Проезжая Мыюту я своим экскурсантам всегда рассказываю, что:
- Село существует с 1847 года
- Название имеет несколько трактовок: «кошачья гора», «змея», «змеиный».
- Село было миссинерским центром.
- Здесь была открыта первая на Чуйском тракте миссинерская начальная, а потом и церковно-приходская школа.
-Некогда Мыюта была более значимым селом, нежели Шебалино.
- В районе Мыюты, на берегу Семы была «женская командировка», где содержались женщины, занятые на строительстве Чуйского тракта…
В 1934 году на всем Чуйском тракте было 11 колонн размещения заключенных, что были привлечены к строительству Чуйского тракта, не считая Бийского подлагпункта.
И это:
- Усть-Сема
- Мыюта
- Северный склон Семинского перевала
- Черна речка
- Туехта
- Ильгумень
- Еломан (Кор-Кечу, Еломан, Иня)
- Мены
- Курай
- Красная гора
Список этот взят из материалов, что были опубликованы в газете «Ударник Чуйского тракта».
Здесь был еще один пункт «Теухта-Онгудай», правда, что это за пункт мне не понятно. Он в этом перечне стоял третьим.
Сказать, что лагеря размещения были чисто мужскими или женскими нельзя, хотя в Мыюте действительно был женский лагерь. В других лагерях были мужские и женские бригады.
Так, кто фактически строил Чуйский тракт в тридцатых годах прошлого века?
Фактически строили Чуйский тракт три силы – три составляющие: вольнонаемные строители, население за счет трудучастия, заключенные 7 отделения Сибирских лагерей.
Ввиду дефицитности трудового баланса Ойротской области, для строительства дороги была необходима частично привозная рабочая сила, а также для этой цели активно вербовались жители Старо-Бардинского, Бийского, Алтайского районов, Шебалинского аймака.
В штате сотрудников Чуйского тракта были специальные вербовщики.
Введенная постановлением Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 1 апреля 1929 года дорожная повинность позволяла райисполкомам привлекать население к «трудовому участию» в работах по содержанию, ремонту и улучшению дорог районного и сельского значения.
Это давало новые возможности: за счет трудповинности населения предполагалось освоить до 15% от всей суммы, выделяемой на строительство.
В 1933 году произошел коренной перелом, в отличие от предыдущих лет, население принимало самое широкое участие – и колхозники, и трудящиеся единоличники.
В газете «Красная Ойротия» приводились цифры выполнения этой трудовой повинности – в 1933 году на 173% план был перевыполнен.
Чтобы ускорить темпы строительства широко применялись различные виды соцсоревнования.
Ойротия заключила договор о соцсоревновании с Хакасией в борьбе с бездорожьем.
Был «брошен вызов» строителям Тункинского тракта в Бурят-Монголии за скорейшее завершение работ по строительству трактов.
С 1932 года мощной рабочей силой на Чуйском тракте становятся заключенные 7 отделения Сибирских лагерей. Вдоль Чуйского тракта размещаются лагеря, или как их еще называли «командировки», где живут заключенные и строят дорогу и мосты.
Крупнейший в СССР наплавной деревянный мост через Бию и знаменитый мост через Катунь по конструкции инженера Цаплина С. А. также строились с помощью заключенных.
Количество бесплатной рабочей силы возрастало, из докладной записки начальника строительства Вишневского в Ойротский обком ВКПБ «О ходе строительства Чуйского тракта за первое полугодие 1933 года»:
«… для полного обеспечения строительства рабочей силой, в целях выполнения намеченной программы во всем объеме, строительным Управлением заключен договор с Сиблагом ОГПУ, который принял на себя обязательство обеспечить строительство рабочей силой в количестве 3000 чел., включая обслуги и охрану. В случае необходимости за Управлением строительства оставлено право на дополнительную заявку рабочей силы Сиблага в размере еще 1000 человек»
В первой половине 1933 года заключенных было около 4000 тысяч человек, поэтому к 1934 году возросли и темпы строительства. В лагпунктах стали возникать трудовые производственные коллективы или колонны. Их переводили на хозрасчет в целях подъема производительности труда.
Среди лагерных колонн устраивались конкурсы и соревнования, целью которых было: «добиться общего подъема производства труда всего коллектива лагерников и превратить конкурс в подлинное движение масс лагерников за досрочное окончание строительства Чуйского тракта»
Колонны могли перебрасывать по мере необходимости. Передовиков, что перевыполняли план, переводили в помощь отстающим, например, Красная гора помогала отстающему Кураю.
Кроме тяжелого труда, в лагерях проводилась культурно-массовая работа и курсы по ликвидации неграмотности.
Упорным трудом многих тысяч людей Чуйский тракт достраивается к 17 годовщине Октября, то есть к ноябрю 1934 года.
Руководитель строительства тов. Вишневский и начальник 7 –го отделения Сиблага тов. Волков в газете «Звезда Алтая» рапортуют о том, что Чуйский тракт построен, и задание партии и правительство выполнено досрочно.
1 января 1935 года Чуйский тракт сдан в эксплуатацию.
Я думаю, что нам, проезжающим сегодня Чуйским трактом, надо все это помнить и передавать тем, кто не знал, да еще забыл…
Вот, еще пример курьезного случая, который произошел с вербовщиком и описан в газете "Красная Ойротия.
"Уполномоченный Шосдорстроя по вербовке рабсилы Казанцев Константин, взяв лошадь в Чергачакском сельсовете, якобы для обмерки гравия, уехал пьянствовать в Ойрот-туру. Не руками пьяницы Казанцева вербовать рабсилу и строить Чуйский тракт..."
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора.
Буду признательна вам за донаты