Настроения в моём офлайновом круге общения меняются.
Ипэшники на удивление спокойно восприняли резкое ухудшение условий для малого бизнеса: кто был лоялистом, остался лоялистом, а кто фрондировал-навальнировал, продолжил в том же духе, но без дополнительного надрыва. Аполитичные предприниматели просто пожали плечами: дескать, да, нам снова подкинули расходов и головной боли, но ничего хорошего от этих затейников мы и не ждали. В целом, полагаю, средний уровень поддержки властей упал на 0–15 пунктов, в зависимости от того, насколько сильно повышение налогов ударило по конкретной фирме.
Большим сюрпризом для меня стало изменение настроений наёмных работников, занятых в малом бизнесе. Условный владелец барбершопа или кофейни имеет небольшую рентабельность, поэтому у него всего три варианта выхода из ситуации:
1. Повысить цены, переложив новые налоги на покупателей.
2. Понизить зарплаты, переложив налоги на сотрудников.
3. Закрыть бизнес.
На покупателей перекладывать не очень получаетс