Найти в Дзене
Ольга Шадрина

Алтай. «…Посмотрите направо, проезжаем «женскую командировку»…»

Проезжая Мыюту я своим экскурсантам всегда рассказываю, что: - Село существует с 1847 года - Название имеет несколько трактовок: «кошачья гора», «змея», «змеиный». - Село было миссинерским центром. - Здесь была открыта первая на Чуйском тракте миссинерская начальная, а потом и церковно-приходская школа. -Некогда Мыюта была более значимым селом, нежели Шебалино. - В районе Мыюты, на берегу Семы была «женская командировка», где содержались женщины, занятые на строительстве Чуйского тракта… В 1934 году на всем Чуйском тракте было 11 колонн размещения, не считая Бийского подлагпункта. И это: Список этот взят из материалов, что были опубликованы в газете «Ударник Чуйского тракта». Здесь был еще один пункт «Теухта-Онгудай», правда, что это за пункт мне не понятно. Он в этом перечне стоял третьим. Сказать, что лагеря размещения были чисто мужскими или женскими нельзя, хотя в Мыюте действительно был женский лагерь. В других лагерях были мужские и женские бригады. Так кто фактически строил Чуйс

Проезжая Мыюту я своим экскурсантам всегда рассказываю, что:

- Село существует с 1847 года

- Название имеет несколько трактовок: «кошачья гора», «змея», «змеиный».

- Село было миссинерским центром.

- Здесь была открыта первая на Чуйском тракте миссинерская начальная, а потом и церковно-приходская школа.

-Некогда Мыюта была более значимым селом, нежели Шебалино.

- В районе Мыюты, на берегу Семы была «женская командировка», где содержались женщины, занятые на строительстве Чуйского тракта…

Село Мыюта
Село Мыюта

В 1934 году на всем Чуйском тракте было 11 колонн размещения заключенных, что были привлечены к строительству Чуйского тракта, не считая Бийского подлагпункта.

И это:

  • Усть-Сема
  • Мыюта
  • Северный склон Семинского перевала
  • Черна речка
  • Туехта
  • Ильгумень
  • Еломан (Кор-Кечу, Еломан, Иня)
  • Мены
  • Курай
  • Красная гора

Список этот взят из материалов, что были опубликованы в газете «Ударник Чуйского тракта».

Здесь был еще один пункт «Теухта-Онгудай», правда, что это за пункт мне не понятно. Он в этом перечне стоял третьим.

Сказать, что лагеря размещения были чисто мужскими или женскими нельзя, хотя в Мыюте действительно был женский лагерь. В других лагерях были мужские и женские бригады.

Так, кто фактически строил Чуйский тракт в тридцатых годах прошлого века?

Архивное фото
Архивное фото

Фактически строили Чуйский тракт три силы – три составляющие: вольнонаемные строители, население за счет трудучастия, заключенные 7 отделения Сибирских лагерей.

Ввиду дефицитности трудового баланса Ойротской области, для строительства дороги была необходима частично привозная рабочая сила, а также для этой цели активно вербовались жители Старо-Бардинского, Бийского, Алтайского районов, Шебалинского аймака.

В штате сотрудников Чуйского тракта были специальные вербовщики.

Введенная постановлением Всесоюзного Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 1 апреля 1929 года дорожная повинность позволяла райисполкомам привлекать население к «трудовому участию» в работах по содержанию, ремонту и улучшению дорог районного и сельского значения.

Это давало новые возможности: за счет трудповинности населения предполагалось освоить до 15% от всей суммы, выделяемой на строительство.

В 1933 году произошел коренной перелом, в отличие от предыдущих лет, население принимало самое широкое участие – и колхозники, и трудящиеся единоличники.

В газете «Красная Ойротия» приводились цифры выполнения этой трудовой повинности – в 1933 году на 173% план был перевыполнен.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Чтобы ускорить темпы строительства широко применялись различные виды соцсоревнования.

Ойротия заключила договор о соцсоревновании с Хакасией в борьбе с бездорожьем.

Был «брошен вызов» строителям Тункинского тракта в Бурят-Монголии за скорейшее завершение работ по строительству трактов.

С 1932 года мощной рабочей силой на Чуйском тракте становятся заключенные 7 отделения Сибирских лагерей. Вдоль Чуйского тракта размещаются лагеря, или как их еще называли «командировки», где живут заключенные и строят дорогу и мосты.

Крупнейший в СССР наплавной деревянный мост через Бию и знаменитый мост через Катунь по конструкции инженера Цаплина С. А. также строились с помощью заключенных.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Количество бесплатной рабочей силы возрастало, из докладной записки начальника строительства Вишневского в Ойротский обком ВКПБ «О ходе строительства Чуйского тракта за первое полугодие 1933 года»:

«… для полного обеспечения строительства рабочей силой, в целях выполнения намеченной программы во всем объеме, строительным Управлением заключен договор с Сиблагом ОГПУ, который принял на себя обязательство обеспечить строительство рабочей силой в количестве 3000 чел., включая обслуги и охрану. В случае необходимости за Управлением строительства оставлено право на дополнительную заявку рабочей силы Сиблага в размере еще 1000 человек»

В первой половине 1933 года заключенных было около 4000 тысяч человек, поэтому к 1934 году возросли и темпы строительства. В лагпунктах стали возникать трудовые производственные коллективы или колонны. Их переводили на хозрасчет в целях подъема производительности труда.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Среди лагерных колонн устраивались конкурсы и соревнования, целью которых было: «добиться общего подъема производства труда всего коллектива лагерников и превратить конкурс в подлинное движение масс лагерников за досрочное окончание строительства Чуйского тракта»

Колонны могли перебрасывать по мере необходимости. Передовиков, что перевыполняли план, переводили в помощь отстающим, например, Красная гора помогала отстающему Кураю.

Кроме тяжелого труда, в лагерях проводилась культурно-массовая работа и курсы по ликвидации неграмотности.

Упорным трудом многих тысяч людей Чуйский тракт достраивается к 17 годовщине Октября, то есть к ноябрю 1934 года.

Руководитель строительства тов. Вишневский и начальник 7 –го отделения Сиблага тов. Волков в газете «Звезда Алтая» рапортуют о том, что Чуйский тракт построен, и задание партии и правительство выполнено досрочно.

1 января 1935 года Чуйский тракт сдан в эксплуатацию.

Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Я думаю, что нам, проезжающим сегодня Чуйским трактом, надо все это помнить и передавать тем, кто не знал, да еще забыл…

Вот, еще пример курьезного случая, который произошел с вербовщиком и описан в газете "Красная Ойротия.

"Уполномоченный Шосдорстроя по вербовке рабсилы Казанцев Константин, взяв лошадь в Чергачакском сельсовете, якобы для обмерки гравия, уехал пьянствовать в Ойрот-туру. Не руками пьяницы Казанцева вербовать рабсилу и строить Чуйский тракт..."

Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора.

Буду признательна вам за донаты