Арам Хачатурян, Микаэл Таривердиев, Давид Тухманов, Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина, Любовь Казарновская, а также Филипп Киркоров, Валерия, Полина Гагарина и Shaman. Всех этих и сотни других известных музыкантов объединяет то, что учились они в легендарной Гнесинке. В 2025 году Российская академия музыки им. Гнесиных отметила свое 130-летие.
Текст: Ирина Ивина, фото: Александр Бурый
История этого прославленного учебного комплекса, включающего сегодня музыкальную академию, училище, 7-летнюю и 10-летнюю школы, неразрывно связана с семьей Гнесиных. В 1895 году они начали с небольшого училища, преподавая прямо у себя дома. В итоге разросшееся детище обессмертило имена основателей.
МУЗЫКАЛЬНАЯ СЕМЬЯ
Гнесины родом из Ростова-на-Дону, куда их родители – общественный раввин Фабиан Осипович и его супруга Белла Исаевна (урожденная Флётзингер) – переселились из Вильны. Отец происходил из беднейшего еврейского местечка Минской губернии. А вот семья матери была довольно известна в городе: Шая Флётзингер был народным певцом-импровизатором (кстати, Флётзингер в переводе с немецкого – «игрок на флейте»). Три сестры Беллы Исаевны профессионально учились музыке. Одна из них, певица Цецилия Каведани, окончила Петербургскую консерваторию и выступала на сцене театра «Ла Скала» в Милане. Музыкально одарена была и сама Белла Исаевна.
Из 12 детей в семье Гнесиных выжило 9 – четыре мальчика и пять девочек. Получив начальное образование в Ростове-на-Дону, старшие сестры, Евгения, Елена и Мария, одна за другой отправились в Москву и продолжили обучение в консерватории по классу фортепиано. Жили они у Татьяны Фигуровской, которая, видимо, была как-то связана с семьей Гнесиных. Татьяна Васильевна, преподававшая в частной гимназии французский и немецкий языки, не только приютила сестер, но и стала восприемницей Евгении.
Евгения окончила консерваторию в 1889 году с серебряной медалью. А ее сестра Елена, исключительно одаренная, из младшего отделения была переведена сразу в старшее – в класс пианиста Василия Ильича Сафонова, в 1890 году ставшего директором консерватории. Однокурсниками девушки были Сергей Рахманинов и Александр Скрябин, с которыми она дружила всю жизнь.
Заняв пост ректора, Сафонов был вынужден расстаться со своими учениками, Елену Гнесину он передает приглашенному преподавателю, победителю Первого Международного конкурса А.Г. Рубинштейна Ферруччо Бузони. Молодой пианист-итальянец называл Елену Гнесину своей самой талантливой ученицей, сулил ей блестящую карьеру и, уезжая в 1891 году работать в США, звал ее с собой, чтобы вместе выступать на концертах. Однако девушка, которой в ту пору было 19 лет, не рискнула отправиться в столь дальний путь (Елена Гнесина родилась в 1872 году, но позже исправила в документах год рождения на 1874-й, в связи с чем часто возникает путаница относительно ее возраста).
В октябре 1891 года к Гнесиным пришла беда: умер Фабиан Осипович, и семья осталась без средств к существованию. Оказавшись в сильной нужде, Елена ищет работу и в итоге устраивается учителем музыки в гимназию Арсеньевых. С этого момента начинается отсчет ее удивительной по длительности преподавательской деятельности – 76 лет!
МАЛЕНЬКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
Когда в 1893 году Елена Гнесина окончила консерваторию, у ее сестры Евгении уже созрел план открыть собственное музыкальное училище для детей и взрослых. Они дождались, когда Мария завершит курс, и 2 (15) февраля 1895 года распахнули двери для учеников – прямо в той квартире в Гагаринском переулке, в которой они жили.
Решение открыть училище горячо поддержал и Василий Сафонов: ректор нередко направлял к сестрам способных учеников. И многие абитуриенты, провалившиеся на экзаменах, поступали в консерваторию на следующий год – уже подготовленные сестрами Гнесиными. Позже училище сестер так и стали называть – «маленькая консерватория». Елена добилась разрешения городских властей на открытие официального учебного заведения – с тех пор она стала его негласной главой и взяла на себя решение организационных задач. Девушка обладала волевым характером, как говорили сестры, была «единственным мужчиной в их семье». Особенно контрастно она смотрелась рядом со старшей, Евгенией – женственной, чувствительной и романтичной дамой.
Изначально у Гнесиных не было четкой программы обучения, но с увеличением числа учеников пришлось заняться ее разработкой. Появились классы – теоретические, хоровые, ансамблевые, каждая сестра выбирала для преподавания дисциплины по душе. К примеру, малышей отдавали на обучение Марии, обладавшей куда большей мягкостью и терпением, чем ее сестры.
Друг Татьяны Фигуровской, меценат и фабрикант Александр Каверин, помог с покупкой рояля – начинали Гнесины только с одним инструментом, хотя в учебных классах положено иметь как минимум два. Плату за обучение сестры брали небольшую, а некоторые нуждающиеся и талантливые ученики обучались на льготных условиях или вовсе бесплатно. Однажды в училище Гнесиных пришел мальчик, потерявший обоих родителей, он очень хотел заниматься музыкой и со слезами просил взять его. Елена Фабиановна проэкзаменовала ребенка, тут же устроила в детдом и взяла учиться безо всякой платы. Подобные случаи не были редкостью.
В списке первых выпускников училища значилась самая младшая Гнесина – Ольга. Сестры решили, что нет смысла оплачивать консерваторский курс, и обучили ее сами. Четвертая по старшинству сестра, скрипачка Елизавета, консерваторию все же окончила. С ее приходом в училище в 1901 году учреждается новый класс – по обучению игре на скрипке. Елизавета позже встанет у истоков преподавания дисциплин и по другим струнным инструментам.
В начале ХХ века Гнесины начинают нанимать преподавателей. Одними из первых в педагогический коллектив вливаются молодые Рейнгольд Глиэр и Александр Гречанинов, после учителя набирались и из выпускников училища. Здание в Гагаринском переулке становилось тесноватым, и в 1900 году Гнесины переезжают в более просторный дом на Собачьей площадке (исчезла при строительстве проспекта Калинина, ныне – Новый Арбат. – Прим. ред.). Как-то, гуляя по Арбату, сестры обратили внимание на здание, над пятью большими окнами которого располагались барельефы пяти женских головок. Решение арендовать его было принято сразу: «Мы подумали – нас пять сестер. Сама судьба привела нас к этому дому!» – вспоминала Елена Фабиановна.
Как и прежде, незамужние сестры жили в том же здании, где и преподавали. Порой это приводило к курьезам: однажды, за утренним чаем, Елена Фабиановна услышала, как наверху в учебном классе кто-то взял фальшивую ноту. Она тут же вскочила и побежала выяснять, у какого педагога так плохо играет ученик.
РАДОСТИ И СКОРБИ
Когда младшие братья Гнесины выросли и покинули Ростов-на-Дону, сестры забрали в Москву Беллу Исаевну.
Михаил Гнесин, в 1900 году поступавший в Московскую консерваторию, не смог пройти по квоте, выделяемой для евреев, а принять православие, в отличие от своих сестер, отказался. На следующий год юноша поступил в Петербургскую консерваторию, где учился композиции у Николая Андреевича Римского-Корсакова. Григорий же, самый младший из Гнесиных, имел большую страсть к путешествиям и кочевал по городам и странам как бродячий артист. «Как это в таком благовоспитанном семействе – такой авантюрист!» – говорила о нем актриса Зинаида Райх. Судьба Григория сложилась трагически: за участие в антиправительственных акциях его дважды арестовывали – в 1905 и 1908 годах, а затем отправили в ссылку. Впрочем, и при новой власти его не ждало ничего хорошего: в 1937-м по обвинению в шпионаже Григория приговорили к расстрелу. До реабилитации в 1956 году сестры Гнесины старались не упоминать имени брата, хотя материально поддерживали его дочь Евгению.
Три из пяти сестер Гнесиных создали свои семьи. Евгения вышла замуж за историка-медиевиста Александра Савина, а Ольга – за профессора Военно-воздушной академии РККА им. Н.Е. Жуковского Дмитрия Александрова. Александровы удочерили рано осиротевшую дочь дворника Елизавету Кудряшову, которая позже обучилась у своей приемной матери игре на фортепиано, преподавала в школе-семилетке и всегда оставалась при Гнесиных. После их смерти она на общественных началах стала хранительницей музея сестер. Свои дети были только у Елизаветы Фабиановны: в первом браке, со скрипачом Александром Вивьеном, родился сын Шурик, а во втором – с мастером по изготовлению скрипок Евгением Витачеком – Фабий, ставший известным композитором.
Брак Евгении Фабиановны хоть и оказался счастливым, но во многом обрек на неудачу в личной жизни ее сестру Елену. Есть сведения, что она была влюблена в родного брата своего зятя, Витта Савина. И он отвечал ей взаимностью. Однако в то время такие «перекрестные» супружества в обществе порицались. Елена Фабиановна так никогда и не вышла замуж. Все свои силы она отдавала многочисленным ученикам, а больше всего привязалась к своему племяннику и крестнику Шурику Вивьену. Мальчик отличался неординарным музыкальным дарованием и пробовал себя как композитор. Елена Фабиановна писала, что «его талант граничит с гениальностью». Наставница взяла обучение крестника в свои руки. Как-то раз она привела 7-летнего Шурика к Сергею Рахманинову. Прежде чем войти, она предупредила племянника, что он сейчас познакомится с великим композитором. В ответ Шурик удивленно спросил: разве не все великие композиторы давно умерли? Сергей Васильевич уже открывал дверь и услышал этот непосредственный вопрос. «Я еще живой, милый мальчик», – улыбнулся он гостям.
Увы, вскоре после этой встречи Шурика не стало. Он скоропостижно скончался в 8 лет, в два дня сгорев от дифтерии. Его смерть стала страшным ударом для Елены Фабиановны, от которого она не могла оправиться всю жизнь: за несколько часов женщина поседела и некоторое время не могла даже притронуться к роялю. Лишь работа и занятия с учениками помогли ей справиться с горем.
Потери Гнесиных на этом не закончились. В том же году умирает Белла Исаевна, а в 1918-м – Мария Фабиановна. После революции без вести пропадает брат Владимир: Гнесины полагали, что он погиб, однако в 1922 году узнали, что он через Константинополь выехал в США, где прожил еще много лет, не поддерживая связи с семьей. В 1915-м в расцвете сил внезапно умирает близкий друг Гнесиных, композитор Александр Скрябин (см.: «Русский мир.ru» №3 за 2022 год, статья «Мистический романтик»).
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Видя, как бесславно после революции оканчивают свои дни частные учебные заведения, сестры Гнесины решают передать свое училище вместе со всем инвентарем и обстановкой новым властям и обращаются с ходатайством в Народный комиссариат просвещения. Во многом удачному исходу этого дела содействовало давнее знакомство Гнесиных с наркомом Анатолием Луначарским. В годы Гражданской войны, отчаявшись из-за недостатка денег и продуктов, Елена Фабиановна решилась отправиться к нему в Кремль – и в своей посетительнице Анатолий Васильевич узнал девушку, с которой познакомился в 1901 году во время отдыха в имении Гончаровых Полотняный Завод (см.: «Русский мир.ru» №6 за 2016 год, статья «Полотняный Завод»). В тяжелые годы становления СССР Луначарский покровительствовал Гнесиным, утверждая, что их училище – «это совершенно исключительная школа. Я знаю лишь очень немного учебных заведений, считая все типы школ в Москве, которые доставляли бы мне столько радости своей деятельностью и добросовестностью и необычайно плодотворной работой».
В июле 1919 года национализированное училище Гнесиных переименовывают во Вторую московскую государственную музыкальную школу, а Елена Фабиановна становится ее заведующей. Плата за обучение с учеников больше не взимается. В следующем году, к 25-летию училища, школе присваивается звание показательной и происходит ее реорганизация: младшее отделение теперь становится Детской школой I ступени, а старшее – Третьим государственным показательным музыкальным техникумом. Гнесины подключаются к работе Музыкального отдела Народного комиссариата просвещения (МУЗО), привлекаются к реформе музыкального образования, согласно которой в стране утверждалась трехступенчатая система музыкального образования: школа – техникум – консерватория. Так, Евгения Савина-Гнесина стала одним из основных авторов программы для детских музыкальных школ, утвержденной для всех учреждений I ступени в РСФСР. Елена Фабиановна стала заведующей хозяйственной частью Культпросветкомиссии месткома МУЗО, заместителем председателя объединенного месткома музыкальных школ и одним из основателей художественного профсоюза музыкантов-педагогов. Ее также привлекают к разработке учебных планов и программ.
В эти годы приток учеников и в училище, и в школу значительно возрос. Елена Гнесина писала Рахманинову в 1921 году: «Школа переполнена – сейчас у нас 387 учащихся! Как только школа стала государственной и, стало быть, бесплатной для учащихся, вся Москва захотела учить своих детей только в нашей школе». Преподавателям пришлось усложнить конкурсные испытания, чтобы сократить набор.
В 1923 году в техникуме открывается творческий отдел, в котором начинают учиться композиторы и теоретики музыки – им заведует Михаил Гнесин. Он долго не решался переехать в Москву, после окончания Петербургской консерватории более десяти лет жил в Ростове-на-Дону и даже задумывался об эмиграции в Палестину. Но все же приехал к сестрам. Одним из наиболее выдающихся его учеников стал композитор Арам Хачатурян. Примечательно, что именно Гнесины разглядели талант в приехавшем к ним из Тифлиса 19-летнем юноше, который был готов играть на чем угодно, даже на барабане, но не знал нотной грамоты. Проэкзаменовав Хачатуряна, Елена Фабиановна вынесла вердикт: у абитуриента идеальный слух, но учиться играть ему нужно с самых азов. Позже она направила его в класс брата-композитора. К слову, после ухода Гнесина на пенсию именно Хачатурян занял должность заведующего кафедрой и воспитал плеяду звездных учеников, самым известным из которых стал, пожалуй, Микаэл Таривердиев.
С 1925 года образовательное учреждение получило право на приписку «имени Гнесиных»: заслуги семьи были признаны официально. Однако у Гнесиных хватало и недоброжелателей. Впервые они подверглись серьезной критике в конце 1920-х годов со стороны Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ). В журналах ассоциации «Пролетарский музыкант» и «За пролетарскую музыку» началась травля семьи, при этом особенно доставалось Михаилу Фабиановичу. Гнесиных обвиняли в семейственности, буржуазности, пособничестве классовому врагу, возмущались тем, что ученики регулярно играют произведения опального Сергея Рахманинова, а на вступительных испытаниях в консерватории приверженцы РАПМ демонстративно «заваливали» способных выпускников училища. В 1929 году Елена Гнесина была вынуждена уйти с должности директора техникума и стать заведующей учебной частью. Преследования прекратились с ликвидацией РАПМ в апреле 1932 года – Елена Фабиановна не только вновь взяла бразды правления в свои руки, но и смогла убедить власти в необходимости расширения. По ее ходатайству техникуму предоставили соседнее по Собачьей площадке здание – просторный особняк славянофила и философа Хомякова, где ранее располагался Музей быта 1840-х годов.
«ДАЙТЕ МНЕ ГВОЗДИ!»
В конце 1930-х годов стало ясно, что заведению Гнесиных требуется новое здание: число учеников выросло критически. Тогда же стало известно об утверждении властями нового градостроительного плана, подразумевавшего прокладку через Собачью площадку и ряд других арбатских улиц проспекта Калинина. Елена Фабиановна начинает хлопотать: необходимо было найти место для нового здания учебного комплекса, разработать архитектурный проект, ходить по инстанциям, чтобы добиться лучших условий. Появилась надежда, что в новом здании появится уже третья ступень музыкального образования – институт, приравненный к консерватории.
Елена Фабиановна подыскала для строительства подходящую площадку неподалеку от прежнего адреса – на улице Воровского (ныне – Поварская). На этом месте ранее располагалась снесенная в 1936 году церковь Бориса и Глеба. В новом здании, спроектированном архитектором Алексеем Тишиным, предусматривались большой учебный комплекс, концертный зал и жилые помещения для сестер Гнесиных, вновь изъявивших желание поселиться там же, где будут работать. Строительство началось в 1937 году и прекратилось с началом Великой Отечественной войны.
Елизавета, Ольга и Михаил Гнесины эвакуировались из Москвы и работали в музыкальных учреждениях других городов (Евгения Фабиановна умерла в 1940 году). А Елена Фабиановна отказалась покидать столицу и училище. Несмотря на распоряжение властей прекратить занятия, оставшиеся преподаватели продолжали неофициально работать. В октябре 1941 года в Москве объявили военное положение и Елену Фабиановну как депутата Моссовета заставили эвакуироваться в Казань. Однако в том же месяце училище открылось. Оставшиеся в столице педагоги, испытывавшие большую нужду и замерзавшие без дров, собирались на Собачьей площадке на ночные дежурства, скидывали с крыши зажигалки, чинили белье для раненных из ближайшего госпиталя, шили рубашки, работали санитарками. То и дело выли сирены воздушной тревоги, во время налетов сотрудники с учениками спускались в подвал дома.
Узнав, что училище функционирует, Елена Гнесина добилась разрешения вернуться в Москву и в январе 1942 года отправилась в столицу. В мороз 70-летняя женщина пешком добралась с Казанского вокзала до Арбата и очень удивила педсостав своим неожиданным появлением. С ее возвращением к работе в училище и в Моссовете, где она состояла депутатом, жизнь гнесинцев улучшилась: стали появляться продукты, дрова и даже какая-то одежда. Директор также занималась организацией многочисленных концертов своих учеников в госпиталях и на фронте.
В 1944 году вышло постановление о создании Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, и уже 1 сентября новый вуз принял первых студентов. При этом в учебном комплексе сохранялись средняя (училище) и младшая (музыкальная школа) ступени. В следующем году на праздновании полувекового юбилея училища, за несколько месяцев до Победы, при высоких гостях Елена Фабиановна произносит речь, в которой убеждает в необходимости ускорить строительство нового здания. «Дайте мне гвозди!» – взывает она. И добивается цели: уже в 1946 году первая очередь здания на улице Воровского была введена в строй. С появлением свободных площадей становится возможным открыть новое звено учебного комплекса – специальную школу-десятилетку для музыкально одаренных детей. Первых ее учеников отобрали среди наиболее талантливых детей школы-семилетки.
ПРИВЫКШАЯ ЖИТЬ ДОЛГО
После того как здание было достроено, Елена и Ольга Гнесины, продолжавшие жить в старом доме на Собачьей площадке, вселяются в здание института на Воровского. Вместе с ними в новую квартиру переезжают приемная дочь Ольги Фабиановны Елизавета Кудряшова и любимая кошка Пчелка. Елене Фабиановне, которой исполнилось уже 75 лет, переселение дается непросто. Юрий Муромцев, преемник Гнесиной на посту директора института, вспоминал, что накануне переезда Гнесина была особенно мрачна. Она сидела в кресле в своем опустошенном кабинете с собранными вещами и с тоской разглядывала голые стены. «Юрий, я жила в этом доме 48 лет. Тут прошла моя молодость и лучшие годы, связанные с развитием нашего детища – музыкального училища. В этом доме бывали крупнейшие музыканты, тогда еще молодые Рахманинов, Скрябин, Глиэр, Гречанинов и многие другие, которые поддерживали практически своим участием или морально наше молодое начинание. В этих стенах учились и окончили училище Оборин, Хачатурян, Хренников», – говорила она. Но все обошлось: новая квартира была спроектирована по подобию старой, так что к концу следующего дня Муромцев обнаружил Гнесину в хорошем расположении духа. В новом жилище даже мебель была расставлена так же, как и на прежнем месте: книжные и нотные шкафы, полки, письменный стол, аквариум, два рояля, один из которых когда-то Гнесиной помог выбрать сам Рахманинов. Даже портреты висели на стенах в том же порядке, как на Собачьей площадке. К слову, так же все они висят и сегодня.
В послевоенные годы Гнесиным пришлось пережить еще одну волну травли: семью обвиняют в космополитизме, пишут доносы, требуют их смещения с постов. Чтобы сохранить в вузе кафедру композиции, Михаил Фабианович был вынужден уйти на пенсию. Елизавету Фабиановну без ведома Елены Гнесиной увольняют, что во многом стало причиной ее скорого ухода из жизни. Нападки на Гнесиных прекращаются лишь со смертью Сталина в 1953 году, после этого Елена Фабиановна снимает с себя полномочия директора и становится художественным руководителем Гнесинки. Эту должность ввели специально для нее.
Елена Фабиановна, пережившая всех своих братьев и сестер, всегда боялась чего-то не успеть и на своих юбилеях любила повторять: хоть ей уже много лет, но хотелось бы прожить еще парочку, чтобы достроить высотное здание училища рядом с основным, общежитие для студентов, решить разные организационные вопросы… В последние годы жизни, после перелома ноги, она не могла передвигаться самостоятельно. Но ругалась, если кто-то пытался ограничить часы ее посещений и призывал подумать о своем здоровье. Она прожила 95 лет и оставила после себя целую музыкальную империю.
После смерти Елены Фабиановны в 1967 году ее квартира, как и было завещано, превратилась в музей. Он открылся для посетителей три года спустя и стал единственным в Москве мемориальным музеем в стенах учебного заведения. У гнесинцев даже сложилась особая традиция: здесь они проходят посвящение в студенты, получают зачетные книжки и делают общую фотографию группы на лестнице с витражом. Музей могут посетить все желающие, но только по предварительной записи.
ПОСЛЕ ГНЕСИНЫХ
В 1970-е произошло значительное омоложение преподавательского состава: министр культуры Екатерина Фурцева назначила Юрия Муромцева директором Большого театра СССР. На его место пришел Владимир Минин, и далеко не все сотрудники «старой гвардии» смогли принять новое руководство. Между тем дело Гнесиных жило. Вуз вышел на международный уровень: педагоги и студенты стали отправляться на зарубежные стажировки, а иностранцы начали приезжать в Москву на учебу. Сегодня в Гнесинке учатся ребята из 50 стран.
На советских голубых экранах все чаще блистали певцы – выпускники Гнесинки. От консерватории она всегда отличалась большей неформальностью. Именно здесь стали первыми в стране появляться совершенно неконсерваторские специальности. Так, в 1984 году был открыт эстрадный факультет, позже возникли и другие популярные отделения: музыкальной звукорежиссуры (с 1987 года), музыкального менеджмента (с 2000 года), мюзикла и шоу-программ (с 2022 года).
С 1992 года и по сей день высшая образовательная ступень учебного комплекса именуется уже Российской академией музыки. Конечно, имени Гнесиных.