фарфоровая чашка на столе, серебряные шкатулки на трюмо. Но прямо на них, будто не замечая этой красоты, лежали растянутые, еще влажные от пота пуанты. Рядом с духами в хрустальных флаконах стояли тюбики с гримом и грубый пластырь. А на крышке рояля вместо изысканных безделушек покоилась стопка затертых до мягкости нотных тетрадей.
Сама балерина, совсем недавно сошедшая со сцены, сидела, поджав ноги, и с тихим стоном разминала опухшие, в синяках и мозолях пальцы стопы.
С этих пор Наташа заболела балетом...
К девяти годам мечта привела нашу героиню на порог хореографического училища имени Вагановой. Однако суровый вердикт членов комиссии — "девочка физически слаба" — отрезал прямой путь. Но не отбил волю.
Да и Людмила Ивановна, не сдалась, наняв дочери частного репетитора, женщину суровую и бескомпромиссную. Год спустя Наташа с легкостью прошла отбор и была принята в училище. Интересно, что ее одноклассником в те годы стал юный Михаил Барышников.
Когда в их училище приехал Игорь Таланкин, снимающий картину «Вступление», всех девочек в пачках строем вывели на смотр. Но взгляд режиссера сразу же упал на хрупкую, почти воздушную и не по-детски пронзительным взглядом Наташу. Она идеально подходила на роль юной героини.
Однако "нимфетка с лицом ангела" наотрез отказалась сниматься. Кино, как ей объяснили, требовало погружения в чужие трагедии, слезы, отчаяния... Зачем ей этот хаос чувств? Когда у нее уже есть четкий путь балерины, где страдание претворяется в идеальную форму па, а не в беспорядочные рыдания.
— Не хочу я в их кино, - Наташа швырнула пуанты в угол. — Там плакать надо.
Людмила Ивановна не подняла глаз от работы, только ее пальцы на мгновение замерли с иглой.
— А в балете не надо? Каждый день через "не могу", это разве не слезы?
— Это другое! Там все по правилам. А тут… я не умею.
— Научат, - голос мамы прозвучал спокойно и твердо. Она, наконец, отложила работу и посмотрела на дочь. — Нина Ургант, Любовь Соколова— мастера. У них поучишься. Лучше, чем у любой балетной примы.
Наташа задумчиво покрутила перед собой прядь волос:
— А если… если у меня и правда получится?
— Получится, Наташенька И тогда про тебя узнает не только Ленинград. Весь мир...
Так и вышло. Картина получила признание — Специальный приз жюри на кинофестивале в Венеции. Через года Богуновой предложили главную роль в пронзительной картине Михаила Калика «До свидания, мальчики!», а затем еще одну в фильме «Мальчик и девочка».
Несмотря на ангельскую внешность, нрав у юной Богуновой был далеко не сахарный. Евгений Стеблов, ее партнер по фильму «До свидания, мальчики», позже вспоминал строгий наказ режиссера: взрослым актерам — ни намека на флирт, перед ними же школьница.
Но, кажется, саму Наташу это подчеркнутое "благонравие" лишь подзадоривало. Однажды, исподтишка пригубив дешевого вина и захмелев, она сама принялась играть в опасную игру, с лукавым видом зазывая коллег к себе в номер.
Но когда дело дошло до съемок настоящей любовной сцены, вся показная дерзость испарилась. Девушка вдруг оробела, признавшись, что боится… гнева своей школьной учительницы.
Однако настоящим испытанием стал не мимолетный страх, а суровая реальность. Кинематограф требовал полной отдачи, и во время съемок Наташа заметно поправилась. Путь в балет с его жесткими стандартами для нее окончательно закрылся.
Но все это было уже неважно. Сразу после окончания школы она подала документы в театральные ВУЗы Москвы. И была принята во ВГИК, в мастерскую Бориса Бабочкина.
Еще на первом курсе ВГИКа Богунова получила роль Дэзи Гарвей в «Бегущей по волнам». Съемки проходили в Болгарии. А гостиничный номер юной актрисе приходилось делить с самой Маргаритой Тереховой. Однако судьба фильма оказалась драматичной: его сценаристом был Александр Галич, и после эмиграции поэта ленту положили на полку.
Но поток предложений не иссякал. Наталию пригласили в «Мужской разговор» Игоря Шатрова, затем на роль Снегурочки в «Весеннюю сказку».
Сразу было ясно, что Богунова станет объектом всеобщего обожания. Уже на первом курсе за ее расположение развернулась негласная борьба, в которую включилась добрая половина ВГИКовских мужчин. Но выиграть ее было суждено только одному...
Студент пятого курса режиссерского факультета Александр Стефанович быстро вычислил, что банальные ухаживания за такой красивой девушкой растворятся в общем потоке. Нужен был яркий, запоминающийся, почти кинематографичный жест.
Его козырем стало спортивное прошлое. До ВГИКа парень серьезно занимался легкой атлетикой в школе олимпийского резерва. И вот как-то раз в главном холле, собрав вокруг однокурсников, он громко, нарочито бравируя, бросил вызов:
— Спорим, что перепрыгну сразу через оба стола? Без разбега!
Кто-то из парней недоверчиво хмыкнул. Этого было достаточно. Александр отступил на несколько шагов, оценил расстояние и, оттолкнувшись, с легкостью преодолел препятствие. Приземлился четко, почти бесшумно, под гул одобрения и аплодисменты.
— Ну, выиграл пари, - с деланной небрежностью сказал он, но его взгляд искал один-единственный.
И в этот миг он поймал ее глаза. Наташа смотрела на него с восхищением!
После этого у них закрутился роман. Жизнь в институтском общежитии в те годы была суровой, никакой личной жизни: по четыре человека в комнате, двери почти никогда не закрывались. Чтобы выкроить свое пространство, влюбленные пошли на хитрость. Захватили одну из душевых на мужском этаже, подобрав ключи. Даже притащили туда из коридора потертый диван.
Гулкое кафельное помещение со ржавыми гудящими трубами и стало их первым семейным гнездом.
Получив диплом ВГИКа, Богунова прошла конкурс в Театр имени Моссовета и мгновенно очаровала его патриарха — главрежа Юрия Завадского. Несмотря на солидный возраст (ему было уже под восемьдесят), это был крепкий, деятельный и властный мужчина с безупречным вкусом. Его расположение открывало многие двери.
Однажды после репетиции он пригласил молодую актрису в свой кабинет, чтобы обсудить роль. Разговор шел ровно, пока Завадский, глядя на нее поверх очков, не спросил с легкой улыбкой:
— Как устроились, Наталия? Никто не донимает?
— Все чудесно, Юрий Александрович, спасибо, - вежливо ответила та, не понимая подтекста.
— И от нашей общей знакомой избавились? - уточнил он, и в его глазах мелькнула искорка смеха.
Наташа, смутившись, лишь пожала плечами. Тогда Завадский рассмеялся и махнул рукой:
— Ну, знаете… Та, что имеет обыкновение проверять гардероб моих актрис самым… тщательным образом. Уверена, будто я одариваю всех одинаковым бельем. Надеюсь, она вас не обыскала?
Позже, вспоминая этот разговор, Богунова смеялась. Оказалось, одна из подруг режиссера, женщина патологической ревности, имела привычку заходить в гримерки к молодым актрисам и буквально заглядывать им под юбки, выискивая доказательства мнимой щедрости Завадского на одинаковые кружевные подарки.
Этот абсурдный курьез стал для молодой актрисы своеобразным посвящением в причудливые законы театрального закулисья. Но рядом с этими странностями существовала и другая действительность.
Коллеги отмечали в Наталии удивительное сходство с молодой Верой Марецкой. Да и с самой легендой у нее сложились теплые, почти родственные отношения. Как и с другой примой театра — Любовью Орловой.
Благодаря расположению Завадского, а возможно, просто по везению, супруги быстро перебрались в собственную однокомнатную квартиру. Карьера Богуновой на сцене тоже складывалась вполне удачно. А вот с кино не везло.
Первый удар нанес Лев Кулиджанов. Артистка начала сниматься в его фильме «Преступление и наказание» в роли Сонечки Мармеладовой. Однако, отсняв несколько сцен, мэтр неожиданно заменил ее другой исполнительницей. Впоследствии многие критики сочли эту замену ошибкой. Но что значили эти поздние оценки по сравнению с болью и унижением, которые тогда пережила Наталия?
Потом история, как злой рок, повторилась. Иосиф Хейфиц утвердил Богунову на главную роль в картине «Единственная...». Начались съемки, а затем ее снова внезапно и без подробных объяснений сняли с роли. Этот удар оказался даже болезненнее первого.
В тот вечер Наташа вернулась домой бледная, будто из нее вынули душу.
— Опять, - прошептала она, не снимая пальто. — Сняли. Хейфиц сказал: "не сходится образ".
Александр молча подошел, пытаясь обнять жену, но та отстранилась.
— Почему? - в ее голосе зазвучала нарастающая истерика. — Почему все так? Кулиджанов... теперь Хейфиц... Что я делаю не так?
— Наташ, это не ты. Это система. Капризы режиссеров, чьи-то договоренности...
— Я что, для них просто расходный материал? Утвердили, поверили... и выбросили. Это уже не провал, Саша. Это приговор.
Александр искал слова утешения, оправдания, но все они казались фальшивыми. Он даже хотел снять ее в своих фильмах, но и этого не случилось. То она была занята в театре, когда у него начинались съемки, то роль требовала совсем иного типажа. Переписать сценарий под жену он не мог.
Мог только наблюдать, как ее талант и уверенность в себе постепенно разъедает эта череда профессиональных предательств...
***
Потом наступил период, когда они стали редко видеться. Наташа улетала на кинопробы в другие города, где базировались крупные студии. Они отнимали у нее недели, а затем, если везло, и месяцы съемок.
Именно в это время актриса сыграла свою, пожалуй, самую известную роль — обаятельную учительницу в культовом фильме «Большая перемена». И параллельно продолжала служить в Театре Моссовета в Москве. Александр же все больше времени проводил в Ленинграде, где снимал документальные ленты.
Так и текла их жизнь — чередой коротких лихорадочных встреч и долгих привычных расставаний. Постепенно и без громких скандалов супруги стали жить порознь...
Продолжение истории о жизни Наталии Богуновой уже готово и будет выложено на канале в ДЗЕН. Чтобы не пропустить, рекомендую подписаться на Телеграм канал, где я своевременно об этом информирую.
ЕЩЕ НА КАНАЛЕ: