Найти в Дзене
Переезд в Краснодар

Перенаселение Краснодара. Ждать ли нам этой проблемы?

Перенаселение Краснодара — как часто об этом начали говорить. О Краснодаре вообще любят поговорить, особенно те, кто никогда здесь не был. Такой уж удел популярности — без зависти никак) Грустно, что говорят о нём в основном те, кто не разбирается ни в урбанистике, ни в особенностях Краснодара, а зачастую пишут о нём те, кто даже фотографию Краснодара разместить не может, так как бывал здесь один раз, а может и не был вообще. Вот вам и проявление прекрасной свободы слова, которая искажает вашу картину мира. Не забывайте о моём канале в МАХ, если ещё не подписаны - там много всего про Краснодар и Краснодарский край. Ну кому по прежнему лучше в телеграм - там я уже много лет - вот здесь можно посмотреть на канал. Помните «Три тополя на Плющихе»? Если смотреть глазами главной героини — есть, а вот если глазами водителя — нет, хотя, если бы тот водитель посмотрел на сегодняшний Краснодар, наверное бы начал строчить комментарии: «Понаехали! Пробки!!!» — он же водитель) Но суть вы поняли? С
Оглавление

Перенаселение Краснодара — как часто об этом начали говорить. О Краснодаре вообще любят поговорить, особенно те, кто никогда здесь не был. Такой уж удел популярности — без зависти никак) Грустно, что говорят о нём в основном те, кто не разбирается ни в урбанистике, ни в особенностях Краснодара, а зачастую пишут о нём те, кто даже фотографию Краснодара разместить не может, так как бывал здесь один раз, а может и не был вообще. Вот вам и проявление прекрасной свободы слова, которая искажает вашу картину мира.

Не забывайте о моём канале в МАХ, если ещё не подписаны - там много всего про Краснодар и Краснодарский край. Ну кому по прежнему лучше в телеграм - там я уже много лет - вот здесь можно посмотреть на канал.

А есть ли перенаселение Краснодара, и нужно ли его ждать?

Помните «Три тополя на Плющихе»? Если смотреть глазами главной героини — есть, а вот если глазами водителя — нет, хотя, если бы тот водитель посмотрел на сегодняшний Краснодар, наверное бы начал строчить комментарии: «Понаехали! Пробки!!!» — он же водитель) Но суть вы поняли? С одной стороны, проблема эта уже есть, с другой стороны, она очень сильно преувеличена. Вы спросите как так? Всё очень просто: называется это «позиция наблюдателя», т. е. точка, из которой вы смотрите.

Не понимаете? Давайте коротко объясню: если вы вдруг решили поселиться за городом и нашли работу где-то в центре города, то ехать вам от дома каждое утро очень и очень долго, а именно час, иногда полтора, если, конечно же, вы перемещаетесь на автомобиле. Поселившись в районе, который строился в каком-нибудь 2020 году на скорую руку, как Губернский, к примеру, вы получите огромные проблемы с парковкой, выездом и даже поликлиникой, детскими садами и школами, а если вы вдруг решили, что ваше призвание связано с транспортом: вы таксист, логист, водитель транспорта, курьер или мастер по вызову для решения бытовых задач — пробки для вас будут страшной явью, и вы будете рассказывать о них всем, кого встретите, так как в них вы будете жить.

Открою Вам секрет, как и любой таксист в любом мегаполисе)

Это не значит, что для остальных пробки не существуют, значит только то, что для обычного человека в любом большом городе - час в пути на работу - это просто цифра, с которой он сталкивается каждый день и умеет ей управлять, к примеру начиная работать пока едет в автомобиле. Как я лично решила для себя проблему краснодарских пробок - я говорила в МАХ, если кому-то интересно - подписывайтесь.

Краснодар перенаселён? Там действительно так плохо?

Начнём с того, что единого критерия перенаселённости нет — есть несколько показателей, которые принято употреблять в мировой урбанистике, такие как: плотность населения выше 15 000 чел/км2 считается высокой, в Краснодаре она около 1 500 чел/км2, в Москве для сравнения 5 000 чел/км2, жилищная обеспеченность — это количество комнат на каждого члена домохозяйства (в России на каждого должно приходится 18 метров, здесь Краснодар тоже мало чем отличается от других регионов.

Наверное население здесь приростает очень быстро? Так, что город должен превратиться в индийский Мумбаи? Самое интересное, что нет)

*Резкий скачок в 2021 году обусловлен не одномоментным приездом людей, а уточнением данных по результатам Всероссийской переписи населения.
*Резкий скачок в 2021 году обусловлен не одномоментным приездом людей, а уточнением данных по результатам Всероссийской переписи населения.

Если вы посмотрите на цифры, то увидите, что прирост очень даже скромный, в год максимум приезжает около 1,5%, некоторые годы чуть больше, но каких-то скачков нет, не считая 2021 года, но это связано с уточнениями данных.

Я попыталась понять что считается нормой для города по приросту населения. И есть достаточно устойчивый показатель - это ООН-Хаббитат, на которые так или иначе ориентируется весь мир, когда пытается понять на сколько всё с перенаселением хорошо или плохо. Так вот, по этому показателю оптимальный диапазон для региона 1%-2% - такой темп позволяет экономике города расти, обновлять рабочую силу и привлекать инвестиции, при этом городские службы (транспорт, школы, больницы) успевают адаптироваться к нагрузке. Интересно, да.

Перенаселённость Краснодара субъективные показатели.

Если же удалить из поля зрения всех тех, кто считает, что в Краснодаре повышенная влажность, просто потому что прочитал это в сгенерированном тексте Врагопедии, считает, что всё лето здесь стоит невыносимая жара за +40, а в Краснодаре прямо в аэропорту человек, приезжающий сюда, попадает в заросли амброзии, которые как первую преграду должен преодолеть, чтобы попасть в город, и оставить адекватных людей, то есть некоторые моменты, влияющие на качество жизни и говорящие о том, что город перенаселён. И эти моменты используются во всемирной практике:

  • Индекс транспортной задержки — время в пути в час пик не должно превышать время по свободным дорогам более чем на 50–60%. И, конечно же, здесь у нас большой разрыв! Нет, даже не большой, а огромный. В Краснодаре пробки есть, дорог не достаточно, и конечно же люди испытывают неудобства.
  • Нагрузка на социальную инфраструктуру: поликлиники, детские сады, школы. Года три назад это была настоящей проблемой, сегодня уже не такая явная, но самое интересное, что уже сейчас построено такое количество школ и детских садов благодаря давлению на застройщиков и принятым законам, что вопрос почти решился, и здесь я не преувеличиваю.

По сути, все разговоры о перенаселённости очень близки к понятию «комфорт в городе». Согласны? И вот здесь кроется множество разных моментов, когда среднее значение не всегда правильное, а субъективное кажется наиболее правдивым.

К примеру, представьте человека, который приехал в Краснодар из Мурома Владимирской области. Он там прожил всю жизнь, всю жизнь работал на ЗАО «Муром» и вот решил переехать в Краснодар (варианты: Мценск Орловской области, Клинцы Брянской области, Рославль Смоленской области или Старый Оскол Белгородской — по сути, психология схожа).

Итак, приезжает человек, и что он видит в Краснодаре? Он видит настоящий муравейник: пробки, толпы людей, столько, сколько он видел только на День города. Конечно, ему некомфортно, конечно, он уедет испуганный (прошу не обижаться, если вы из небольшого города, имею право над вами шутить, так как сама половину жизни прожила в таком городе).

Совсем другое дело, если человек приезжает из мегаполиса — он видит некий гибрид полумиллионника и мегаполиса, при этом в зависимости от места и района эмоции могут отличаться — окажись вы в каком-нибудь Музыкальном, особенно в его старой части, волосы дыбом могут встать даже у лысых, а окажись в хорошем районе — будете приятно удивлены, но масштаб, приезжая из мегаполиса, для вас всё равно будет недостаточным.

В общем, снова «эффект наблюдателя» — всё зависит от того, кто смотрит.

Как же понять, что есть на самом деле, есть ли какие-то рейтинги, которые бы оценивали это всё более или менее объективно, все города по единым критериям?

Что говорит статистика, даже если вы ей не верите - прислушаться стоит!

Этот момент статистическим нигилистам лучше пролистать. Можете вспомнить какую-нибудь крылатую фразу про ложь, большую ложь и статистику, а ещё посмотреть, кто на самом деле её произнёс (не кому приписывается, а кто на самом деле автор), и подумайте, зачем. Для нормальных думающих людей, которые хотят разобраться, информация будет полезной. - методика вот здесь.

Вот уже семь лет в России существует глобальное исследование «Индекс качества городской среды», исследование масштабное, по всем городам, проводит его Минстрой и Дом.РФ. Критериев там великое множество, несколько тысяч, включая и спутниковые снимки, и глубокую аналитику по BigData — в общем, если интересно.

По качеству городской среды Краснодар на восьмом месте среди городов -миллионников, если не знаете, что городов-миллионников у нас 16 и Краснодар в него попал только пару лет назад, до этого он в крупнейшие города не входил.

А теперь, следите за руками. Это не мои данные, а официальные критерии оценки - система 60-бальная - вот данные Краснодара за 2024 год(2025 года пока нет):

Индекс качества городской среды Краснодара.
Индекс качества городской среды Краснодара.

А вот так выглядит рейтинг, обратите внимание какой небольшой разрыв у Краснодара с соседями(напоминаю - это 2024 год, а за 2025 построено какое-то невероятное количество детских садов и школ, дорог и развязок и вероятно в 2025 году мы будем немного иначе выглядеть:

Города-миллионники по индексу городской среды в порядке убывания
Города-миллионники по индексу городской среды в порядке убывания

К слову, если интересно, по критерию «Озелененные пространства» Краснодар на третьем месте (это для тех, кто рассказывает о том, что здесь мало зелени).

Обернитесь в 2015 год - увидите что изменилось!)

Некоторые люди, склонные обвинять внешние причины в своих неудачах, любят говорить: «Хватит сюда ехать!» или «Раньше было лучше!». На самом деле, чтобы показать несостоятельность их мнения, достаточно сравнить Краснодарский бюджет десять лет назад и сейчас, сравнить уровень качества дорог, уровень той же городской среды. Перенаселение пока городу не грозит, а вот то, что есть прирост даже в сегодняшней демографической ситуации, делает Краснодар одним из самых перспективных городов для жизни. Что такое прирост (пусть даже официальный и неофициальный сильно отличаются) — это деньги для города, клиенты для бизнеса, новые мозги для науки, и, наконец, ЗНАЧИМОСТЬ ГОРОДА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ! Город, в котором официально проживает 1,2 миллиона, а фактически 1,7–2,2 (цифры называются разные), совершенно иначе рассматривается с точки зрения федеральных субсидий. Города, где сосредоточено больше населения, нужно любить, и они ответят взаимностью, поэтому и появляются новые дороги, новые больницы, школы, детские сады, инфраструктурные объекты и растут заработные платы.

Через пять - шесть лет Краснодар будет четвёртым по населению в России, что может(такая вероятность появится) сделать его Городом Федерального Значения, а это уже совсем другая история, так что больше людей - это не меньше - люди приводят деньги, люди производят товары и услуги, а значит платят налоги и делают регион богаче.

Хорошего дня!