Найти в Дзене
Известия

Почему растет российский госдолг и чем это отличается от кризисных сценариев?

Госдолг России за десять месяцев 2025 года вырос до 32,9 трлн рублей. Основная часть прироста пришлась на внутренние заимствования Эксперты говорят о высокой устойчивости структуры российского долга и безопасном для экономики уровне задолженности. Подробнее — в материале «Известий». По данным Минфина, госдолг России за десять месяцев 2025 года вырос на 2,8% — до 32,9 трлн рублей. Темпы роста госдолга опережают динамику ВВП, однако, как подчеркивают аналитики, это отражает активное использование заимствований для финансирования дефицита бюджета в условиях высоких расходов и ограниченного доступа к внешним рынкам капитала. — Это осознанная стратегия Минфина: вместо проедания резервов и резкого ужесточения фискальной политики (хотя это тоже частично наблюдается) государство перераспределяет нагрузку во времени, опираясь на внутренний рынок, — указывает Евгений Шатов, партнер Capital Lab. Такой подход, по его словам, оправдан, особенно при сохранении номинального роста ВВП и инфляции, кото
Оглавление

Госдолг России за десять месяцев 2025 года вырос до 32,9 трлн рублей. Основная часть прироста пришлась на внутренние заимствования Эксперты говорят о высокой устойчивости структуры российского долга и безопасном для экономики уровне задолженности. Подробнее — в материале «Известий».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Виноградов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Виноградов

Взвешенная стратегия

По данным Минфина, госдолг России за десять месяцев 2025 года вырос на 2,8% — до 32,9 трлн рублей.

Темпы роста госдолга опережают динамику ВВП, однако, как подчеркивают аналитики, это отражает активное использование заимствований для финансирования дефицита бюджета в условиях высоких расходов и ограниченного доступа к внешним рынкам капитала.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

— Это осознанная стратегия Минфина: вместо проедания резервов и резкого ужесточения фискальной политики (хотя это тоже частично наблюдается) государство перераспределяет нагрузку во времени, опираясь на внутренний рынок, — указывает Евгений Шатов, партнер Capital Lab.

Такой подход, по его словам, оправдан, особенно при сохранении номинального роста ВВП и инфляции, которые «размывают» долговую нагрузку в реальном выражении.

Устойчивая структура

При этом уровень задолженности остается умеренным и устойчивым. Ключевым ориентиром становится не абсолютная сумма долга, а его соотношение к ВВП и структура заимствований.

Так, основная часть прироста пришлась на внутренние заимствования: внутренний долг на начало ноября составил 28,3 трлн рублей, тогда как внешний — около 4,6 трлн рублей, или около 14% от общего объёма.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— Почти весь прирост приходится на внутренний долг, номинированный в рублях. Это принципиально снижает валютные риски и делает обслуживание долга управляемым инструментами денежно-кредитной политики. Внешний долг государства остаётся минимальным и, по сути, не играет системной роли, — поясняет Евгений Шатов.

Такая конфигурация сильно снижает валютные риски и делает долговую позицию более устойчивой, особенно если сравнивать с другими развивающимися рынками. С точки зрения макроэкономики — тоже выглядит относительно спокойно, добавляет Ян Пинчук, заместитель начальника отдела биржевой торговли WhiteBird.

Безопасный уровень

По соотношению с ВВП российский госдолг остается одним из самых консервативных среди крупных экономик мира, существенно ниже показателей развитых стран.

— В США, Италии, Франции, Великобритании госдолг давно превышает 100% от ВВП и продолжает расти. У многих стран ЕС на фоне отсутствия экономического роста госдолг достигает 90%. Эти страны практически живут в долгу у двух-трех последующих поколений. Такой сценарий для России категорически неприемлем, — подчеркивает экономист Андрей Лобода.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Россия остается в коридоре около 15-20% ВВП.

— Это означает, что у государства сохраняется значительный долговой резерв на случай экономической турбулентности. Нагрузка на бюджет, связанная с обслуживанием долга, остаётся умеренной, и не создаёт давления на фискальную систему. Ключевые риски в текущих условиях носят не столько долговой, сколько макроэкономический и политический характер: возможное снижение доходов бюджета, высокая стоимость заимствований и ограничения на внешние рынки капитала, — объясняет Александр Зайцев, гендиректор Atomic Capital.

Это скорее уровень стран с жёсткой фискальной дисциплиной, чем экономика, живущая «в долг». Для фондового рынка это важный сигнал: у государства есть пространство для манёвра, а риски внезапного долгового кризиса или экстренного ужесточения бюджетной политики выглядят минимальными, добавляет Руслан Спинка, директор управления продаж и клиентского обслуживания ИК Fontvielle.

Обслуживание долга

Эксперты указывают и на то, что , у России по-прежнему один из самых низких в мире показателей расходов на обслуживание долга относительно доходов бюджета. Впрочем, определенный риск представляет то, что в условиях жесткой-денежно-кредитной политики обслуживание нового долга, разумеется, становится дороже.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Также риск заключается в концентрации заимствований внутри страны: активный выпуск ОФЗ усиливает конкуренцию государства с частным сектором за рублёвую ликвидность и в теории может вытеснять корпоративные инвестиции" — отмечает Шатов.

Однако, как поясняет аналитик пока этот эффект ограничен: банковская система обладает избыточной ликвидностью, а спрос на ОФЗ со стороны институциональных инвесторов остаётся высоким.

Надежные кредиторы

Основной источник финансирования в текущих условиях — главным образом внутренний рынок государственных облигаций. Облигации федерального банка покупают российские банки, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, управляющие компании, а также частные инвесторы. Важную роль играет и ЦБ, который косвенно поддерживает рынок через операции РЕПО и управление ликвидностью.

— Внешние рынки капитала для России фактически закрыты, но с точки зрения долговой устойчивости это скорее плюс, чем минус: страна избавлена от валютных и санкционных рисков, связанных с обслуживанием внешних обязательств, — обращает внимание Шатов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

На внешнем контуре заимствования носят ограниченный характер и смещаются в сторону дружественных юрисдикций и альтернативных валютных (включая выпуск облигаций, номинированных в юанях), уточняет Александр Зайцев.

Таким образом, констатируют аналитики, долговая позиция России выглядит вполне устойчивой. Россия способна нарастить долг и выше текущих значений — если это будет необходимо. Пока же Минфин реализует осторожную стратегию, долг остается «консервативным» и на комфортном уровне.